2024-2026 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «КРЕПЫШ» (совместно с инструктором по физической культуре)
рабочая программа (младшая, средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«КРЕПЫШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24-26_rp_fizo_krepysh_dlya_detey_3-5_let.docx | 52.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Согласована на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 80 «Веснушка»
от «___» _________ _____года Я.Н.Вербицкая
Протокол № ____ от «___» __________ _____ года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«КРЕПЫШ»
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Волкова Александра Игоревна,
инструктор по физической культуре,
воспитатели Василенкова Н.В., Осинцева В.В.
г. Смоленск, 2024-2026 учебный год
1. Пояснительная записка.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа представляет собой систему двигательно-игровой деятельности с применением оздоровительных процедур для укрепления физического и психического здоровья детей.
Актуальность программы заключается в возможности использовать в работе с детьми разнообразные развивающие формы оздоровительной работы, приобщение детей к физической культуре, а также в воспитании у дошкольников осознанного отношения к здоровому образу жизни. На раннем этапе развития ребенка можно привить ему любовь к движению. А движение - это фундамент для всех других человеческих способностей. Недостаток движений приводит к нарушениям биологических законов развития организма ребенка, ослаблению его сопротивляемости вредным факторам внешней и внутренней среды. Спортивные секции и кружки в системе дополнительного образования предназначены для детей старшего дошкольного возраста, а данная программа рассчитана на занятия с младшими и средними дошкольниками. Использование в работе с детьми специально подобранных укрепляющих и профилактических упражнений, содержание подвижных игр и игровых упражнений дает возможность детям получить положительную эмоциональную и физическую нагрузку, а педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, глубже вникая в особенности формирования и развития детского организма.
Отличительная особенность программы заключается в особой сбалансированной структуре игровых занятий с включением в нее оздоровительных упражнений.
Адресат программы. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 3-5 лет.
Объём и срок освоения программы. Срок освоения программы – 2 года. Содержание программы ориентировано на возрастные показатели и возможности детей.
- Первый год обучения – четвертый год жизни (3-4 лет)
- Второй год обучения – пятый год жизни (4-5 лет)
На полное освоение программы потребуется 136 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Набор детей осуществляется по заявлению родителей (законных представителей воспитанников). На занятия принимаются дети, желающие заниматься и не имеющие медицинского отвода по состоянию здоровья, с разным уровнем развития. Обязательно наличие справки от врача с допуском к занятиям физической культурой. Программа предусматривает групповые и фронтальные формы работы с детьми. Минимальный состав группы 6 человек, максимальный - 15. Допускается для первого года обучения объединение детей разного возраста в одной группе, при недоборе детей одного возраста. Образовательная нагрузка в разновозрастных группах дозируется в соответствии с возрастом ребёнка. Оптимальный состав разновозрастной группы 10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Общее количество часов обучения – 136 часов. По 68 часов за год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятий в первый год обучения (2 младшая группа – 3-4 лет) – 15 минут, второй год обучения (средняя группа – 4-5 лет) – 20 минут.
Педагогическая целесообразность заключается в использовании индивидуально-дифференцированного подхода в занятиях игровой физкультурой. Данный подход предоставляет возможность для зачисления в группы часто болеющих детей.
Практическая значимость программы предполагает повышение физических возможностей ребенка, увеличение его двигательной активности, развитие психомоторных способностей, укрепление здоровья. Занятия способствуют росту и формированию юного организма, всестороннему физическому развитию.
Ведущие теоретические идеи. В основу программы положена идея известного педагога в области физического развития детей дошкольного возраста С.Я.Лайзане о том, что на этапе дошкольного возраста приоритетным является воспитание у детей мотивации на здоровье, ориентация их жизненных интересов на здоровый образ жизни, т.к. именно в раннем возрасте формируются физические и нравственные стороны будущей личности. На разных этапах развития человека проблема сохранения и укрепления здоровья и здоровый образ жизни всегда были и остаются в центре внимания.
Цель: развитие физического и психического здоровья детей на основе их двигательной активности. Предупреждение заболеваний путем создания необходимых профилактических условий для нормального роста и развития детей.
Задачи:
- Повышать устойчивость организма ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды.
- Тренировать дыхательную систему, развивать правильную осанку, проводить профилактику плоскостопия, укреплять мышечную систему организма.
- Привлекать детей к самопрофилактике, учить бережно относиться к своему здоровью.
- Воспитывать у детей потребность в систематических занятиях общеукрепляющими и профилактическими упражнениями.
Принципы отбора содержания:
- систематичности и последовательности
- индивидуальности
- развивающей направленности
- воспитывающей направленности
- оздоровительной направленности
- сознательности
- наглядности
- доступности
- безопасности
Основные формы и методы: наглядные, словесные, практические, игровые, мотивационные, групповые индивидуальные упражнения.
Занятия имеют определённую структуру:
Вводная часть по продолжительности занимает 5 минут и имеет собственные задачи:
1. Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
2. Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.
Вводная часть состоит из различных видов ходьбы, бега, прыжков и упражнений с предметами и без, комплекса ритмической гимнастки.
Основная часть занятия занимает 10-12 минут и содержит следующие задачи: Формирование жизненно необходимых и специальных двигательных навыков и развитие физических качеств детей. Основная часть занятия состоит из следующих элементов: упражнения на укрепление стоп, осанки, дыхательные упражнения и самомассаж, упражнения на укрепление всех мышц. Заканчивать эту часть занятия целесообразно подвижными играми, обогащающими двигательный режим, который способствует развитию всех физических качеств - ловкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Заключительная часть занимает 3-5 минут. Задача этой части – завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения, медленная ходьба, упражнения на расслабление, дыхательные, на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением, самомассаж, релаксация, подведение итогов данного занятия, задание на дом.
Планируемые результаты. Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
- Овладение комплексом самомассажа «Я здоровым вырастаю».
- Освоение дыхательных упражнений.
- Овладение приемами профилактики плоскостопия.
- Закрепление правил в подвижных играх.
- Повышение уровня разносторонней физической подготовленности.
- Проявление устойчивого интереса к деятельности, направленной на укрепление здоровья.
Механизм оценивания образовательных результатов. Оценивание детей дошкольного возраста не проводится. Результаты реализации программы будут отслеживаться в ходе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей: умением ребенка применять самомассаж, дыхательную гимнастику, правильное и качественное выполнение упражнений, точно в заданном темпе и ритме, проявлением самоконтроля и самооценки, сформированности представлений о здоровом образе жизни.
Формы подведения итогов реализации программы. Подведение итогов реализации программы будут проходить в форме открытого занятия для родителей воспитанников.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы. Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция); Устав МБДОУ «Детски сад № 80 «Веснушка». Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников, интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-техническое условия: занятия проводятся в физкультурном зале. Помещение соответствуют санитарным нормам СанПин. Оборудование и инвентарь: канат, массажная дорожка, ребристые доски, платочки, массажные коврики, тренажер для ног, маты, тоннели, медболы, домик с шарами, автобус с шарами, бассейн с шарами, музыкальный центр.
Кадровые условия. Занятия проводит педагог дополнительного образования соответствующего профиля образования или инструктор по физической культуре. Педагог может иметь, как высшее, так и среднее специальное профессиональное образование соответствующего профиля.
Информационное обеспечение: презентации к занятиям.
Учебный план
Первый год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 0,6 | 0,4 | 1 |
2 | Общая физическая подготовка | 2,2 | 9,8 | 12 |
3 | Дыхательные упражнения | 2,2 | 9,8 | 12 |
4 | Профилактика плоскостопия | 2,2 | 9,8 | 12 |
5 | Сухой бассейн | 1 | 5 | 6 |
6 | Тоннель | 1 | 5 | 6 |
7 | Фитболы | 1 | 5 | 6 |
8 | Подвижные игры | 2 | 10 | 12 |
9 | Безопасность на занятиях физической культуры | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 13,2 | 54,8 | 68 |
Содержание программы
(68 часов, 2 часа в неделю)
Занятие №1 (вводное)
Познакомить детей с особенностями и режимом занятий. Познакомиться с оборудованием и его предназначением. Рассказать о значении здоровье сберегающих технологий. Просмотр презентации «Здоровым быть-здорово!» Выполнить дыхательную гимнастику, поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик».
Занятия №2-5
Вводная часть: Построение. Равнение. Ходьба (идем в путешествие), ходьба с высоким подъемом колен (Лошадки), ходьба на носках (Петушки), ходьба на пятках (Курочка), ходьба с заданиями для рук (Цыплятки), легкий бег (Догоним цыплят), построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Коровушка»; самомассаж «Хлоп-хлоп» - легкие похлопывания по телу; профилактика плоскостопия «Идем гулять» - ходьба по массажным дорожкам; упражнения в сухом бассейне «Достанем до дна» - брать шары со дна бассейна; подвижная игра «Курочка и цыплятки»; дыхательное упражнение «Ежик».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №6-9
Вводная часть: построение. Равнение. Ходьба (идем в путешествие), ходьба друг за другом (Дружные ребята), ходьба с заданиями для рук (птички- невелички), ходьба на носках(Петушок), ходьба на пятках (Мишка косолапый), легкий бег (Лошадки скачут), бег в рассыпную, построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Надуем шарик»; самомассаж «Разотрем ручки» - катание шипованного мячика в ладошках и по рукам; профилактика плоскостопия «Птички на веточке» - ходьба по канату приставным шагом; упражнения в сухом бассейне «Покажи шарик» - брать шары определенного цвета; подвижная игра «Найди свой домик»; дыхательное упражнение «Горячий чай».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №10-13
Вводная часть: построение; равнение; ходьба (Дружные ребята); ходьба друг за другом (Мы большие); ходьба с заданиями для рук(Самолетики); ходьба на носках(Лошадки); ходьба на пятках (Мишка косолапый); легкий бег (Уточки плывут); бег в рассыпную; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Гуси шипят»; самомассаж «Ушки» - растирание ушек, легкое подергивание мочки уха, катание шипованного мячика по груди и рукам; профилактика плоскостопия- ходьба по рейке приставным шагом; упражнения в сухом бассейне «Ловкие ручки» - быстро схватить шары двумя руками по сигналу; подвижная игра «Кошки и цыплята»; дыхательное упражнение «Курочка».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №14-17
Вводная часть: построение; равнение; ходьба парами «Вот как мы гуляем»; ходьба с заданиями для рук «Вот какие мы большие»; ходьба на носках и пятках «Красивые ножки»; легкий бег «Быстрые ножки»; построение в рассыпную.
Основная часть: дыхательное упражнение «Совушка-сова»; самомассаж массаж головы, лица, ушей, носа, шеи, точечный массаж; профилактика плоскостопия- ходьба по ребристой дорожке на пальцах, пятках, катание ногой шипованного мячика; упражнения в домике с шарами «Прокати себя» - продвижение вперед лежа на животе; подвижная игра «Журавли и лягушки»; дыхательное упражнение «Ежик».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №18-21
Вводная часть: построение; равнение; ходьба парами «Мы идем гулять»; ходьба с заданиями для рук «Птички»; ходьба на носках «Мы кошечки», ходьба на пятках «Мы мишки»; легкий бег, бег приставным шагом «Мы лошадки», чередуя с ходьбой; построение свободное.
Основная часть: дыхательная гимнастика «Самолетик- самолет»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика по рукам, ногам, грудной клетке, спине; профилактика плоскостопия «Платочки» - захват пальчиками стопы платочка; упражнения на фитболах «Покажи пяточки» - лежа на животе с опорой на ладони и стопы, поднимать поочередно прямые ноги; подвижная игра «Веселые котята»; дыхательное упражнение «Дудочка». Заключительная часть: ходьба.
Занятия №22-25
Вводная часть: построение; равнение; ходьба «Друг за другом»; ходьба с высоким подъемом колен «Лошадка»; ходьба на носках «Петушки»; ходьба на пятках «Курочки»; ходьба с заданиями для рук «Цыплятки машут»; легкий бег, бег в рассыпную «Цыплята разбежались»; спокойная ходьба, построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Надуем шарик»; самомассаж массаж головы, лица, ушей, носа, шеи, точечный массаж; профилактика плоскостопия- ходьба по массажным коврикам; упражнения на фитболах «Вытянем ручки» - лежа на животе с опорой на ладони и стопы, одновременно вытягивать руки вперед; подвижная игра «Черепахи»; дыхательное упражнение «Гуси шипят».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №26-29 с лентами
Вводная часть: Построение. Равнение. Ходьба (идем в путешествие), ходьба с высоким подъемом колен(Лошадки), ходьба на носках(Петушки), ходьба на пятках(Курочка), ходьба с заданиями для рук(Цыплятки), легкий бег (Догоним цыплят), построение в круг.
Основная часть: дыхательная гимнастика «Сильный ветер с лентами»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика по рукам, ногам, животу, грудной клетки, спине; профилактика плоскостопия ходьба по следочкам «елочкой»; ходьба по канату «елочкой»; упражнения в сухом бассейне «Велосипед» - вращательные движения ногами вперед, лежа на спине; подвижная игра «Птички в гнездышках»; дыхательное упражнение «Насос».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №30-33
Вводная часть: построение. Равнение. Ходьба (идем в путешествие), ходьба друг за другом (Дружные ребята), ходьба с заданиями для рук (птички- невелички), ходьба на носках(Петушок), ходьба на пятках (Мишка косолапый), легкий бег (Лошадки скачут), бег в рассыпную, построение в круг.
Основная часть: дыхательная гимнастика «Запасливые хомячки»; самомассаж- похлопывания по телу, массаж рук и ладоней; профилактика плоскостопия «Помашем платочком» - укрепление мышц стопы; упражнения в сухом бассейне «Найди игрушку» - поиск игрушки в бассейне с шарами; Подвижная игра «Маленькие ножки бежали по дорожке»; дыхательное упражнение «Горячий чай».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №34-37
Вводная часть: построение; равнение; ходьба (Дружные ребята); ходьба друг за другом (Мы большие); ходьба с заданиями для рук(Самолетики); ходьба на носках(Лошадки); ходьба на пятках (Мишка косолапый); легкий бег (Уточки плывут); бег в рассыпную; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Совушка-сова»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика по рукам, грудной клетке, животу, ногам, спине; профилактика плоскостопия- ходьба по ребристой доске; упражнения на фитболе - сидя на мяче поочередно поднимать в сторону руки; подвижная игра «Зайки и лиса»; дыхательное упражнение «Дудочка».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №38-41 с платочками.
Вводная часть: построение; равнение; ходьба (Дружные ребята); ходьба друг за другом (Мы большие); ходьба с заданиями для рук (Платочки пляшут); ходьба на носках (Платочек выше); ходьба на пятках (Спрячем платочек за спину); легкий бег (Платочки летят); бег в рассыпную; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Самолетик-самолет»; самомассаж - массаж головы, лица, ушей, носа, шеи, точечный массаж; профилактика плоскостопия - ходьба по канату приставным шагом; упражнения в сухом бассейне «Перевернись» - переворачивание из положения лежа на спине в положение лежа на животе; подвижная игра «И на горке снег»; дыхательное упражнение «Подуем на снежинку».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №42-45
Вводная часть: построение; равнение; ходьба парами «Вот как мы гуляем»; ходьба с заданиями для рук «Вот какие мы большие»; ходьба на носках и пятках «Красивые ножки»; легкий бег «Быстрые ножки»; построение в рассыпную.
Основная часть: дыхательное упражнение «Мышка и мишка»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика по рукам, грудной клетке, животу, ногам, спине; профилактика плоскостопия- ходьба по массажным коврикам; упражнения на фитболе «Покажи ладошки-спрячь» - сидя на фитболе вытягивать руки вперед, прятать из-за спины; подвижная игра «День-ночь»; дыхательное упражнение «Носик».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №46-49
Вводная часть: построение; равнение; ходьба парами «Мы идем гулять»; ходьба с заданиями для рук «Птички»; ходьба на носках «Мы кошечки», ходьба на пятках «Мы мишки»; легкий бег, бег приставным шагом «Мы лошадки», чередуя с ходьбой; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Шарик лопнул»; самомассаж - похлопывания по телу, массаж рук и ладоней; профилактика плоскостопия - ходьба по ребристым доскам; упражнения в сухом бассейне «Побарахтаемся» - массаж спины и живота; подвижная игра «Прокати и догони» - катание мяча; дыхательная гимнастика «Хомячок». Заключительная часть: ходьба.
Занятия №50-53 с мячами
Вводная часть: Построение. Равнение. Ходьба (идем в путешествие), ходьба с высоким подъемом колен (дотянись до мяча), ходьба на носках (Выше мяч), ходьба на пятках (Мяч на голове), ходьба с заданиями для рук (с мячом), легкий бег (Быстрый мяч), построение в круг. Основная часть: дыхательное упражнение «Дудочка»; самомассаж- массаж головы, лица, ушей, носа, шеи, точечный массаж; профилактика плоскостопия- катание шипованного мяча стопой; упражнения на фитболе «Мы мячики» - подпрыгивания на фитболе на месте; подвижная игра «Волк и зайки»; дыхательное упражнение «Сильный ветер». Заключительная часть: ходьба.
Занятия №54-57
Вводная часть: Построение. Равнение. Ходьба (идем в путешествие), ходьба с высоким подъемом колен(Лошадки), ходьба на носках(Петушки), ходьба на пятках(Курочка), ходьба с заданиями для рук(Цыплятки), легкий бег (Догоним цыплят), построение в круг.
Основная часть: дыхательная гимнастика «Дровосек»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика по рукам, грудной клетке, животу, ногам, спине; профилактика плоскостопия- ходьба по канату приставным шагом; упражнения на фитболе - лежа на животе на мяче покачивания вперед-назад с небольшой амплитудой; подвижная игра «Спящая лиса»; дыхательное упражнение «Ветер».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №58-61
Вводная часть: построение; равнение; ходьба (Дружные ребята); ходьба друг за другом (Мы большие); ходьба с заданиями для рук(Самолетики); ходьба на носках(Лошадки); ходьба на пятках (Мишка косолапый); легкий бег (Уточки плывут); бег в рассыпную; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Совушка-сова»; самомассаж «Носик, ушки и ручки»; профилактика плоскостопия- ходьба по рейкам пальчиками, серединой стопы, пяточками; упражнения на фитболе - сидя на мяче, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки на поясе, легкое покачивание вверх-вниз; подвижная игра «Круг кружочек»; дыхательное упражнение «Хомячок».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №62-65
Вводная часть: построение; равнение; ходьба «Друг за другом»; ходьба с высоким подъемом колен «Лошадка»; ходьба на носках «Петушки»; ходьба на пятках «Курочки»; ходьба с заданиями для рук «Цыплятки машут»; легкий бег, бег в рассыпную «Цыплята разбежались»; спокойная ходьба, построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Ворона»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика по рукам, грудной клетке, шее, животу, ногам, спине; профилактика плоскостопия- ходьба по массажным коврикам; упражнения на фитболе - стоя на коленях отводить в сторону руки поочередно; подвижная игра «Ловишки с ленточками»; дыхательное упражнение «Гудок паровоза».
Заключительная часть: ходьба.
Занятия №66-68
Вводная часть: построение; равнение; ходьба «Друг за другом; ходьба на носках «Тянемся выше»; ходьба на пятках «Мишка»; ходьба с заданиями для рук «Цыплятки машут»; легкий бег, бег с высоким поднимание бедра «Лошадка скачет»; спокойная ходьба, построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Часики»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика по рукам, грудной клетке, шее, животу, ногам, спине; профилактика плоскостопия- катание шипованного мяча стопами, катание мяча в стопах; упражнения на фитболе - покачивания на мяче в положении лежа на спине; подвижная игра «Волк во рву»; дыхательное упражнение «Воздушный шарик».
Заключительная часть: ходьба.
Учебный план
Второй год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 0,6 | 0,4 | 1 |
2 | Общая физическая подготовка | 2,2 | 9,8 | 12 |
3 | Дыхательные упражнения | 2,2 | 9,8 | 12 |
4 | Профилактика плоскостопия | 2,2 | 9,8 | 12 |
5 | Сухой бассейн | 1 | 5 | 6 |
6 | Тоннель | 1 | 5 | 6 |
7 | Фитболы | 1 | 5 | 6 |
8 | Подвижные игры | 2 | 10 | 12 |
9 | Безопасность на занятиях физической культуры | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 13,2 | 54,8 | 68 |
Содержание программы
(68 часов, 2 часа в неделю)
Занятие №1 (вводное)
Познакомить детей с режимом занятий. Познакомить с оборудованием и его предназначением. Рассказать о значении здоровье сберегающих технологий. Просмотр презентации «Здоровым быть-здорово!» Выполнить упражнение для осанки возле стены, дыхательную гимнастику, поиграть в подвижную игру «Бездомный заяц».
Занятия №2-5
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены; ходьба «В путешествие»; ходьба с заданиями для рук «Как умеют наши руки»; ходьба на носках, пятках «Медведи»; легкий бег, чередовать с ходьбой «Лошадки»; построение в круг.
Основная часть: Дыхательное упражнение «Качели»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика по рукам, в ладонях, по груди, животу, спине; профилактика плоскостопия - ходьба по массажным дорожкам; упражнения в сухом бассейне «Найди игрушку»; подвижная игра «Птички в гнездышках»; дыхательное упражнение «Дерево на ветру». Заключительная часть: ходьба.
Занятия №6-9
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены; ходьба «В путешествие»; ходьба с заданиями для рук «Наши руки не скучают»; ходьба на носках, пятках, на наружном своде стоп «Медвежата»; легкий бег, чередовать с ходьбой «Птички»; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Дерево на ветру»; самомассаж «Чтобы не зевать от скуки»; профилактика плоскостопия- ходьба по ребристой доске; упражнения в сухом бассейне «Хватай двумя руками, отпускай»; подвижная игра «День-ночь»; дыхательное упражнение «Дровосек».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №10-13 с лентами
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с открытыми глазами и закрытыми; ходьба «В путешествие»; ходьба с заданиями для рук «Ленточки летят»; ходьба на носках, пятках, на наружном своде стоп «Котята»; полуприсяду «Лиса», легкий бег, чередовать с ходьбой «Мышки»; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Дровосек»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика в ладонях, по рукам, ногам, груди, шее, спине; профилактика плоскостопия- ходьба по канату приставным шагом; упражнения в сухом бассейне «Велосипед» - лежа на спине выполнять вращательные движения ногами; подвижная игра «Ловишка с лентами»; дыхательное упражнение «Сердитый ежик».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №14-17
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с открытыми глазами и закрытыми; ходьба парами «Дружные ребята»; ходьба с заданиями для рук «Самолеты»; ходьба на носках, пятках, на наружном своде стоп «Котята»; в полуприседе «Лиса», легкий бег, чередовать с ходьбой «Мышки»; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Сердитый ежик»; самомассаж «Сюрприз»; профилактика плоскостопия «Платочек» - захват пальцами ног платочка, помахать; скомкать платочек пальцами ног; упражнения в сухом бассейне «Перевороты» - повороты на правый (левый) бок из положения лежа на спине, лежа на животе; подвижная игра «Великаны и гномы»; дыхательное упражнение «Надуй шарик».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №18-21
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с открытыми глазами и закрытыми; ходьба «Паровозик»; ходьба с заданиями для рук «Ловкие руки»; ходьба на носках, пятках, на наружном своде стоп «Медвежата»; с высоким поднимание бедра «Лошадки», легкий бег, бег приставным шагом чередовать с ходьбой «Волки»; построение в круг. Основная часть: дыхательное упражнение «Надуй шарик»; профилактика плоскостопия «Ловкие ноги» - ходьба с мячиком, камешком, каштаном, зажатым пальцами ног; упражнения в домике с шарами «Проползи» - ползание по- пластунски в домике с шарами; подвижная игра «Мы веселые ребята»; дыхательное упражнение «Листопад».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №22-25 с мячами
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с открытыми глазами и закрытыми; ходьба парами «Дружные ребята»; ходьба с заданиями для рук «Послушный мяч»; ходьба на носках, пятках, на наружном своде стоп «Выше подними»; с высоким поднимание бедра «Лошадки», легкий бег, бег змейкой чередовать с ходьбой «Быстрый мяч»; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Листопад»; профилактика плоскостопия- ходьба по рейкам пальцами ноги, серединой стопы, пятками; упражнения на фитболе «Покажи ручки» - стоя на коленях поочередное отведение рук в стороны; подвижная игра «Лохматый пес»; дыхательное упражнение «Гуси летят».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №26-29
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с открытыми глазами и закрытыми; ходьба «В путешествие»; ходьба с заданиями для рук «Ловкие руки»; ходьба в рассыпную «Рассыпались бусинки-собрались» ходьба на носках, пятках «Все умеем»; гусиным шагом «Гуси вышли на прогулку», легкий бег чередовать с ходьбой «Быстрые ноги»; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Гуси летят»; самомассаж «На солнечной полянке»; профилактика плоскостопия- катание, постукивание шипованного мяча стопой, захват мяча обеими стопами; упражнения на фитболе «Покажи пяточки» - лежа на животе на мяче, в упоре на руках поочередное отведение прямой ноги назад; подвижная игра «Цветные автомобили»; дыхательное упражнение «Пушок».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №30-33
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с подъемом на носки; ходьба «Мы идем»; ходьба с заданиями для рук «Крылышками машем»; ходьба в рассыпную «Рассыпались бусинки-собрались» ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Медвежата»; легкий бег, бег по диагонали чередовать с ходьбой «Котята»; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Пушок»; самомассаж «Чтобы не зевать от скуки»; профилактика плоскостопия- ходьба по следочкам «елочкой», ходьба по канату «елочкой»; упражнения на фитболе - сидя на фитболе покачиваться на мяче; подвижная игра «Лиса в курятнике»; дыхательное упражнение «Ворона».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №34-37
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены, с подъемом на носки; ходьба «Мы идем»; ходьба с остановкой по сигналу «Стоп»; ходьба с заданиями для рук «Сильные руки»; ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Сильные ноги»; легкий бег, бег змейкой чередовать с ходьбой «Быстрые ноги»; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Ворона»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мяча в ладонях, по рукам, по груди, животу, шее, ногам, спине; профилактика плоскостопия- упражнения на тренажере для ног «Счеты»; упражнения на фитболе - лежа на спине покачиваться вперед-назад, удерживая равновесие; подвижная игра «Мороз красный нос»; дыхательное упражнение «Подуем на снежинку».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №38-41
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены, с подъемом на носки; ходьба «Мы идем»; ходьба с остановкой по сигналу «Стоп»; ходьба с заданиями для рук «Сильные руки»; ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Сильные ноги»; легкий бег, бег змейкой чередовать с ходьбой «Быстрые ноги»; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Подуем на снежинку»; самомассаж «Сюрприз»; профилактика плоскостопия- ходьба по ребристой доске на носках, пятках; упражнения на фитболе - сидя на мяче выполнять легкие подпрыгивания на месте; подвижная игра «Зайцы и волк»; дыхательное упражнение «Вырасти большой».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №42-45
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены; ходьба парами «Дружные ребята»; ходьба с заданиями для рук «Помашем крылышками»; ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Медвежата»; легкий бег, бег с высоким поднимание бедра «Лошадки» чередование с ходьбой; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Вырасти большой»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика по рукам, ногам, шее, груди, животу, спине; профилактика плоскостопия- ходьба по рейкам приставным шагом; упражнения на фитболе - прыжки на мяче с продвижением вперед; подвижная игра «Волк и зайцы» на фитболах; дыхательное упражнение «Паровозик».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №46-49
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены; ходьба «Поезд»; ходьба с заданиями для рук «Самолет»; ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Ловкие ноги»; легкий бег, бег в рассыпные «Горошки» чередование с ходьбой; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Паровозик»; самомассаж «На полянке»; профилактика плоскостопия- ходьба по массажным дорожкам на носках, пятках, всей стопой; упражнения на батутах- прыжки на двух ногах; подвижная игра «Повар и котята»; дыхательное упражнение «Часики». Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №50-53
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены; ходьба «Поезд»; ходьба с заданиями для рук «Самолет»; ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Ловкие ноги»; легкий бег, бег в рассыпные «Горошки» чередование с ходьбой; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Часики»; самомассаж «Чтобы не зевать от скуки»; профилактика плоскостопия- упражнения на тренажере для ног «Счеты»; упражнения на беговой дорожке- легкий бег; подвижная игра «Перелет птиц»; дыхательное упражнение «Каша кипит».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №54-57
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с открытыми и закрытыми глазами; ходьба «Мы идем»; ходьба с заданиями для рук «Пташки учатся летать»; ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Медвежата»; ходьба с высоким подниманием бедра «Лошадки»; легкий бег, чередование с ходьбой; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Каша кипит»; самомассаж «Колючий мячик» - катание шипованного мячика в ладонях, постукивание мяча пальчиками, катание по шее, груди, спине, катание мяча ступнями; упражнения на велотренажере- вращение ногами вперед и назад; подвижная игра «Мышеловка»; дыхательное упражнение «Волна».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №58-61
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с открытыми и закрытыми глазами; ходьба «Мы идем»; ходьба с заданиями для рук «Не ошибись»; ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Медвежата»; легкий бег, бег змейкой чередование с ходьбой; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Волна»; самомассаж «Сюрприз»; профилактика плоскостопия- перекладывание мячиков, камешков, каштанов пальцами стопы из обруча в обруч; упражнения с резиновыми кольцами «Сильные руки» - сжимание и разжимание резинового кольца; подвижная игра «Волк во рву»; дыхательное упражнение «В лесу».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №62-65
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с открытыми и закрытыми глазами; ходьба «Бусинки»; ходьба с заданиями для рук «Не ошибись»; ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Медвежата»; ходьба в рассыпную «Бусинки рассыпались- собрались»; легкий бег чередование с ходьбой; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «В лесу»; самомассаж по выбору детей из ранее разученных; профилактика плоскостопия- ходьба по обручу пальцами, серединой стопы, пятками; упражнения в домике с шарами «Майские жуки» - барахтанье руками и ногами в положение лежа на спине; подвижная игра «Гуси лебеди»; дыхательное упражнение «Аист».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
Занятия №66-68
Вводная часть: Построение; проверка осанки возле стены с открытыми и закрытыми глазами; ходьба «Мы шагаем»; ходьба с заданиями для рук «Руки»; ходьба на носках, пятках на наружном своде стопы «Медвежата; легкий бег чередование с ходьбой; построение в круг.
Основная часть: дыхательное упражнение «Аист»; самомассаж по выбору детей из ранее разученных; профилактика плоскостопия- ходьба по ребристой доске на носках, серединой стопы, пятками; упражнения на тренажере для ног «Счеты»; подвижная игра «Зайцы и волк»; дыхательное упражнение «Насос».
Заключительная часть: ходьба, проверка осанки у стены.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Содержание | Сроки, продолжительность | ||||||||||
1 | Режим работы ДОУ |
| ||||||||||
2 | Продолжительность учебного года, количество недель в учебном году |
| ||||||||||
3 | Летний оздоровительный период |
| ||||||||||
4 | Выходные, праздничные дни, каникулярное время |
4-6 ноября – День народного единства; 1-8 января - Новогодние праздники; 23-25 февраля – День защитника Отечества; 8-10 марта - Международный женский день; 28апреля-1 мая – Праздник Весны и Труда; 9-12 мая – День Победы; 12 июня – День России:
| ||||||||||
5 | Регламентирование образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам на платной основе: | |||||||||||
Наименование программы | Количество занятий (учебных часов) | |||||||||||
В неделю | В месяц | В год | ||||||||||
1 | «Крепыш» | 2 | 8 | 68 | ||||||||
Помесячное распределение занятий (учебных часов) | ||||||||||||
Наименование программы | Наименование месяца, количество занятий (учебных часов) | Отчётное мероприятие | ||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||
1 | «Крепыш» | 8 | 8 | 8 | 8 | 5 | 8 | 8 | 8 | 7 | Итоговое открытое занятие |
Организационно-педагогические условия реализации программы: инструктор по физической культуре или педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика», «Физическая культура» без предъявления требований к стажу работы.
Этапы реализации дополнительной образовательной программы:
I этап – мониторинг родительских запросов, зачисление детей на обучение по программе. Организационное собрание для родителей. Изучение особенностей здоровья и физического развития зачисленных воспитанников.
II этап –осуществление образовательной деятельности с детьми, направленной на развитие и совершенствование физических качеств; освоение двигательной деятельности с применением оздоровительных процедур.
III этап – подведение итогов: проведение итогового открытого занятия с участием родителей воспитанников. Сроки проведения: конец мая.
Музыкальное сопровождение – это дополнительный фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, на физическое здоровье в целом и на совершенствование двигательных функций. Использование музыки на занятиях способствует яркой эмоциональной насыщенности занятия, создает ощущение психологической комфортности.
Материально-техническое обеспечение:
№ п/п | Наименование | Количество (штук) |
1 | Канат | 2 |
2 | Массажная дорожка | 1 |
3 | Ребристая доска | 2 |
4 | Платочки | 20 |
5 | Домик с шарами | 1 |
6 | Батут | 2 |
7 | Тоннель | 2 |
8 | Фитболы | 7 |
9 | Сухой бассейн | 1 |
10 | Тренажер для ног | 2 |
11 | Массажные коврики | 10 |
12 | Маты | 2 |
13 | Мячи шипованные | 18 |
14 | Резиновые кольца | 15 |
15 | Ленты цветные | 20 |
16 | Мячи | 15 |
17 | Рейки | 25 |
18 | Обручи | 15 |
19 | Беговая дорожка | 2 |
20 | Велотренажер | 2 |
21 | Маленькие мячи | 20 |
22 | Каштаны | 20 |
23 | Камешки | 20 |
Оценочные и методические материалы. Оценивание детей дошкольного возраста не проводится.
Методическое обеспечение
- методическая литература;
- разработанные конспекты занятий;
- картотека с подвижными играми;
- наглядный материал;
- музыкальный материал;
- физкультурный инвентарь и оборудование.
Информационное обеспечение. В процессе реализации программы интернет ресурсы не используются.
Список литературы:
- Галанов А.С. «Игры, которые лечат» Творческий центр СФЕСО Москва 2001 г.
- Кудрявцев В.Т. «Развивающая педагогика оздоровления» Линка- Песс Москва 2000 г.
- Литвинова М.Ф, «Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни» Линка- Пресс Москва 2005 г.
- Сиротюк А. «Что надо знать о психомоторном развитии» журнал «Здоровье дошкольника» №4 2008 г.
- Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет» ГМОМиД 2004 г.
- Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет» ГМОМиД 2004 г.
- В.Л. Страковская «300 подвижных игр для оздоровления детей» Новая школа Москва 1994 г.
- Б.Б. Егоров, Т.В. Нестерюк «Оздоровительно- воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ» Элиста 1999г.
- Б.С. Толкачев «Физкультурный закон ОРЗ» Москва «физкультура и спорт» 1988 г.
- З.И. Береснева «Здоровый малыш» Творческий Центр Москва 2003г.
- Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская «Игры, которые лечат» для детей 3-5 лет Творческий Центр Москва 2008г.
- Л.В. Кочеткова «Оздоровление детей в условиях детского сада» Творческий центр Москва 2005г.
- С.О. Филиппова «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» Санкт- Петербург «Детство- Пресс» 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Малыши - крепыши»
Актуальностью данной программы является то, что в дошкольном возрасте свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям, как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»
1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Крепыш»
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для детей старшего возраста. Стартовый уровень. Включает в себя оздоровительно-профилактические формы работы, а также разли...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»
В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Общая физическая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Общая физическая подготовка», для детей 5-7 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «КРЕПЫШ» на 2023-2024 учебный год
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа представляет собой систему дви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «КРЕПЫШ» для детей 3-5 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программафизкультурно-спортивной направленности «КРЕПЫШ»Программа рассчитана для детей 3-5 лет на 2 учебных года под руководством ин...