познавательно-исследовательский, творческий проект "Если хочешь быть здоров"
проект (средняя группа)

Короед Мария Александровна

Здоровье человека всегда было и будет актуальной темой, особенно если речь идет о здоровье дошкольника. Дошкольный возраст — это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма.

 В современных условиях особенно важным становиться сохранение и укрепление здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания.

Именно поэтому актуальна разработка проекта «Будь здоров!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sr.gr_._esli_hochesh_byt_zdorov.docx48.4 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД С. ЗОРКАЛЬЦЕВО»

ТОМСКОГО РАЙОНА

634592, Томская область, Томский район, село Зоркальцево, улица Трактовая, 39

Принято на

Педагогическом совете №1

МБДОУ «Детский сад с. Зоркальцево»

Протокол  № 1

От  __________2022 г.

                                                         

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«Детский сад с. Зоркальцево»

______________ Ушкалова М.П.

Приказ №58 ОД от _______2022 г.

телефон/факс 915-592, Е-mail: ds.zorkaltsevo@uotr.ru

Проект по валеологии «Будь здоров»

в средней группе «Дельфинчики»

Воспитатели: Короед М.А.,

Малетина Л.Н.

ТОМСК-2022

Единственная красота, которую я знаю – это ЗДОРОВЬЕ.

Г.Гейне

      Актуальность

Здоровье человека всегда было и будет актуальной темой, особенно если речь идет о здоровье дошкольника. Дошкольный возраст — это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма.

 В современных условиях особенно важным становиться сохранение и укрепление здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания.

Именно поэтому актуальна разработка проекта «Будь здоров!».

 Проблема

 •        Недостаточная  сформированность у детей среднего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.

•        Недостаточная осведомленность родителей о важности валеологического воспитания.

•        Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня).

 Участники проекта: воспитатели Короед М. А., Малетина Л.Н., дети средней группы, родители.

      Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, долгосрочный январь-май 2023

Сроки проведения : январь 2023 – май 2023 гг.

      По числу участников: групповой.

      Цель проекта:  формирование у детей предпосылок  и ценностей  здорового образа жизни.

Задачи:

  • Формировать устойчивые культурно-гигиенические навыки,  расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни,.
  • Совершенствовать физические способности детей в совместной двигательной деятельности. 
  • Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ожидаемые результаты:

-  организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;

  • снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
  • сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;
  • повышение компетентности родителей и воспитателя в области здоровья и здоровьясбережения.

  Ресурсное обеспечение проекта:

  • Информационные ресурсы: интернет-ресурсы, сайт ДОУ.
  • Кадровые ресурсы: в проекте принимает участие воспитатели Короед М.А., Малетина Л.Н.
  •  Материальное обеспечение включает в себя:

 В детском саду имеется спортивный зал, спортивно-оздоровительная предметная среда, которого помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач их гармоничного развития.

Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

 Мультимедийное оборудование, ноутбук, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат.

  • Учебно - методические ресурсы  включают в себя разработанные картотеки подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физкультминуток, схемы бесед, занятий, дидактические игры, настольно-печатные игры, книги о здоровье, о физической культуре, художественные произведения, плакаты, иллюстрации по ЗОЖ. Картотека аудиозаписей и фонограмм для музыкального сопровождения утренней гимнастики, подвижных игр, гимнастики пробуждения после сна. В центре сюжетно-ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях. Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья», «Детский сад», «В кабинете врача», «Супермаркет», «Аптека».

Основное содержание проекта

Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.

Проект состоит из четырех блоков:

1 блок – напоминает о важности и правилах мытья рук.

2 блок- посвящен гигиене зубов,

3 блок – знакомит детей с правилами ухода за ногтями и кожей.

4 блок- посвящен повышению двигательной активности детей.

Главная героиня проекта- кукла, Катя Болейкина, которая приходит в гости к ребятам. Задача ребят в процессе общения с куклой, решать проблемные ситуации, которые встречаются и в жизни самих детей.

План реализации проекта:

I этап. Предварительная работа

Мероприятия

Цель

Место проведения

Сроки

1. Изучение методической литературы

Подобрать литературу, соответствующую цели проекта

Методический кабинет, сеть Internet

До 11 января

Анкетирование родителей

«О здоровье всерьез»

Выявить проблемы, возникающие у родителей, в воспитании здорового ребенка; проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни

До 20 января

2. Беседа с медсестрой, воспитателями

Выявить уровень состояния здоровья детей

Медицинский кабинет, группа

До 20 января

3. Подготовка необходимых атрибутов для валеологической деятельности детей

Создать ресурсное обеспечение проекта

Спортивный зал, групповое помещение

25 января

7. Составление графика работы на период проекта

Систематизировать валеологическую деятельность детей

До 25 января

8. Определение критериев оценки здоровья детей

Контроль и анализ результатов реализации проекта

До 25 января

10.Организация валеологической деятельности детей

Обучение детей навыкам здорового образа жизни, воспитание потребности следить за своим здоровьем.

Территория детского сада, спортивный зал, групповое помещение

В течение всего проекта

II этап. Выполнение проекта.

Формы работы

Цель

Образовательная область

Срок реализации

Примечание

1 Блок

Беседа «Чистая водичка моет Вове личико…»

Закрепление КГН

Социально-коммуникативное развитие

2 неделя февраля

«Здоровый образ жизни»

 Т.А.Тарасова, Л.С.Власова

Рисование «Осторожно, микробы!»

Воспитывать у детей потребность в заботе о своем здоровье

Художественно-эстетическое развитие

3 неделя февраля

Кукольный театр «Водичка, водичка, умой мое личико»

Организовать веселый досуг детей

Социально-коммуникативное развитие

4 неделя февраля

«Здоровый образ жизни»

Т.А.Тарасова, Л.С.Власова

Чтение художественной литературы:

  • К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»

Уточнять представления детей о здоровом образе жизни

Речевое развитие

февраль

Загадывание загадок

Продолжать уточнять знания детей о названиях частей тела

Речевое развитие

В течение всего проекта

Д/игры:

  • «Что сначала, что потом»
  • «Можно-нельзя»

Продолжать уточнять знания детей о здоровом образе жизни

Социально-коммуникативное развитие

февраль

Сюжетно-ролевые игры:

  • «В кабинете врача»,
  • «Семья»

Закрепление с детьми КГН

Социально-коммуникативное развитие

февраль

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с изображением тела человека

Формирование у детей знаний о строении тела человека

Познавательное развитие

февраль

НОД «Осторожно, микробы!»

Уточнять представления детей о здоровом образе жизни

Познавательное развитие

1 неделя

февраля

Приложение №1 Конспект

2 блок

Просмотр мультфильма «Королева зубная щетка»

Закреплять КГН детей

Социально-коммуникативное развитие

2 неделя февраля

Беседа «Если мальчик любит мыло и зубной порошок»

Закрепление КГН

Социально-коммуникативное развитие

2 неделя февраля

«Здоровый образ жизни» Т.А.Тарасова, Л.С.Власова

Консультация родителей

«Здоровые зубы с детства»

Формирование осознания родителями ответственности за ЗОЖ детей, повышение валеологической компетентности родителей

2 неделя февраля

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/03/18/konsultatsiya-dlya-roditeley-0

Беседа « Утром, чистя зубы, помни про себя,

Что зубная щетка только для тебя»

Закрепление КГН

Социально-коммуникативное развитие

3 неделя февраля

«Здоровый образ жизни» Т.А.Тарасова, Л.С.Власова

Коллаж «Подружусь с зубной щеткой»

Закрепление правил чистки зубов

Художественно-эстетическое развитие

4 неделя февраля

Выставка «Молочные продукты»

Обогатить знания детей о молоке, как о продукте полезном для детского организма

Социально-коммуникативное развитие

4 неделя февраля

Д/игры:

  • «Четвертый лишний»,
  • «Поварята»,
  • «Во фруктовом царстве, овощном государстве»,
  • «Витаминные друзья»,
  • «Полезное – вредное»,
  • «Что сначала, что потом»

Закрепление знаний о правильном питании

Социально-коммуникативное развитие

февраль

Сюжетно-ролевые игры:

«Молочный магазин», «Продуктовый магазин».

Расширение знаний о молоке и молочных продуктах

февраль

Чтение художественной литературы:

  • Анпилов  А. «Зубки заболели»,
  • Стихи о здоровом питании К. Луцис
  • Сказка Г.Немкиной «История феи Витаминки».
  • Л.Гржибовская «О зубках»;

Закрепление с детьми КГН

Социально-коммуникативное развитие

февраль

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с изображением, полезных продуктов, овощей, фруктов

Формирование у детей знаний о полезных продуктах

Познавательное развитие

февраль

НОД

«Подружусь с зубной щеткой»

Уточнять представления детей о здоровом образе жизни

Интегрированная деятельность

4  неделя февраля

Приложение №2 Конспект

3 блок

Просмотр мультфильма Королева зубная щетка»

Воспитывать у детей желание всегда заботиться о своей чистоте

Социально-коммуникативное развитие

1 неделя марта

Беседа

«Друзья Мойдодыра»

Закрепление КГН

Социально-коммуникативное развитие

2 неделя марта

Д/игра

  • «Узнай наощупь»,
  • «Собери Машу и Ваню на прогулку»,
  • «Чудесный мешочек»
  • «Теплый-холодный»

Расширять знания детей

Социально-коммуникативное развитие

март

Чтение художественной литературы:

  • Потешки и прибаутки;
  • А.Барто «Девочка чумазая»
  • Р.Сеф «Мыло»

Закреплять КГН детей

Речевое развитие

март

Консультация родителей «Здоровый образ жизни ваших детей»

Формирование осознания родителями ответственности за ЗОЖ детей, повышение валеологической компетентности родителей

2 неделя марта

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/03/18/konsultatsiya-dlya-roditeley

«Мои помощники ногти и кожа»

Уточнять представления детей о здоровом образе жизни, расширять навыки детей по уходу  за ногтями и кожей.

Интегрированная деятельность

1 неделя марта

Приложение №3 Конспект

4 блок

Физкультурное развлечение

«Вот какие мы смешливые, вот какие мы подвижные»

Организовать веселый досуг детей

Физическое развитие

1 неделя апреля

«Здоровый образ жизни» Т.А.Тарасова, Л.С.Власова

Подвижные игры

«Делай как я», «Перешагни через лужу», «Сова», «Ловишки в кругу», «Перелет птиц», «Солнечные зайчики», «У Мазая», «Через ручеек», «Шар по кругу», «Водяной», «Черное и белое».

Увеличение двигательной активности детей

Физическое развитие

апрель

Картотека

Выставка атрибутов для уголка валеологии, изготовленных совместно с родителями

Привлечь родителей к созданию предметно – пространственной развивающей среды в группе

3 неделя апреля

Беседа «На зарядку становись»

Расширять знания детей о пользе зарядки

Социально-коммуникативное развитие

2 неделя апреля

Д/игры

  • «Четвертый лишний»,
  • «Кому, что нужно»,
  • «Летом-зимой».

Формировать у детей знания о видах спорта

Социально-коммуникативное развитие

апрель

Чтение художественной литературы:

  • А.Говоров «Секрет бодрости»

Расширять знания детей о здоровом образе жизни

Речевое развитие

апрель

Досуговое мероприятиесовместно с родителями «Делай как я!»

Доставить детям и взрослым радость от взаимодействия друг с другом в двигательно–игровой деятельности

Физическое развитие

  1. неделя
  2. мая

Приложение №4 Конспект

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с изображением видов спорта

Формировать у детей знания о видах спорта, о пользе занятиями спортом

Познавательное развитие, речевое развитие

2 неделя мая

III этап. Итоговые мероприятия.

Мероприятия

Цель

Сроки

Диагностический срез по валеологическим знаниям, навыкам и умениям детей

Анализ результатов реализации проекта

3 неделя мая

Наблюдение за поведением и общением детей

Анализ усвоения знаний и умений детей

В течение всего проекта

Cоставление электронного фотоальбома «Будь здоров!»

3 неделя мая

Презентация проекта и анализ его реализации на родительском собрании, педсовете

4 неделя мая

Результаты-продукты проекта:

  • Выставка нестандартного спортивного оборудования,
  • Коллаж «Подружусь с зубной щеткой»,  
  • Выставка «Молочные продукты»,
  • Досуговое мероприятие  для детей и родителей по физическому развитию «Делай как я!». 
  • Сборник аудиозаписей для родителей  «Делайте зарядку, будете в порядке!»
  • Составление электронного фотоальбома «Будь здоров!».

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Данный проект – это первый уровень знаний и умений  для детей дошкольного возраста по валеологии.

По мере взросления детей знания и умения в данной области необходимо расширять.

На втором уровне (для детей 5-6 лет) на основе ранее полученных знаний знакомить детей с элементарными анатомо-физическими особенностями организма человека, давать первоначальные представления об органах чувств, опорно-двигательном аппарате; давать знания об охране здоровья органов, воспитывать стремление беречь свой организм, обучать способам укрепления своего здоровья.

На третьем уровне (для детей 6-7 лет) продолжать знакомить детей с особенностями строения и функций организма человека; давать элементарные научные представления о внутренних органах; формировать культуру питания, закаливания, личной гигиены; продолжать воспитывать интерес к оздоровлению своего организма; давать знания о правилах безопасности жизнедеятельности, первой помощи; прививать любовь и интерес к систематическому занятию спортом; развивать здоровьесберегающее мировоззрение.

Дошкольный возраст — время для выработки правильных привычек, поэтому необходимо продолжать работу в данном направлении. Наша задача – привить ребёнку необходимость быть здоровым. Важно сформировать у детей, к моменту окончания обучения в детском саду, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность беречь его.

 Литература

1. Сизова, Н.О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет) /Н.О. Сизова. — Санкт-Петербург: Паритет, 2008. —93 с.

2. Лаврентьева, В.В. Роль валеологии в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования /В.В. Лаврентьева. — Казань: Бук, 2017. — 359с.

3. Тарасова, Т.А. Здоровый образ жизни. Я и мое здоровье. Программа понятий, упражнений и дидактические игры /Т.А. Тарасова, Л.С. Власова. — Москва: Школьная пресса, 2008. — 80с.

4. Смирнова, Т.В. Ребенок познает мир. Игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников /Т.В. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 80с.

5. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /Т.Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если хочешь быть здоров...

На празднике участвуют сказочные герои. Они учать быть здоровым......

"Если хочешь быть здоров". Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла.

Перспективное планирование физкультурных занятий познавательного цикла (средняя, старшая, подготовительная группы)...

Педагогический проект "Если хочешь быть здоров!" Подготовительная к школе группа

Педагогический проект  разработан на 1 год. В нем представлено система работы и задачи по формированию у воспитанников интереса к компонентам здорового образа жизни, приобретению детьми знаний и ...

конспект занятия « Если хочешь быть здоров!»

Цель:   применение здоровьесберегающиих  технологий и игровых приёмов в воспитательно – образовательном процессе. Задачи: •    Приобщить дошкольников к здоровому обра...

Проект "Если хочешь быть здоров!"

Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас н...

Если хочешь быть здоров, будь здоров!

Заметка в районную газету по проведённому развлечению...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ, ЗАНИМАЙСЯ СПОРТОМ»

Тема сохранения и укрепления здоровья актуальна сейчас как никогда. В период пандемии Covid люди стараются меньше выходить на улицу, меньше встречаться и больше сидят дома за компьютером, в ...