Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
статья
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Законом «Об образовании». Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Но, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Законом «Об образовании». Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Но, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии». Основными направлениями являются: внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни; приобщение педагогов и родителей к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в ДОУ — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В своей педагогической деятельности я активно использую «здоровьесберегающие технологии», придерживаясь мнения, что «успешный ребенок – это здоровый ребенок». На мой взгляд, грамотно-организованная работа по использованию здоровьесберегающих технологий будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих направлениях:
- Медико-профилактическое
Профилактическая деятельность обеспечивает сохранение, обогащение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
- Обеспечение психологического комфорта ребенка
- Физкультурно-оздоровительная работа направлена на физическое развитие ребенка, на укрепление его здоровья.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Задача этой деятельности - сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, приумножить знания о здоровье и развивать умение оберегать его. Образовательная работа предполагает проведение бесед и игровых занятий с дошкольниками о том, как необходимо соблюдать режим дня, о важности гигиенических процедур, о здоровье и способах его укрепления, о функционировании детского организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают необходимые навыки здорового образа жизни и культуры, знания о безопасном поведении и разумных действий в сложных ситуациях. Однако, не достаточно использовать здоровьесберегающие технологии только в ДО, необходимо проводить санитарно-просветительскую работу среди родителей, а также включать их в воспитательный процесс.
Виды современных здоровьесберегающих педагогических технологий, применяемых в нашем детском саду:
- Динамические паузы (физкультминутки)
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация. Используется классическая музыка и звуки природы
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Точечный массаж
- Гимнастика пробуждения
- Гимнастика коррегирующая
- Физкультурные занятия
- Утренняя гимнастика
- Сказкотерапия
- Игротерапия
- Изотерапия
- Музыкотерапия
- Цветотерапия
- Ароматерапия
- Закаливание
- Динамическая прогулка
Результаты моей работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста:
- Подобрана и изучена литература по данной теме. Работа продолжается.
- В начале года разработан перспективный план работы по здоровьесбережению.
- Проведены занятия по НОД «Путешествие в страну Здоровья», «Поиск друзей Здоровья», «Еда без вреда» и выполнен самоанализ работы.
- Оформлены картотеки: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры» и т.д.
- Разработано необходимое оборудование для центра здоровья:
- Мешочки с наполнителями внутри: песок, камешки, ракушки, крупы, кофейные зёрна. Активно используются для развития мелкой моторики, для организации игр с бросанием и выполнении упражнений на координацию движений.
- Любимый всеми детьми эспандер-«капитошка» со смешными рожицами и крахмальным приятным наполнителем используется для развития мелкой моторики.
- Яркие одноразовые бумажные тарелки с удовольствием используются детьми во время выполнения заданий на координацию движений.
- Игры на развитие дыхания («Футбол», «Загони шарик в домик») всегда увлекательны и интересны детям. Большая часть пособий сделана из подручных материалов.
- Необычными и интересными оказались упражнения на захват предметов пальцами ног (в своей практике использую маленькие киндер игрушки), являющиеся в тоже время полезным для детей массажем стоп.
- «Развиваем наши ножки мы с массажною дорожкой». Для массажа стоп каждый день после дневного сна все дети идут по дорожке здоровья. Она достаточно продолжительная, т.к. начинается в спальне и заканчивается в центре группы у стульчиков детей. В изготовлении дорожки принимали участие родители. Работа продолжается. Наиболее любимой детьми является часть дорожки, сделанная из подручных материалов.
- Разработаны памятки, буклеты и консультации для родителей по данной теме.
- Ежедневно проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, пальчиковые игры, динамические паузы, физминутки.
- Организована выставка рисунков и поделок: «Хочу быть здоровым»
- Ежемесячно проводятся консультации и индивидуальные беседы с родителями по теме. Родители активно интересуются здоровьем своих детей. В «Центре здоровья» (раздевалка) для родителей размещена наглядная информация(«Подвижные игры и упражнения, как средство двигательной активности детей», «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком?», «Правила здорового образа жизни», «Точечный и игровой массаж, как средство оздоровления» и т.д.)
- Проведено ознакомление родителей с содержанием и состоянием работы в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей во время родительского собрания.
В заключении хотелось бы отметить, что для сохранения и укрепления здоровья детей считаю необходимым использовать в педагогической работе здоровьесберегающие технологии, а главным направлением в деятельности каждого образовательного дошкольного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на этой основе. Только используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге способствуют укреплению здоровья и формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...
Выступление на педагогическом совете с результатами работы по использованию здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми дошкольного возраста...
План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
План работы с детьми, родителями и педагогами....