Дополнительная общеобразовательная программа, физкультурно - спортивной направленности «Крепыш»
методическая разработка (младшая группа)

Ирина Григорьевна Карелина

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.  Занятия спортивно - оздоровительного кружка играют исключительную роль в предупреждении детских заболеваний и укреплении здоровья ребёнка. Благотворное влияние занятий на организм ребёнка тем сильнее, чем больше они соответствуют его возрастным особенностям и индивидуальным способностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krepysh.docx45.08 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»

     

Принято                                                                                                                    Утверждено

на педагогическом совете                                           заведующим НРМ ДОБУ«Д/с «Морошка»

Протокол от 31.08.2022г. №1                                                                                И.Г. Сарапулова

                                                                                                        Приказ от 31.08.2022г. № 65-пу

                                                                                                     

Дополнительная общеобразовательная программа,

физкультурно - спортивной направленности

 «Крепыш»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст воспитанников – 3 -4 года

                                                                                                             Руководитель:

                                                                                     Карелина Ирина Григорьевна

воспитатель

                                                             п.Куть-Ях, 2022 г.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3                                                                                                      

I. Целевой раздел  

1.1. Цель и задачи реализации Программы…………………………………………………………..4                                                                  

1.2. Планируемые результаты освоения программы………………………………………………...5    

1.3. Форма педагогической диагностики……………………………………………………………..6

                                                                             

II. Содержательный раздел  

2.1. Краткое описание тем. Перспективное планирование………………………………………….7

2.2. Методы обучения и воспитания………………………………………………………………...10

2.3. Формы организации обучения и проведения занятий ………………………………………..11

2.4.Алгоритм занятия…………………………………………………………………………………12

2.5. Педагогические технологии……………………………………………………………………..12

2.6. Дидактический материал………………………………………………………………………...12

III. Организационный раздел  

3.1. Годовой календарный учебный график ………………………………………………………..13

3.2. Учебный план ……………………………………………………………………………………13

3.3. Расписание занятий ……………………………………………………………………………...13        

3.4. Социальное партнёрство………………………………………………………………………...13

3.5. Кадровое обеспечение…………………………………………………………………………...13

3.6 Материально-техническое обеспечение………………………………………………………...13                                                      

Список используемой литературы…………………………………………………………………..16

 

Пояснительная записка

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.  Занятия спортивно - оздоровительного кружка играют исключительную роль в предупреждении детских заболеваний и укреплении здоровья ребёнка. Благотворное влияние занятий на организм ребёнка тем сильнее, чем больше они соответствуют его возрастным особенностям и индивидуальным способностям.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.  

Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

 Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребенка.

 Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения логоритмические упражнения, в ходе занятий позволит решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь.

Задачи решаются в процессе деятельности детей в кружке «Крепыш», который проводится один раз в неделю согласно СанПИН и составляет 15 минут во второй половине дня. Количество детей в кружке – максимум 10 человек. Занятия к программе подобраны в соответствии с возрастом детей и прописаны в содержании программы, состоят из практической деятельности детей, проводятся под руководством педагога. 

Успешное решение поставленных задач на занятиях кружка достигается с помощью использования следующих педагогических принципов и методов обучения.

1. Целевой раздел

1.1. Цели и задачи программы

Цель: укрепление физического и психического здоровья воспитанников; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей; удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении; достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития.

Задачи:

  1. Знакомить детей с техникой выполнения упражнений со спортивным оборудованием.
  2. Формировать умение выполнять соответствующие физические упражнения по показу взрослого.
  3. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, координацию движений, память, внимание, воображение.
  4. Содействовать развитию основных видов движений; овладению движений имитационного характера; сюжетными подвижными играми; профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки.
  5. Улучшить работу органов дыхания для защиты организма от простудных заболеваний: развитие дыхательной мускулатуры, улучшение кровообращения в легких и в деятельности сердечно - сосудистой системы.
  6. Стимулировать биологически активные точки организма.
  7. Воспитывать эмоционально - положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

1.2 Планируемые результаты освоения программы:

Прогнозирование результатов:

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:

  • снижение показателей заболеваемости;
  • положительная динамика:
  • физического развития, уровня развития движений (ребенок двигательно активен, подвижен);
  • психического развития и адаптационных возможностей детей;
  • ребенок владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием через предметы (высотой 10 см), в различном темпе, бег в разных направлениях и к цели, непрерывный в течение 30—40 с; прыжки на месте и с продвижением вперед);
  • воспроизводит простые движения по показу взрослого;
  • охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым;
  • получает удовольствие от процесса выполнения движений.

1.3 Форма педагогической диагностики

Мониторинг проводится по следующим параметрам:

- ловкость;

- сила;

- гибкость;

- выносливость;

- чувство ритма.

Критерии уровневой оценки

 Физического и ритмического развития, здоровья ребенка.

Высокий - творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность. Устойчивость внимания, физическая выносливость, двигательная активность. Развитый опорно-двигательный аппарат и высокая функциональная развитость

Средний - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в танцевальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительные показ, повторы. Необходимость в смене эмоциональных состояний, средняя утомляемость и снижение двигательной активности. Слаборазвитый опорно – двигательный аппарат, сниженная функциональная развитость

Низкий - малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к занятиям, к музыкально – танцевальной деятельности, нет активного интереса, равнодушие. Не способен к самостоятельности. Быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, функциональная незрелость ребенка.

Диагностическое исследование уровня физического развития ребенка проводится 2 раза в год (октябрь, май) в виде занятия с подгруппой детей 8-10 человек.

В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижении воспитанниками планируемых результатов (показателей) освоения программы:

3балла – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого

2 балла – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого

1 балл – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной с взрослым деятельности.

II. Содержательный раздел

2.1. Краткое описание тем

Перспективное планирование

Дата

Тема

Содержание занятий

04.10.22

Вводное занятие. Мой веселый звонкий мяч

Знакомство с расписанием кружка, с формой одежды для занятий. Изучение упражнений для сохранения равновесия при ходьбе по ограниченной площади, закрепление умения прокатывать мяч в определенном направлении, подбрасывание и ловля мяча, не прижимая его к груди; совершенствование навыков выполнения упражнений с мячами. 

11.10.22

Веселые воробышки

Изучение упражнений для сохранения равновесия в ходьбе по ограниченной площади; имитация повадок птиц; закрепление умения прыгать на двух ногах; совершенствование навыков ходьбы и бега; обогащение жизненного опыта детей знакомство с окружающим миром.

18.10.22

Волшебное колесо

Изучение упражнений для сохранения равновесия при ходьбе по ограниченной площади; закрепление умения прыгать на обеих ногах с продвижением вперед; совершенствование навыков действии с обручами. 

25.10.22

Развлечение № 1«Поиграем»

Обучение детей выполнению выразительных движений в соответствии с музыкой, закрепление выполнения основных видов движений осознанно, быстро и ловко, обучение играм с элементами соревнования.

01.11.22

Встреча с грибом боровиком 

Обучение ходьбе по ограниченной поверхности, сохранение равновесия, закрепление навыков ползания, совершенствование навыков прыжков на двух ногах через гимнастические палки, продолжение знакомства с окружающим миром, разгадывание загадок.

08.11.22

Ежик, ежик, ни головы, ни ножек

Метание шишек на дальность, разгадывание загадок, развитие глазомера, фантазии, закрепление умения сохранять равновесие при ходьбе между кубиками, совершенствование навыков ходьбы и бега, продолжение знакомства детей с окружающим миром. 

15.11.22

Репка

Обучение сохранять равновесие при ходьбе между предметами, закрепление навыков ползания под дугами, не задевая край дуги спиной, совершенствование навыков прыжков через препятствия, развитие фантазии. 

22.11.22

Мы - веселые игрушки

Закрепление умения подлезать под препятствия ограниченной высоты, совершенствование умения сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади.

29.11.22

Развлечение №2 «Поиграем?»

Выполнение выразительных движений в соответствии с музыкой, закрепление выполнения основных движений осознанно, быстро и ловко, обучение играм с элементами соревнования. 

06.12.22

В гости к снеговику

Выполнение упражнения в паре, согласованно с партнером, закрепление умения подлезать под дугу, не касаясь руками пола, совершенствование навыка прыжков в длину ходьбы и бега по ограниченной площади.

13.12.22

В лес за елкой

Обучение метанию, развитие глазомера, закрепление навыков ходьбы между предметами, сохранение равновесия, совершенствование навыков ходьбы и бега, обогащение эмоционального опыта.

20.12.22

Мы - Веселые петрушки

Сохранение равновесия при ходьбе, боком по ограниченной площади, закрепление умения действовать с мячом, совершенствование навыков ходьбы и бега, воспитание интереса к физкультурным занятиям

10.01.23

Мы - пловцы 

Сохранение равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости, спрыгивание на мат, слегка сгибая ноги в коленях, отталкиваясь руками и ногами, совершенствование двигательных навыков, развитие фантазии.

17.01.23

Летчики 

Обучение прыжкам на двух ногах с продвижением вперед, закрепление навыков бега по ограниченной площади, совершенствование навыков выполнения упражнений с обручами, продолжение знакомства с профессиями.

24.01.23

Веселые кегли 

Обучение сохранению равновесия при ходьбе и беге между предметами, закрепление умения прокатывать мяч ногой между предметами, совершенствование навыков ходьбы и бега, развитие глазомера. 

31.01.23

Развлечение № 4 «Поиграем?»

Выполнение выразительных движений в соответствии с музыкой, закрепление выполнения основных видов движений осознанно, быстро и ловко, обучение играм с элементами соревнования. 

07.02.23

В гости к солнышку 

Сохранение равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости, закрепление умения прыгать на двух ногах, пролезая в обруч, не задевая верхний край спиной и пол – руками, совершенствование навыков выполнения упражнений с обручами. 

14.02.23

Путешествие на поезде

Знакомство с разнообразными видами ходьбы, закрепление умения сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади, совершенствование навыков ползания и прыжков на ногах с продвижением вперед, продолжение знакомства с окружающим миром.

21.02.23

Защитники Отечества

Развитие смелости и решительности, выносливости, закрепление умения играть в эстафеты, повышение педагогической компетентности родителей в физическом воспитании детей. 

28.02.23

Итоговое занятие. Развлечение №5

Активное использование приобретенными двигательными навыками: бег с высоким подниманием колена, сменой направления, работа с обручем, способствование возникновению у детей радостных эмоций от двигательной деятельности. 

 

2.2. Методы обучения и воспитания

Принципы программы:

  • индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

  • систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
  • наглядности (показ упражнений педагогом);
  • повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
  • сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы:

  • игровой приём (основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра — это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире);
  • метод аналогий (в программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания);
  • словесный метод (объяснение методики исполнения движений, оценка);
  • практический метод (заключается в многократном выполнении посильных физических упражнений);
  • наглядный метод (показ выполняемых упражнений педагогом).

2.3 Формы организации обучения и проведения занятий

Возрастная группа /возраст детей

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Вторая младшая группа 3-4 года

15 мин.

1 раз в неделю

2.4 Алгоритм занятия

  1. Подготовительная часть (разные виды ходьбы)
  2. Основная часть (ОРУ, дыхательное упражнение, упражнение для профилактики плоскостопия, упражнение на формирование осанки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра, дыхательная гимнастика, самомассаж).
  1. 3. Заключительная часть (малоподвижная игра, релаксация)

2.5.  Педагогические технологии

  • Технология группового обучения;
  • Технология развивающего обучения;
  • Технология игровой деятельности;
  • Коммуникативная технология обучения (приветствие, прощание, обращение, просьба о помощи, сотрудничать);
  • Здоровье-сберегающая технология.

2.6 Дидактический материал

    Наглядно – дидактический материал, музыкальный центр, ковёр, спортивное оборудование (спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, кегли, гимнастические палки, канат, мат и так далее), атрибуты к подвижным и спортивным играм, нетрадиционное физкультурное оборудование (массажные мячи с шипами, ленточки, мешочки с песком, массажные мячики, корригирующие дорожки).

        

3.Организационный раздел

3.1. Годовой календарный учебный график

Содержание

Возраст детей 3-4 года

Количество возрастных групп

1

Начало реализации программы

01.10.2022г.

Окончание реализации программы

28.02.2023г.

3.2. Учебный план

Название программы

Количество занятий

Возраст детей 3-4 года

«Крепыш»

Неделя

1

Месяц

4

Год

20

3.3 Расписание занятий

Рассчитана на проведение 1 часа в неделю – 20 часов в год. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, длительность – 15 минут.

3.4. Социальное партнерство

Работа по данной программе предусматривает активное участие детей, педагогов, работающих непосредственно с детьми второй младшей группы.

3.5. Кадровое обеспечение

Кружковую работу с детьми второй младшей группы по данному направлению ведет педагог Карелина Ирина Григорьевна.

3.6 Материально-техническое обеспечение

Для качественного осуществления образовательного процесса оборудованы специализированные помещения.

Виды помещения: музыкально – физкультурный зал.

Оборудование: наглядно – дидактический материал, музыкальный центр, ковёр, спортивное оборудование (спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, кегли, гимнастические палки, канат, мат и так далее), атрибуты к подвижным и спортивным играм, нетрадиционное физкультурное оборудование (массажные мячи с шипами, ленточки, мешочки с песком, массажные мячики, корригирующие дорожки).

Увлекательные упражнения, проводимые на занятиях соответственно программы, повышают интерес детей к занятиям. На разминке детям предлагаются разные виды ходьбы: ходьба на четвереньках «обезьянки», «раки», «муравьишки»); прыжки в высоту до какого-либо предмета (бубен, платочек). Пальчиковая гимнастика, проводимая после разминки, концентрирует внимание детей на выполнение общеразвивающих упражнений, и    в то же время – это разминка для пальцев рук. Воспитатель читает, а дети повторяют слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Рифмованные фразы, произносимые педагогом во время выполнения детьми упражнений в разминке, повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения.

Используются разнообразные упражнения с мячом: катить мяч двумя руками, отбивать двумя руками, бросать вверх и др. – что позволяет лучше освоить детям навыки владения мячом. Спортивно-дидактические игры помогают развивать наряду с координацией, ловкостью ещё и познавательные интересы детей.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому нужны специальные дыхательные упражнения, укрепляющие основную дыхательную мышцу (диафрагму), содействующие более глубокому дыханию. Специальные дыхательные упражнения необходимы и полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Точечный массаж и упражнения для дыхания – это первые элементы самопомощи своему организму. Такие упражнения учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы. Использование на занятии тренажеров (спортивного инвентаря) позволяет тренировать как сердечно - сосудистую, так и дыхательную системы детского организма. А развитие общей выносливости и физических качеств способствуют укреплению здоровья детей.

Спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, массажные коврики, обручи, массажные мячи с шипами. Такая система физического воспитания позволяет существенно повысить интерес детей к физкультурно – оздоровительным занятиям и двигательную активность без ущерба их здоровью.

Разработаны и внедрены в деятельность: перспективные планы работы, конспекты занятий, консультации для родителей.

Список используемой литературы

1. Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. – Программа «От рождения до школы» - М.: «Мозаика-Синтез», 2015

2. Оглоблина И.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения. – М., 2016г.

3. Трясорукова Т.П. Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи. - Ростов-на-Дону,2016г.

4. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада. - Ростов-на-Дону,2017г.

5. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.

6.Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий», 2006.

7. Павлова П.А, Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш.» Программа оздоровления детей раннего возраста.

8. Подольская Е. И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2014.

9.Еромыгина М. В., Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС »», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности "Крепыш"

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с одаренными детьми на базе МБДОУ №8 «Теремок». Работая в детском саду довольно продолжительное время, я поняла, что есть дети с высокой двигательной активностью ...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»

Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»...

Презентация дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности "Крепыш".

Презентация дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности "Крепыш"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной направленности "КРЕПЫШ"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» имеет физкультурно-спортивную направленность.  Программа представляет собой систему двигательно-игровой деятельно...

титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы

laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Крепыш»

Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для детей старшего возраста. Стартовый уровень. Включает в себя оздоровительно-профилактические формы работы, а также разли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «КРЕПЫШ» на 2023-2024 учебный год

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» имеет физкультурно-спортивную направленность.  Программа представляет собой систему дви...