ООД по социально-личностной направленности для возрастной группы детей 4-5 лет на тему: «Приключение пуговицы»
план-конспект занятия (средняя группа)

Касьяненко Ирина Викторовна

Представленный конспект является авторской разработкой,  соответствует задачам комплексно-тематического планирования Основной образовательной программы  МБДОУ «Детский сад №6 «Светлячок», разработанной на основе  программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  Э. М. Дорофеевой.

Занятие интегрированное. В ход его проведения  включены  элементы  образовательных областей:

- познавательное развитие (знакомства с историей возникновения пуговицы, закрепление цвета, размера, формы предмета),                                                                                                    

 - социально-коммуникативное развитие (общение детей в коллективе, закрепление  правил безопасности манипуляции с мелкими предметами),                                                                       

  - речевое развитие (беседы при ответах на вопросы, в диалоге с куклой Машей),

  -художественно-эстетическое развитие (рассматривание  пуговиц, изображение цветка нетрадиционным способом),                                                                                                                                                                                        

- физическое развитие (движение детей во время занятия)

Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов.

Занятие было проведено в рамках итогового занятия по теме недели «ОБЖ. Безопасность в быту».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  образовательной деятельности по социально-личностной направленности

для возрастной группы детей 4-5 лет на тему:

«Приключение пуговицы»

воспитателя МБДОУ «Детский сад №6 «Светлячок» г. Рыльска

Интегрируемые образовательные области:                                                                                   - познавательное развитие,                                                                                                        - социально-коммуникативное развитие,                                                                           - речевое развитие,                                                                                                                          - художественно-эстетическое развитие,                                                                               - физическое развитие.

Виды детской деятельности:  игровая ,  коммуникативная,  двигательная, продуктивная,  конструктивно-модельная,  музыкально-художественная, познавательно – исследовательская.

Тип НОД: формирование новых знаний.

Форма проведения НОД: фронтальная,  подгрупповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

 

Приёмы: беседа, рассказ, логические рассуждения , изобразительная  деятельность, наблюдение, разъяснения, пояснения, поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к поиску альтернативных решений.

Применяемые педагогические технологии:                                            

социально-коммуникативная,

развивающего обучения,                                                                            

информационно-коммуникативная,                                                                               ТРИЗ- технология,                                                                                        здоровьесберегающая.                                                                                      

Цель: формирование у детей представления о предметах окружающего мира, расширение кругозора об истории возникновения предмета.

Обучающие задачи:

дать детям знание об истории возникновения пуговицы;

закреплять понятия один – много, основные цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; форму: круг, квадрат, треугольник.

закреплять умения группировать предметы по размеру: большой – маленький.

учить детей безопасному обращению с  мелкими предметами.

Развивающие:

развивать мышление, речь, память, слуховое восприятие;

 умение концентрировать внимание детей на протяжении всего занятия;

продолжать развивать мелкую и общую моторику;

умение слушать инструкцию воспитателя.

Воспитывающие:

воспитывать гуманные чувства у детей;

умение работать в коллективе;

воспитывать основы безопасности жизнедеятельности.

Словарная работа: пуговица, ракушка, филобутонист, коллекционер.

Ожидаемый результат: 

дети получат представление  о том, как появились первые пуговицы;

обогатят активный словарь  специфическими терминами и названиями;

поупражняются сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать;

закрепят умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции; познакомятся с нетрадиционным приёмом рисования (пуговицей);

дети закрепят навык  безопасного обращения с мелкими предметами.

Предварительная работа: беседы об истории возникновении предметов;

рассматривание иллюстраций;

чтение и беседа по произведениям «История одной маленькой девочки и маленькой бусинки», «Острая палочка и беда»;

рисование нетрадиционными техниками;

 беседы по ОБЖ, ПДД.

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, шарик, картинки-половинки (разрезные картинки) , пуговицы разной формы, размера и цвета, схемы правил безопасного поведения с мелкими предметами, сухой бассейн, краски, кукла.

Ход ОД:

I. Вводная часть

Организационный момент. (Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней)

Воспитатель приглашает детей на ковёр, предлагает взяться за руки и повторить за ним четверостишие с движениями.

Психогимнастика «Улыбка»

Ты – мой друг, и я – твой друг (Ладонь направляется на друга, потом к себе),

Как прекрасен мир вокруг! (Руки разводят  стороны)

Дружно за руки возьмёмся! (Берёмся за руки)

И  друг другу улыбнёмся, (Улыбаемся друг другу)

Проблемная ситуация (или мотивация),  постановка и принятие    детьми цели НОД.

Стук в дверь. Влетает шарик с письмом.

Воспитатель: ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? Он нам письмо принёс. А вы хотели бы узнать, от кого оно и что в нём написано? (ответы детей)

Воспитатель читает письмо.

(Дорогие мои, друзья! Пишет вам ваша любимая кукла Маша. Я не могу прийти к вам в гости так как

Со мной произошла беда

Потерялся очень важный предмет у меня

Догадайся детвора ,что случилось, в чём беда?)

 Воспитатель:  ребята с нашей любимой куклой произошла беда, она не может к нам прийти, потому что что-то потеряла. А вы хотели бы узнать, что потеряла Маша и почему не может придти? (Ответы детей)

Воспитатель: если вы правильно соберёте картинки, то узнаете, что потеряла Маша.

Дидактическое упражнение: «Картинки-половинки».

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604880/img2.jpg

(дети подходят к столам, на столе разложены разрезные картинки на каждого ребёнка, при складывании половинок получаются изображения пуговиц разной формы и цвета).

Воспитатель: что у вас получилось? (пуговица)

- Какой формы?

- Какого цвета  (ответы детей)

- Послушайте, что же случилось с Машей? (рассказывает)

Как же могла случиться
Такая большая беда?
Оторвалась пуговица.
Раз и навсегда…
И укатилась неведомо куда.

Воспитатель:  для чего нам нужны пуговицы? (ответы детей) Да, ребята, в холодную погоду нужно обязательно, одеваться тепло и застёгивать  все пуговицы.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди пуговицу»

Дидактическое упражнение: «Найди пуговицу»
Я прошу хлопнуть в ладоши тех из вас, у кого на одежде есть пуговицы.
Хлопают те, у кого есть на одежде разноцветные пуговицы.
Хлопают те, у кого есть на одежде много пуговиц.                                             Хлопают те, у кого  на одежде нет пуговиц.
(Ребята хлопают)

II. Основная часть.

(Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ООД)

Воспитатель: хотите узнать, когда появилась первая пуговица? Тогда я вам предлагаю посмотреть мультфильм и узнать много нового и интересного о пуговицах.

«Открытие» детьми новых знаний.

 Просмотр мультфильма «Профессор головоломка , от куда произошли пуговицы»

Беседа по содержанию

Воспитатель: вы теперь знаете, что пуговицы были не всегда. А как люди раньше застёгивали свою одежду? (ответы детей)

Из чего были сделали первые пуговицы? (ответы детей)

Как называют людей, которые собирают пуговицы?

Воспитатель: ребята, как мы можем помочь Маше? (предполагаемые ответы)

Ребята, давайте попробуем найти Машину пуговицу.

Тогда отправляемся в путь на поиски пуговицы. Но прежде посмотрите фотографию пуговицы, которую потеряла Маша. Она её передала вместе с письмом.

Рассматривание фото пуговицы.

https://i.ebayimg.com/images/g/mL8AAOSw8dVe3A7t/s-l300.png

Воспитатель: какая была пуговица у Маши?

Дети: (ответы детей)

Вот такую пуговицу мы и пойдем искать.

Воспитатель: но на пути нам могут встречаться различные препятствия, вы готовы их преодолеть? (ответ детей) Тогда в путь.

Ходьба змейкой

(Идут друг за другом змейкой и  видят на пути 2 коробочки).

Воспитатель: посмотрите, что это? (коробочки)

Какие коробочки? (ответы детей)

Давайте посмотрим, что спрятано под тканью возле коробочек. Что это? (пуговицы).

Какие они? (ответы детей)

А мы, какую пуговицу ищем? Что бы нам было лучше видно,  есть ли нужная пуговица,  давайте их разложим  по коробочкам. Большие будем класть в какую коробку? (в большую), а маленькие? (в маленькую).

Дидактическое упражнение: «Разложи пуговицы».

Воспитатель: замечательно, а посмотрите, среди них есть пуговица, которая нужна Маше? (нет). Чем же отличаются пуговицы в коробочках? (размером)

Воспитатель предлагает  идти дальше.  Дети на пути встречают «сухие бассейны» (ёмкости с фасолью на дне, которых спрятана красная пуговица)

Воспитатель: посмотрите, какие интересные ёмкости встретились нам на пути. Я предлагаю опустить туда руки  поискать здесь нашу пуговицу.

 

Дидактическое упражнение «Сухой бассейн» (Дети на ощупь находят пуговицу).

Воспитатель: ребята, какую пуговицу нашли? (ответы детей)

А сколько пуговиц красного цвета  нашли?

Беседа по ОБЖ

Воспитатель: ребята пуговицы  относятся к мелким предметам.

А давайте с вами подумаем и скажем, как нужно обращаться с мелкими предметами, чтобы не произошла беда?  (ответы детей).

Показ схемы - правила.

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1143/09labgi0l1319568103.jpg

Воспитатель: пуговицы нельзя брать в рот, засовывать в уши, нос. Пуговицы  надо хранить в специальных шкатулках, коробочках.

Эти правила, я помещу на доске, чтобы вы хорошо их запомнили.

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (продуктивная деятельность детей)                                            

Воспитатель: ребята, я предлагаю, прежде чем  отнести нужную пуговицу Маше, нарисовать ей в подарок цветы  с помощью найденных вами в сухих бассейнах пуговиц.  Маше будет приятно,  у неё снова поднимется настроение.

Продуктивная деятельность. Дети берут пуговку, опускают её в гуашь и печатают  цветы.

Воспитатель: молодцы! У вас получились красивые цветы. А сейчас возьмём пуговицу, цветы и отнесём Маше.(Домик – ширма, кукла-перчатка Маша)

III. Заключительная часть.

Воспитатель: здравствуй Маша, мы нашли твою пуговицу и решили принести её тебе. Дети здороваются с Машей и рассказывают, что ей в подарок нарисовали цветы.

Итог. Рефлексия

Анализ от имени Маши: (воспитатель незаметно надевает перчатку-куклу Машу на руку)

Молодцы, огромное спасибо за то, что помогли мне найти пуговицу.

Воспитатель предлагает детям рассказать Маше о том, что они узнали нового на занятии.

Всегда ли были пуговицы?

Как люди раньше застёгивали свою одежду?

Из чего были сделали первые пуговицы?

Как называют людей, которые собирают пуговицы?

Правила обращения с мелкими предметами?                    

Маша: мне очень нравятся цветы, которые вы нарисовали с помощью пуговиц!

За то, что вы такие дружные, заботливые,  я хочу угостить  всех вкусным печеньем в форме круглой пуговицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Социально-личностное развитие». Образовательная область «Безопасность» для детей 6-7 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному курсу  «Социально-личностное развитие». Образовательная область «Безопасность»  для детей 6-7 лет   ...

Конспект НОД по социально-личностному развитию с детьми подготовительной группы, имеющих речевые нарушения.

Тема:  «Символика  Российской  Федерации.  Государственный  флаг  России»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....

Методическая разработка Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Знакомство с грузовым автомобилем»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свою методическую разработку - конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию, область «Безопасность» (ПДД)в пер...

Конспект ООД интегрированного вида. Познание на тему: "Весеннее приключение". Возрастная группа: дети 6 - 7 лет с задержкой психического развития.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельностиПознание на тему: «Весеннее приключение»Возрастная группа: дети 6 - 7 лет с задержкой психического развития Слайды ...