Проект "Взаимодействие ДОУ и начальной школы как одно из условий успешной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"
проект (подготовительная группа) на тему
Какова роль приемственности и взаимодействия двух образовательных учреждений в подготовке ребенка и их родителей к обучению в школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_preemstvennost_dou_i_shkoly.docx | 405.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Оляпка»»
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
(проект)
Составитель:
Свистунова Т.В.,
воспитатель
Соликамск
2014г.
Информационная характеристика проекта.
Название проекта: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ».
Цель проекта: Повысить интерес детей старшего дошкольного возраста к школе и сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе через преемственность ДОУ, школы и родителей, обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Задачи проекта:
1. Формирование у детей правильного представления о школе;
2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
4.Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению учителями школы;
5. Разработать рекомендации для родителей педагогами ДОУ и учителями школы;
6. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
7. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную жизнь».
Автор проекта: Свистунова Татьяна Викторовна
Руководитель проекта: Свистунова Татьяна Викторовна
Участники проекта:
- Воспитатели Свистунова Татьяна Викторовна
- Дети подготовительной группы № 10;
- Родители подготовительной группы №10
- МАОУ «СОШ №7».
- Узкие специалисты (педагог-психолог и учитель логопед).
Срок реализации проекта: 2014-2015 учебный год.
Ожидаемый результат: ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ, ФОРМИРОВАНИЕ «ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА» У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ, ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ШКОЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ, ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР.
Введение.
Готовность к поступлению в школу полностью перестраивает жизнь ребенка – это один из переломных моментов в его жизни. В школе ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые в школе называют школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. В связи с этим остро стоит вопрос успешной подготовки ребенка к школе.
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание, мотивация к учебе. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
К семи годам большинство детей не готовы к началу школьного обучения. Отмечается затруднение произвольного поведения, памяти, речи. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку детей.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей и их родителей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Поэтому взаимосвязь ДОУ и школы даст нам возможность устранить трудности и подготовить и родителей и их детей к первому классу. Сотрудничество родителей, школы и дошкольных образовательных учреждений, с целью формирования учебной мотивации, как фактора дальнейшей адаптации ребенка к школе очень важно.
Основное содержание.
Реализация проекта осуществляется по трём направлениям:
I направление – «Взаимодействие с детьми»;
II направление – «Взаимодействие со школой»;
III направление - «Взаимодействие с родителями»;
Предложенная модель взаимодействия при реализации проекта направлена на продуктивное сотрудничество всех участников образовательного проекта.
Модель взаимодействия в системе отношений
«Педагоги – дети - родители»
План реализации проекта
Взаимодействие с детьми
Планируемые мероприятия | Срок исполнения и место проведения | Исполнители и участники | Планируемый результат |
1.Диагностика педагога-психолога. Рисование «Я в школе». 2. Методика экспресс диагностика «Лица». 3. Спортивные соревнования «Веселые старты». 4. Просмотр мультфильма «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу». 5. Экскурсия в школу. Знакомство с кабинетом первоклассников. 6. Чтение художественной литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября», Алексин «Первый день». 7. Выставка рисунков «Дошкольник – первоклассник». 8. Посещение школьной библиотеки 9. Развлечение «Самые главные школьные слова» 10. Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками. 11. «Сладкий вечер» на тему «Школьная жизнь». 12. Совместная деятельность «Собери портфель» 13. Экспрессивный этюд «Учитель встречает учеников» 14. Экскурсия на урок физкультуры в школу №7 | Сентябрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка» сентябрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка» октябрь МАОУ «СОШ №7» октябрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». ноябрь На базе МАОУ «СОШ №7» Ноябрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». декабрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». декабрь На базе МАОУ «СОШ №7» январь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». январь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». февраль МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». март МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». апрель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». май МАОУ «СОШ №7» | Педагог-психолог Дети Воспитатели Педагог-психолог Дети Инструктор по физической культуре ДОУ Дети Воспитатель и дети Воспитатели Сотрудники школы Дети Воспитатель Дети Воспитатели Дети Воспитатели Дети Сотрудники школы Воспитатели Дети Воспитатели Дети Воспитатели Дети Воспитатель Дети Дети Воспитатели Дети Воспитатель учитель физкультуры | Аналитические данные по результатам диагностики. Сформировать у детей первоначальные знания о школе. Создать психологическую положительную установку на школу. Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором и спортивной площадкой. Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу. Закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни. Развитие положительного образа школы. Вызвать положительные эмоциональные переживания. Формировать знания детей о школьной организации. |
Взаимодействие со школой
Планируемые мероприятия | Срок исполнения и место проведения | Исполнители и участники | Планируемый результат |
1. Участие в педагогическом совете по разделу «Адаптация к школьному обучению». 2. Семинар «Формирование учебных навыков у детей младшего дошкольного возраста». 3. Посещение педагогами уроков в 1 классе выпускников ДОУ. 4. Конференция для родителей «Подготовка детей к школе: проблемы будущего первоклассника».
5. Круглый стол «Преемственность детского сада и школы с детьми с учетом требований ФГОС». 6. Посещение школы детьми, воспитателями и родителями в дни открытых дверей по плану СОШ № 7. 7. Консультация для родителей выпускных групп «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе». 8. Пресс-клуб для родителей с привлечением специалистов ДОУ и начальной школы: - «Пять компонентов готовности к школе». 9. Пресс-клуб для родителей с привлечением специалистов ДОУ и начальной школы: - «ФГОС НОО». | сентябрь На базе МАОУ «СОШ №7». октябрь На базе МАОУ «СОШ №7». ноябрь На базе МАОУ «СОШ №7». декабрь На базе МАОУ «СОШ №7». январь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». февраль На базе МАОУ «СОШ №7». март МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». Апрель На базе МАОУ «СОШ №7». Май На базе МАОУ «СОШ №7». | Учителя школы воспитатели Учителя воспитатели педагоги ДОУ учителя школы Воспитатели Учителя школы Воспитатели Родители выпускников Зам. зав. по ВМР ДОУ Зам. зав. по ВМР СОШ №7 Администрация СОШ Учителя Воспитатели Родители дети родители воспитатели учителя учителя школы педагоги и специалисты ДОУ родители учителя школы педагоги и специалисты ДОУ родители. | Повышение профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального школьного образования, родителей выпускников ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в реализации ФГОС НОО. Рефлексия педагогической деятельности. |
Взаимодействие с родителями
Планируемые мероприятия | Срок исполнения и место проведения | Исполнители и участники | Планируемый результат |
1. Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» 2. Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению». 3. Родительское собрание «Готовим детей к школе» (совместно с детьми).
4. Вечер «Вопросов и ответов» (совместно с учителем). 5. Семинар-практикум «В семье первоклассник». 6. Родительское собрание «Причины дезадаптации детей к школе».
7. Познавательная презентация для родителей «Мотивация детей к учению». 8. Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу?» 9. Мастер-класс «Игры для подготовки детей к школе». 10. Занятие-тренинг с психологом: «Формирование самооценки». 11. «Первый раз в первый класс» (совместное занятие с детьми). 12. Мастер-класс «Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера ребенка» 13. Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Что нельзя говорить школьнику» 14. Встреча и беседа с учителем начальных классов. 15. Родительское собрание «Пора в школу». | Сентябрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». Сентябрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». Октябрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». октябрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». ноябрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». декабрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». декабрь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». январь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». январь МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». февраль МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № февраль МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». март МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». март МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». Апрель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». Май МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 14 «Оляпка». | Родители Воспитатели Педагог-психолог Воспитатели Родители Дети Родители воспитатели воспитатели учителя родители воспитатели родители воспитатели учителя родители воспитатели родители педагог-психолог родители воспитатели родители педагог-психолог воспитатели родители родители дети воспитатели воспитатели родители воспитатели родители Учитель Родители воспитатели воспитатели родители воспитатели родители | Формирование интереса к подготовке ребенка к школе у родителей. Повышение компетентности родителей в вопросах готовности и подготовки ребенка к школьному обучению. Предупреждение и снятие тревожности и страха у родителей перед школой. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную жизнь». |
Литература:
1. «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием» //Справочник старшего воспитателя №2, 2008г.
2. «Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур» //Статья Е. Кудрявцевой.
3. Елжова Н. В. «Методическая копилка для педагогов ДОУ».- Ростов на Дону: Феникс, 2009г.
4. «Преемственность в работе ДОУ и школы», М. А. Марченко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры при подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
В данном материале представлены задания, упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, внимания, пространственного восприятия, мелкой моторики рук. наглядно- образного мышления....
Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"
Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"...
«Организация взаимодействия с родителями в рамках работы клуба «В школу вместе» как условие успешной социализации детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Как писал Василий Александрович Сухомлинский, «от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – о...
Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».
Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»....
Отчет по самообразованию: «Психолого-педагогическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно...
Долгосрочный проект "Нейроигры, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению «Играя, развиваюсь и учусь или матрица успеха»
Используя нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста ,можно повысить качество подготовки дошкольника к школьному обучению, совершенствовать педагогическую работу ...
Графический диктант как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Графические диктанты – один из самых результативных методов развития мелкой моторики и пространственного воображения ребенка. Они помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко поль...