Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Васильева Светлана Геннадьвна

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 г.Тары»

Тарского муниципального района Омской области

Выступление

на межрайонной научно-практической конференции

«Здоровое поколение России»

«Формирование здорового образа жизни

детей старшего дошкольного возраста

через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения»

(из опыта работы)

Выполнила:

Воспитатель

I квалификационной категории

Васильева С.Г.

Октябрь – 2011

Воспитание здорового ребёнка - одна из главнейших задач семьи и детского сада.

Важнейшим способом реализации сотрудничества воспитателей и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники деятельности детского сада.

Очень важно убедить родителей в том, какое значение имеют единые подходы к распорядку дня в семье и детском саду, как полезнее провести выходные дни в семье, какой вред наносит ребёнку перегрев и многое другое.

С целью выявления активности родителей в оздоровительной работе с детьми было проведено анкетирование, в ходе которого выявили, что родители заинтересованы в проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, готовы сотрудничать с воспитателями в данном направлении.

Особого внимания заслуживает проблема закаливания. Провожу просветительскую работу с родителями. Ежедневно обмениваемся с родителями информацией о здоровье и самочувствии детей в семье и в детском саду. Дополнительным источником информации по вопросу здоровья детей для родителей служит «Уголок здоровья», изготовленные воспитателем папки- раскладушки «Здоровый образ жизни - что это такое?», «Укрепляем здоровье», «Как провести выходной день в семье?» и др. Беседую с родителями о том, что ослабленному и болезненному ребёнку закаливание необходимо больше, чем здоровому. Что очень важна в этом роль здорового образа жизни в семье. Парциально применяю в работе авторские технологии Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье», дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой, элементы закаливания в повседневной жизни (полоскание рта солевым раствором, ходьба босиком по массажным коврикам, самомассажи рук и стоп, проветривание и др.), направленные на оздоровление детей.

Много внимания уделяю физическому воспитанию, системе физкультурно-оздоровительной работы, комплексному подходу, включающему различные компоненты здорового образа жизни: утренняя гимнастика и после сна, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги. Осуществляю рациональную организацию двигательной активности в течение дня: дозированная ходьба на прогулке и общая физическая подготовка, подвижные игры, динамические паузы между занятиями, физкультминутки на занятиях. В любое время года и погоду организую прогулки. В содержание прогулки включаю естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения типа катание на санках, дозированная ходьба в осеннее – зимний период и дозированный бег в весеннее – летний период, физкультурные занятия. На участок выношу разнообразные пособия для игр, использую игры с мячом, скакалками, кеглями, ракетками.

Предоставляю родителям полную информацию о методах и формах оздоровления в детском саду рекомендую мероприятия для профилактики простудных заболеваний в семье. Большую работу провожу по ознакомлению родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как в детском саду, так и в семье. Разъясняю необходимость соблюдения основных принципов закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальность. Провожу индивидуальные беседы, выступаю на родительских собраниях. Но самое главное, что в просветительской работе принимают участие и сами дети, выступая на физкультурных досугах, проговаривая речёвки на гимнастике.

Организую в группе выставки детских рисунков и семейных фотографий детей о проводимых в семье днях активного отдыха.

Использую разнообразные формы работы с семьями детей: совместные досуги и праздники, весёлые старты, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Использую в работе с детьми активный отдых. Он самый разнообразный: это подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами.

Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.

С детьми организую следующие формы активного отдыха: физкультурные досуги, физкультурные праздники. В них реализуется естественная потребность детей в движении и через положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка, закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Целеустремлённости, смелости, дисциплинированности, организованности.

Участие в праздниках и досугах и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие.

Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность воспитателя и родителей, их совместное участие в подготовке и программе праздника (весёлых играх, плясках, соревнованиях, аттракционах, песнях и т.п.).

Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета.

Привлечение их к участию в детских физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуры и спорта среди широких слоёв населения и является одной из форм работы воспитателя с родителями по физическому воспитанию. Кроме того, физкультурные праздники содействуют улучшению физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых.

Формировать здоровый образ жизни помогают такие праздники как «День здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «В гостях у Айболита» и др.

Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т. п.) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, режиму дня, физкультуре, спорту.

Позабавить детей, доставить им удовольствие служат шуточные праздники – развлечения. Они создают хорошее настроение от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов, изготовленных руками детей и членов их семей.

Самым универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи являются туристические походы. Туристические походы служат надёжным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Семейные туристические походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной активности. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. Походы сближают родителей, детей и воспитателей, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Привлекаю родителей к созданию и выпуску стенгазет в группе, фотовыставок,  рисунков «Спорт и мы», «Мы со спортом дружим», «Мы за здоровый образ жизни», к родительским собраниям. На собрания подготавливаем с детьми выступления для родителей в форме театрализованных инсценировок с участием игровых персонажей: Айболита, Мойдодыра, Неболейки, в которых принимают участие родители.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада приносит большую пользу воспитателям и самим родителям. Родителям предоставляется возможность посещать детский сад в любое время, они могут видеть, как живут дети в детском саду.

Родители стали активными участниками жизни группы. Нельзя не отметить их вклад в улучшение развивающей среды в группе. Они действительно становятся единомышленниками и партнёрами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

"Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» (старший дошкольный возраст)

Цель: Выстраивание взаимодействия с семьями по укреплению здоровья детей.Задачи:1.Обеспечение сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.2.Способствовать пропаг...

Развивающая предметно-пространственная среда для формирования здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)

ЗОЖ – это образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.  Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную а...

Развивающая предметно-пространственная среда для формирования здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)

ЗОЖ – это образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.  Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную а...

Проект «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни старшего дошкольного возраста»

Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости, гибкости, выносливости, быстроты реакции и др.), на формирование психических качеств (внимания, мыш...