Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Пирожкова Елена Александровна

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Законом «Об образовании». Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Но, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Законом «Об образовании». Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Но, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии». Основными направлениями являются: внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни; приобщение педагогов и родителей к здоровому образу жизни.                                                   Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в ДОУ — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В своей педагогической деятельности я активно использую «здоровьесберегающие технологии», придерживаясь мнения, что «успешный ребенок – это здоровый ребенок». На мой взгляд, грамотно-организованная работа по использованию здоровьесберегающих технологий будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

         Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих направлениях:        

  • Медико-профилактическое                                                                              

Профилактическая деятельность обеспечивает сохранение, обогащение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

  • Обеспечение психологического комфорта ребенка
  • Физкультурно-оздоровительная работа направлена на физическое развитие ребенка, на укрепление его здоровья.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии

Задача этой деятельности - сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, приумножить знания о здоровье и развивать умение оберегать его. Образовательная работа предполагает проведение бесед и игровых занятий с дошкольниками о том, как необходимо соблюдать режим дня, о важности гигиенических процедур, о здоровье и способах его укрепления, о функционировании детского организма и правилах заботы о нем.  Дети приобретают необходимые навыки здорового образа жизни и культуры, знания о безопасном поведении и разумных действий в сложных ситуациях. Однако, не достаточно использовать здоровьесберегающие технологии только в ДО, необходимо проводить санитарно-просветительскую работу среди родителей, а также включать их в воспитательный процесс.                                                                                                                                                          

     Виды современных здоровьесберегающих педагогических технологий, применяемых в нашем детском саду:                                                                                                                                        

  • Динамические паузы (физкультминутки)                                                                             
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация. Используется классическая музыка и звуки природы
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Дыхательная гимнастика
  • Точечный массаж
  • Гимнастика пробуждения
  • Гимнастика коррегирующая
  • Физкультурные занятия
  • Утренняя гимнастика
  • Сказкотерапия
  • Игротерапия
  • Изотерапия
  • Музыкотерапия
  • Цветотерапия
  • Ароматерапия
  • Закаливание
  • Динамическая прогулка

Результаты моей работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста:

  1. Подобрана и изучена литература по данной теме. Работа продолжается.
  2. В начале года разработан перспективный план работы по здоровьесбережению.
  3. Проведены занятия по НОД «Путешествие в страну Здоровья», «Поиск друзей Здоровья», «Еда без вреда» и выполнен самоанализ работы.
  4. Оформлены картотеки: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры» и т.д.
  5.  Разработано необходимое оборудование для центра здоровья:
  • Мешочки с наполнителями внутри: песок, камешки, ракушки, крупы, кофейные зёрна. Активно используются для развития мелкой моторики, для организации игр с бросанием и выполнении упражнений на координацию движений.
  • Любимый всеми детьми эспандер-«капитошка» со смешными рожицами и крахмальным приятным наполнителем используется для развития мелкой моторики.
  • Яркие одноразовые бумажные тарелки с удовольствием используются детьми   во время выполнения заданий на координацию движений.
  • Игры на развитие дыхания («Футбол», «Загони шарик в домик») всегда увлекательны и интересны детям. Большая часть пособий сделана из подручных материалов.                                                                                               
  • Необычными и интересными оказались упражнения на захват предметов пальцами ног (в своей практике использую маленькие киндер игрушки), являющиеся в тоже время полезным для детей массажем стоп.
  • «Развиваем наши ножки мы с массажною дорожкой». Для массажа стоп каждый день после дневного сна все дети идут по дорожке здоровья. Она достаточно продолжительная, т.к. начинается в спальне и заканчивается в центре группы у стульчиков детей. В изготовлении дорожки принимали участие родители. Работа продолжается. Наиболее любимой детьми является часть дорожки, сделанная из подручных материалов.
  1. Разработаны памятки, буклеты и консультации для родителей по данной теме.
  2.  Ежедневно проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, пальчиковые игры, динамические паузы, физминутки.
  3. Организована выставка рисунков и поделок: «Хочу быть здоровым»
  4. Ежемесячно проводятся консультации и индивидуальные беседы с родителями по теме. Родители активно интересуются здоровьем своих детей. В «Центре здоровья» (раздевалка) для родителей размещена наглядная информация(«Подвижные игры и упражнения, как средство двигательной активности детей», «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком?», «Правила здорового образа жизни», «Точечный и игровой массаж, как средство оздоровления» и т.д.)
  5.  Проведено ознакомление родителей с содержанием и состоянием работы в ДОУ по сохранению и   укреплению здоровья детей во время родительского собрания.

В заключении хотелось бы отметить, что для сохранения и укрепления здоровья детей считаю необходимым использовать в педагогической работе здоровьесберегающие технологии, а главным направлением в деятельности каждого образовательного дошкольного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на этой основе. Только используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге способствуют укреплению здоровья и формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...