ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (подготовительная группа)

В настоящее время перед обществом остро стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции является весьма актуальной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                         

В настоящее время перед обществом остро стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции является весьма актуальной[1].
        Художественно-творческая деятельность является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей. Она выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В силу своего возраста маленький человек не может объяснить то, что происходит в его душе, поделиться своими чувствами, рассказать о тревогах и переживаниях. Об этих чувствах будут свидетельствовать цветовая гамма, характер и направленность линий, композиция и другие особенности [2].

У любого ребенка всегда вызывает интерес рисование красками или карандашами. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика правополушарного рисования. Это современный метод работы, который можно использовать в психологической и педагогической практике с детьми. Метод интуитивного рисунка является хорошим способом снятия напряжения, тревоги, стресса, корректирует эмоциональное состояние.

Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Эта техника основана на теории Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человека отвечает совершенно за разные виды деятельности. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое - за образное. Благодаря развитому правому полушарию мы начинаем  креативно мыслить, можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации. Левое полушарие развивается при условии развития правого  это приоритет развития ребенка дошкольника. Чтобы ребенок был успешен в школе, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие.

Методика правополушарного рисования позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира, формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствует более эффективному развитию познавательных способностей.  

Интуитивное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, развивает способность легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов. Рисунки в этой технике практически невозможно испортить, что всегда создает ситуацию успеха, при этом используются доступные для каждого простые приемы: тычки, мазки, брызганье.

В результате применения техники интуитивного рисования возникает равновесие между правым и левым полушариями, эмоциональным и логическим, интуитивным и рациональным. Образы, созданные путем спонтанного смешения цвета, помогают развивать воображение, образное мышление, проявлять свою индивидуальность [3].

Изучив методику правополушарного рисования, стали внедрять её в работу с детьми в нашей группе. Мы пытаемся не просто обучить детей навыкам рисования, а стараемся открыть перед ними источник творческих способностей.

Познакомили родителей воспитанников с технологией правополушарного рисования на родительском собрании. Родители с удовольствием рисовали. А потом поддержали нас в использовании этой технологии с детьми. Мы собрали необходимый материал. Началась интересная работа с детьми. 

Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений:

  • Правополушарный рисунок вверх ногами.
  • Интуитивное рисование по контурам.
  • Правополушарный рисунок с видоискателем.
  • Рисование на цветной бумаге.
  • Рисунок на экране внутреннего взора.

 Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иному восприятию реального предмета, появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.   

Срисовывание контурных картинок является первым упражнением правополушарного рисования. Необычность заключается в том, что картинку необходимо срисовать, когда она лежит вверх ногами. Причем, часть картинки должна быть закрыта. Непонимание происходящего заставит отключиться левое полушарие и активно включится правое, которое не будет проявлять логику пытаясь разобраться в нарисованных символах. И полной неожиданностью окажется рисунок, который будет точной копией, того что ребенок срисовывал.

В зеркальном рисовании дети рисуют на чистом листе одновременно двумя руками симметричные рисунки.

Рисование на цветных листах предполагает выбор фона, на котором он хочет порисовать. Цвета стимулируют работу с образами и ассоциациями и «включают» в работу правое полушарие.

Рисование на экране внутреннего взора заключается в том, что дети закрывают глаза и пробуют увидеть будущий рисунок. Это используем с детьми перед рисованием иллюстраций к коротенькому рассказу.

Прежде чем, что-то рисовать, предлагаем детям пофантазировать. Представить что – то такое, чего они не видели в действительности: сказочное животное, цветок и т.д. Обсуждаем с ними цвет, вкус, запах предмета, какая вещь на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение у детей «разыграется», предлагаем нарисовать воображаемую вещь. Срисовывание воображаемых предметов.

Использование тренировочных навыков как, рисование по памяти, рисование при помощи воображения позволяет за короткий сеанс рисования быстро восстановиться и сбросить усталость. Это волшебное путешествие к источнику своих собственных творческих способностей, приобретение чувства вдохновения.

Через обучение изобразительным навыкам с использованием метода правополушарного рисования, развиваем речь ребёнка, его интеллектуальное мышление. На занятиях по развитию речи, используем прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования беседуем с детьми, используем художественное слово стихи, загадки, поговорки.  Выполняя практические действия, ребята усваивают много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, идёт развитие связной речи дошкольников.          

В ходе работы дети узнают много нового об окружающем мире, т.к. занятия проходят в соответствии с определенной темой. Воспитанники используют в одной работе разные изобразительные материалы, учатся цветоведению и экспериментированию. У ребят развивается связная речь, формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка).

Каждое занятие с детьми – это маленькая игра, позволяющая им чувствовать себя более раскованными, смелыми, непосредственными.

В процессе занятий каждый ребёнок открывает для себя, умение чувствовать формы и пропорции, создавать незабываемые работы, позволяет себе творить. Вначале занятия ребятам предлагаем загрунтовать лист бумаги белой гуашью, при этом двигать кистью можно в любых направлениях. Затем предлагаем выбрать гуашь любимого цвета и изобразить настроение, в произвольном порядке. Детям нравится необычное смешивание красок, выходить за пределы холста, а определенные детали рисовать пальцами. Дети сами выбирают, какую краску им взять и какой кисточкой они будут рисовать.

Такие рисунки имеют диагностическое значение: у тревожных детей обычно много темных тонов, у агрессивных темных с сочетанием красных. Таким детям, с целью коррекции эмоционального состояния, предлагаем нарисовать еще один рисунок, используя только три цвета: голубой, желтый и красный.

После освоения нескольких техник дети сами предлагают, что они сегодня хотят нарисовать. Затем обсуждаем, какие краски можем использовать для фона. Например, «Ночной город» для фона понадобятся темные краски, для рисования на тему «Горы», для фона можем выбрать голубые тона. После того как фон нарисован ему надо дать время просохнуть. В это время слушаем музыку, читаем стихи.

Во время работы над рисунками, педагог рисует вместе с детьми, напоминает, как правильно выполнять ту или иную технику, как при этом держать кисть, какой лучше было бы воспользоваться и почему, при этом предоставляя возможность ребёнку самому сделать выбор.

После когда дети нарисовали рисунки, работа каждого ребёнка демонстрируется всем. Дети рассматривают и находят особенно яркие изюминки.

Вся творческая работа вызывает у детей только положительные эмоции, так как в правополушарном рисовании не бывает критики, где основным принципом правополушарного рисования является не критичность. Детям очень нравится быстрый результат деятельности. Если ребенок получает от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.

Вместе с детьми мы оформляем персональные выставки детских работ.

Свои работы размещаем на выставках и различных конкурсах. Используем рисунки в оформлении к праздникам.

В результате использования правополушарного рисования были отмечены следующие изменения:

  • Уменьшение или полное снятие «комплекса художественной неполноценности».
  • Повышение мотивации не только к занятиям изобразительной деятельностью, но и к другим видам деятельности.
  • Развитие и активизация творческого потенциала – в процессе занятий придумывали свои авторские изобразительные техники.
  • Формирование нового видения, свежего восприятия окружающего мира.
  • Положительная динамика в развитии образного мышления, пространственного воображения, зрительно-моторной координации.
  • Получали удовольствие от творческого процесса, улучшалось настроение.
  • Методы интуитивной живописи позитивно влияют на самооценку и качество жизни воспитанников.

         Отмечается улучшение настроения, увеличение умственной работоспособности мозга и ощущение внутреннего подъема. Научившись рисовать, дети смогут «перенести» свое творческое мышление на другие аспекты жизни, что позволит им укрепить уверенность в себе, увидеть окружающий мир с более позитивной и яркой стороны.

          Правополушарное рисование является одной из разновидностей арт-терапии, которая эффективно расслабляет, заряжает положительными эмоциями и раскрывает творческий потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

          1. Источник А   Белозорова Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. Наук/ Л.А. Белозорова. Курск, 2011. 29 с.

2. Источник Б Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.

3. Источник В   Эдварде, Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ. обл. Б. Г. Клюйко. — Мн.: ООО «Попурри», 2000. — 256 с.: ил. ISBN 985-438-491-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие ДОУ и начальной школы как одно из условий успешной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Какова роль приемственности и взаимодействия двух образовательных учреждений в подготовке ребенка и их родителей к обучению в школе?...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Сценарий праздничного концерта «Мамочка у меня одна», посвященного «ДНЮ МАТЕРИ!» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий праздничного концерта «Мамочка у меня одна», посвященного «ДНЮ МАТЕРИ!»  для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для...

Выступление на МО воспитателей на тему: Ознакомление с родным краем, как одно из направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детск-ом саду»,  является патриотическоевоспитание детей.Патриотические чувства закла...

Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.Задачи:продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»...