Методическая разработка по теме: " Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя-дефектолога
методическая разработка (подготовительная группа)
Современные мамы и папы должны выступать в качестве активных участников в образоввательном процессе в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии должны охватывать всех участников педагогического процесса не только в детском саду, но и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Кирикова О. А. учитель-дефектолог
ГБДОУ д/с №45
Красногвардейского района СПб
Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя-дефектолога
В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учителя – дефектолога выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. Современные педагогические технологии в школьном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития., которая осуществляются в процессе взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.
Здоровье ребенка можно определить, как совокупность физического, психического, интеллектуального и социального развитий. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи. Следовательно, от семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педагогических воздействий. Ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительных, но в то же время деловых отношений с родителями обучающихся, в ходе которых корректируется воспитательная - образовательная деятельность педагога, направленная на приобщение родителей к здоровому образу жизни. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства школы и семьи, используются разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях, дни открытых дверей.
Таким образом, назрела необходимость в разработке и организации новых педагогических здоровьесберегающих технологий, так, чтобы они охватывали всех участников педагогического процесса и способствовали сбережению здоровья ребенка не только в детском саду, но и в семье.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ГБДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества.
В своей работе я использую различные технологии сохранения и стимулирования здоровья, такие как: динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, психогимнастика.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.
На занятиях я использую Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Песочная терапия становится все более популярным. Это способ общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.
От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс, зависит здоровье наших детей.
Роль учителя-дефектолога школьного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка школьного возраста. Необходимо сформировать у школьников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Список использованных источников
- Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. – М.: Юрайт, 2020. – 283с.
- Петряков П.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: Юрайт, 2020. – 198с.
- Семикин Г.И., Здоровьесберегающие технологии и профилактика девиантного поведения в образовательной среде: Учеб. пособие / Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, А. С. Миронов. - М. : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, цифровая книга. - 79 с.
- Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2010. – 121 с.
- Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовании. – Волгоград: Учитель, 2010. – 172.
- Чупаха И.П., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Стоврополь: Ставропольсервисшкола, 2003.- 400с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий"
Методическая разработка из опыта работы...
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...
Методические разработки по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Артикуляционная гимнастика, Дыхательная гимнастика, Самомассаж, Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики....
Методическая разработка с использованием здоровьесберегающей технологии
Авторская методическая разработка с применением здоровьесберегающей технологии...
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией в соответствии с ФГОС ДО»
Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией в соответствии с ФГОС ДО»«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здор...
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, ...
Методическая разработка по теме"Здоровьесберегающие технологии в работе учителя -дефектолога с детьми с множественными нарушениями развития"
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога позволяет укрепить здоровье детей с множественными на...