Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Крепыш»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для детей старшего возраста. Стартовый уровень. Включает в себя оздоровительно-профилактические формы работы, а также различные технологии для развития физических качеств ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenyonnoe_krepysh_programma.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности «Крепыш»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Количество часов в год – 64 часа, 1 год обучения
Автор: инструктор по физкультуре
Баюнова О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел …………………………………………………………... стр.3
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. стр.3
1.1.1. Цели и задачи Программы……………………………...................... стр.3
1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программы…………………………………………………………... стр. 4
1.1.3. Направленность дополнительной общеразвивающей Программы. стр.4
1.1.4. Возрастные особенности детей…………………………………….. стр. 4
1.1.5. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей Программы,
формы и режим занятий…………………………………………….. стр. 5
1.1.6. Планируемые результаты освоения Программы………………….. стр. 5
2.Содержательный раздел………………………………………………… стр. 6
2.1. Учебно-тематический план…………………………………………… стр. 6
2.2. Перспективное планирование………………………………………… стр.7
2.3. Система оценки достижений планируемых результатов…………… стр. 8
3. Организационный раздел……………………………………………….. стр. 9
3.1. Материально-техническое оснащение……………………………….. стр. 9
3.2. Методическое обеспечение и литература……………………………. стр. 9
3.3.Краткое содержание программы……………………………………… стр. 10
Список литературы………………………………………………………… стр. 13
«…главное, чтобы молодой организм находился в условиях,
благоприятно влияющих на правильное
умственное и физическое его развитие…»
П.Ф.Лесгафт
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — непростая задача. С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата. Причин, способствующих этому, много. Одной из них является сокращение двигательной активности детей из-за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Нарушение осанки создаёт условия для развития патологии различных органов и систем, в том числе заболеваний верхних дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата.
В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. С этой целью была создана программа дополнительного образования «Крепыш», которая направлена на развитие различных функций и систем организма ребенка дошкольного возраста, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а также формированию потребности в систематических занятиях физической культурой оздоровительной направленности.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008; Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Сан ПиН 2.4.4. 3172-14 от 28.09.2020 N 28.
- Цель и задачи программы
Цель программы «Крепыш» - содействовать гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Личностные задачи:
- сформировать у дошкольников мотивацию здорового образа жизни;
- способствовать развитию инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи, толерантности;
- сформировать у детей настойчивость, волю, способность преодолевать трудности.
Метапредметные задачи:
- содействовать укреплению здоровья дошкольников и формированию
правильной осанки;
- развить двигательное воображение и творческую фантазию;
- развить умение использовать освоенный материал в повседневной жизни.
Предметные задачи:
- научить детей упражнениям для укрепления опорно-двигательного аппарата;
- развить выносливость, силу, гибкость, координацию;
- сформировать разностороннюю базу движений и умение применять их в повседневной жизни.
1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Программы
Новизна программы заключается совокупностью коррекционной гимнастики, самомассажа, ритмической гимнастики и элементарного скалолазания.
Отличительной особенностью является то, что в реализации программы могут принимать участие дети с ОВЗ, дети-билингвы, а также, оказавшиеся в трудных обстоятельствах (беженцы, дети под опекунством).
1.1.3. Направленность дополнительной общеразвивающей Программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7лет, состав группы – постоянный.
Программа ориентирована на детей всех физкультурных групп здоровья, без специальной подготовки, с сохранным интеллектом.
1.1.4. Возрастные особенности детей
В период старшего дошкольного возраста ребёнок интенсивно растёт и развивается, укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создаёт все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений. Ведущий вид деятельности детей-дошкольников – игра. Дети любят двигаться, они эмоциональны. У детей дошкольного возраста развито воображение.
1.1.5. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей Программы, формы и режим занятий
Занятия по программе с дошкольниками организованы в рамках дополнительных кружковых занятий, носят комплексную направленность, и проводятся во второй половине дня в спортивном зале, два раза в неделю. Продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся - 30 мин. С целью эффективного воздействия упражнений на организм один комплекс упражнений применяется в течение 3-4 занятий с небольшими усложнениями. Смена комплексов происходит не сразу, а постепенно: путем замены одного упражнения другим.
Форма организации занятия – групповая, формы проведения занятия – учебно-тренировочное, игровое, на спортивных снарядах и тренажёрах.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год – 64часа.
1.1.6. Планируемые результаты освоения Программы
Предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.
Личностные результаты:
- обучающиеся соблюдают принципы здорового образа жизни;
- дети инициативны, толерантны, обладают чувством товарищества, взаимопомощи;
- у детей сформированы настойчивость, воля, способность преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- у дошкольников улучшилось здоровье, они следят за осанкой;
- обучающиеся проявляют двигательное воображение и творческую фантазию;
- воспитанники используют освоенный материал в повседневной жизни.
Предметные результаты:
- Воспитанники знают и умеют выполнять упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата;
- дети стали более выносливыми, гибкими, скоординированными, сильными;
- у дошкольников расширился диапазон движений, который они применяют в повседневной жизни.
Способы определения результативности
1. Педагогическое наблюдение.
2. Открытое занятие, является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| Введение | 2 | 1 | 1 | Опрос |
| Формирование правильной осанки | 11 | 1 | 10 | Рефлексия, опрос, наблюдение |
| Профилактика плоскостопия | 10 | 1 | 9 | Опрос |
| Профилактика близорукости | 5 | 1 | 4 | Наблюдение |
| Тренажёры для здоровья | 5 | 1 | 4 | Наблюдение |
Скалодром | 4 | 1 | 3 | Рефлексия, опрос, наблюдение | |
| Фитбол-гимнастика | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
| Степ-платформы | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
| Мой весёлый звонкий мяч | 4 | 1 | 3 | Рефлексия, наблюдение |
| Малыши-крепыши | 1 | - | 1 | Открытое занятие |
| Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика «Приключения Буратино» | 14 | 1 | 13 | Наблюдение, коллективная рефлексия |
11.1 | Песенка Буратино | 2 | 1 | 1 | Опрос |
11.2 | Песня папы Карло | 1 | - | 1 | Наблюдение |
11.3 | Песня Пьеро | 1 | - | 1 | Наблюдение |
11.4 | Песня Карабаса-Барабаса | 1 | - | 1 | Наблюдение |
11.5 | Песня кота Базилио и лисы Алисы | 1 | - | 1 | Наблюдение |
11.6 | В стране Дураков | 1 | - | 1 | Рефлексия |
11.7 | Песня Дуремара | 1 | - | 1 | Наблюдение |
11.8 | Песня черепахи Тортилы | 2 | - | 2 | Наблюдение |
11.9 | Песенка Буратино (заключительная) | 3 | - | 3 | Коллективная рефлексия |
11.10 | В гостях у сказки «Приключения Буратино» | 1 | - | 1 | Открытое занятие |
Всего: | 64 | 10 | 54 |
2.2. Перспективное планирование
№ п/п | Дата | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Учебно-тренировочное занятие | 2 | Введение | Спортивный зал | Опрос | ||
Коррекционное занятие | 11 | Формирование правильной осанки | Рефлексия, опрос, наблюдение | |||
Коррекционное занятие | 10 | Профилактика плоскостопия | Опрос | |||
Коррекционное занятие | 5 | Профилактика близорукости | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 5 | Тренажёры для здоровья | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 4 | Скалодром | Рефлексия, опрос, наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 4 | Фитбол-гимнастика | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 4 | Степ-платформы | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 4 | Мой весёлый звонкий мяч | Рефлексия, наблюдение | |||
Открытое занятие | 1 | Малыши-крепыши | Открытое занятие | |||
Учебно-тренировочное занятие | 2 | Песенка Буратино | Опрос | |||
Учебно-тренировочное занятие | 1 | Песня папы Карло | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 1 | Песня Пьеро | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 1 | Песня Карабаса-Барабаса | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 1 | Песня кота Базилио и лисы Алисы | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 1 | В стране Дураков | Рефлексия | |||
Учебно-тренировочное занятие | 1 | Песня Дуремара | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 2 | Песня черепахи Тортилы | Наблюдение | |||
Учебно-тренировочное занятие | 3 | Песенка Буратино (заключительная) | Коллективная рефлексия | |||
Открытое занятие | 1 | В гостях у сказки «Приключения Буратино» | Открытое занятие |
2.3. Система оценки достижений планируемых результатов
Для оценки эффективности занятий используем тест Фонарева, который оценивает функциональное состояние мышечного корсета. Силовая выносливость мышц спины и живота измеряется в минутах и должна составлять у дошкольников не менее одной минуты.
Тест Фонарева
Оценка силовой выносливости мышц живота:
- И.п.- лёжа на спине, руки в стороны ладошками к полу.
Поднять прямые ноги от пола на 45 градусов и удерживать столько
времени, сколько сможет ребёнок (время засекать по секундомеру).
- И.п.- сидя на полу, ноги прямые, руки за головой, локти развёрнуты.
Сделать наклон спины назад на 45 градусов и удерживать туловище в наклоне столько времени, сколько сможет ребёнок. (время засекать по секундомеру)
Оценка силовой выносливости мышц спины:
- И.п.- лёжа на животе, руки в стороны ладошками к полу.
Поднять прямые ноги от пола на 45 градусов и удерживать столько времени, сколько сможет ребёнок (время засекать по секундомеру).
- И.п.- лёжа на животе, руки за голову. Поднять голову, плечи и грудь от пола, локти развернуты и удерживать столько времени, сколько сможет ребёнок (время засекать по секундомеру).
Сводная таблица результатов теста Фонарёва
Фамилия имя | силовая выносливость мышц живота | силовая выносливость мышц спины | ||
упражнение 1 | упражнение 2 | упражнение 1 | упражнение 2 | |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое оснащение
Реализация программы осуществляется в спортивном зале, соответствующем требованиям Сан ПиН. Предполагается наличие аудио и видео устройств, мультимедийной установки.
Спортивные пособия и оборудование: индивидуальные коврики,мячи разного диаметра, фитболы, мячи-хопы, ходули «Ловкие ноги», гимнастические палки, диски «Здоровье», балансиры, ребристые доски, поролоновые геометрические фигуры, дуги, гимнастические скамейки, степ-платформы, стена для скалолазания, маты, обручи, тренажёры.
Фонограмма и видео сказки «Приключения Буратино», фонограмма «Звуки природы для релаксации», интернет-источники.
3.2. Методическое обеспечение и литература
Методические рекомендации, Н.А.Фомина«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика». Г.Г.Демирчоглян «Профилактика близорукости у детей». О.В.Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников». И.С.Красикова «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки». Н.Г.Коновалова «Профилактика нарушений осанки у детей». В.А.Стрельцов, О.А.Цепко «Профилактика и коррекция осанки». В.С.Лосева «Плоскостопие у детей 6-7 лет». Н.П.Недовесова «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей».
3.3.Краткое содержание программы
Методы и приемы. При обучении используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.
В наглядном методе это, прежде всего, постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Показ движения нужно заранее хорошо продумать, одновременно с показом звучит объяснение.
Словесный метод широко применяется в процессе обучения, как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Использование практического метода представляет собой многократное выполнение конкретного движения.
Подход к каждому ребёнку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность к адаптации к различным жизненным изменениям.
Принципы построения занятий:
1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.
2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.
3. Подбор упражнений из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.
5. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).
6. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки – физические упражнения чередуют с отдыхом.
Основное содержание Программы составляют специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Зрительная гимнастика помогает укрепить глазодвигательные мышцы и, тем самым, способствуют профилактике близорукости и недопущения увеличению глазных патологий.
Упражнения в расслаблении способствуют снятию напряжения и закрепощенности различных мышечных групп.
Подвижные игры предусматривают закрепление пройденного материала в игровой форме, повышают интерес к занятиям.
Занятия проводятся подгруппами по 10-15 человек и строятся по следующей схеме:
1 часть. Вначале даются различные виды ходьбы, бега и ползания для профилактики осанки и плоскостопия.
2 часть. Блок общеразвивающих и специальных упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, формирование правильной осанки и нормального свода стопы. Подвижная игра и элементы спортивных игр позволяют закрепить двигательные умения и навыки, поднять эмоциональный тонус занимающихся.
3 часть. Занятие заканчивается упражнениями на расслабление организма, ходьбой и беседой о достижениях, желаниях детей.
Средства реализации программы:
- Упражнения общей направленности. Включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся, оказывают профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка.
Общеразвивающие упражнения вызывают улучшение кровообращения и дыхания, способствуют развитию быстроты и выносливости, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку. ОРУ используются для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться без предметов и с предметами, а так же с использованием простейших тренажеров.
Упражнения на растягивание и расслабление мышц способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие.
Упражнения на дыхание — специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.
Массаж включает приемы самомассажа со вспомогательными средствами —массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями.
- Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, профилактики близорукости. Это специальные упражнения для укрепления мышц стопы, голени, бедра, таза, спины, брюшного пресса, грудной клетки, глазодвигательных мышц. Они выполняются как с предметами, так и без предметов из исходного положения лежа на спине, животе, сидя прямыми и согнутыми ногами, стоя на четвереньках.
- Подвижные игры и элементы спортивных игр. Особое место в программе занимают подвижные игры и элементы соревнования. Они помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, прививают умение правильно управлять своими движениями, дисциплинированного и сознательного отношения к занятиям. Непременным условием победы в игре, соревновании должна быть хорошая осанка всех членов команды или её большинства. Правильный подбор подвижных игр и элементов соревнования позволяет эмоционально скрасить деятельность детей и поднимает интерес к систематическим занятиям.
Методика проведения ритмической гимнастики. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы акробатики, народного и современного танца, но выполняемые под музыкальное сопровождение.
Каждый комплекс состоит из подготовительной, основной и заключительной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой. Сюда входят: строевые упражнения, танцевальные шаги, элементы хореографии, упражнения для рук, плечевого пояса. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть длится от 70 до 80% общего времени. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног, элементы акробатики. Подбираются с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражнения выполняются в положении стоя, затем идут серия прыжков различных видов.
Хорошо используются танцевальные связки, самое главное, чтобы интенсивность была намного выше подготовительной части. После 1 - 2 дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить дыхание, основная часть комплекса выполняется сидя и лежа на полу. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей.
Все упражнения заключительной части выполняются в медленном темпе, что создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
Технологии. При реализации программы применяются игровые, технологии, технология ритмической гимнастики, личностно-ориентированная, здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающей технологии: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; увеличение резервов здоровья.
Цель личностно-ориентированной технологии: обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
Под воздействием игровых технологий у ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
- План мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р);
- Методические рекомендации Минобрнауки России по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 № 09-3242;
- Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2008 г.
- Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. Практические советы – М.: Советский спорт, 2000. – 160 с., илл.
- Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
- Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 208 с., илл.
- Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. (Серия «Здоровый малыш».)
- Недовесова Н.П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
- Профилактика нарушений осанки у детей. Занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности / Н.Г.Коновалова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 90 с.
- Профилактика и коррекция осанки: Метод. пособие для студентов факультета физической культуры / Сост.: В.А.Стрельцов, О.А.Цепко; Сургут. гос.ун-т. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2003. – 44 с.
- Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Н.Шебеко. – 3-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 400с., ил.;
- Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. – М.: Баласс,Изд. Дом РАО, 2008. – 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»
Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»...
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Здоровый ребенок» для детей 4-7 лет
Рабочая программа "Здоровый ребенок"...
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Игровой стретчинг»
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры прин...
титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы
laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"
Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (далее программа) разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г....
Дополнительная общеобразовательная программа, физкультурно - спортивной направленности «Крепыш»
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевног...
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста "Маугли -стань чемпеоном"
Парциальная программа раннего физического развития детей разработана на основании статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...