Консультация для родителей «Знакомство детей дошкольного возраста с элементами спортивного ориентирования"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кондратенко Екатерина Владимировна

Спортивное  ориентирование предполагает научить  детей с помощью плана, карты – схемы, компаса выбирать нужное направление движения, проходить указанные маршруты, находить предметы на знакомой  местности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orintirovanie.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Знакомство детей дошкольного возраста с элементами спортивного ориентирования"

                                   

Спортивное  ориентирование предполагает научить  детей с помощью плана, карты – схемы, компаса выбирать нужное направление движения, проходить указанные маршруты, находить предметы на знакомой  местности. Иногда взрослые в растерянности не могут определить направление движения, они так и не достигли автоматизма в пространственной ориентации. И я задумалась как научить ребенка ориентироваться?

Цель моей работы заключается в  том, чтобы:

1.Познакомить детей со спортивным ориентированием, как одним из множества видов спорта.

2. Вызвать у детей интерес к этому виду спорта (когда наступает момент выбора  детьми спортивной секции)

3.Закрепление взаимосвязи ДОУ с семьёй (семейная команда)

 4.Умение ориентироваться – важнейший навык для каждого человека.    

           Осваивается он медленно и с большими трудностями.

Прежде всего, надо научить ребёнка хорошо ориентироваться в пространстве и разбираться в пространственной терминологии, правильно оперировать такими понятиями, как «близко», «далеко», «навстречу», «напротив», «вправо», «влево», «впереди», «позади», точно определять, где находятся окружающие предметы и как они расположены по отношению к нему, объяснять свои действия и действовать согласно значению пространственной терминологии. Можно предложить детям  самые необычные поручения, например:

- найди в комнате спрятанный предмет и объясни словами, где он находится;

-  с какой стороны от тебя сидит Дима;

- пройди вперёд и встань между Вероникой и Мишей;

- что находится позади стола;

- с какой стороны  едет автобус;

- Лера, дойди до стола и поверни налево;

- Андрей,  вытяни правую руку вперёд, а левую в сторону и наоборот

- иди прямо, от стола поверни направо и сделай 5 шагов – найдёшь  

  карту (предмет, приз и другое).

Такие упражнения всегда с большим интересом увлекают ребят. Они учатся определять положение предметов относительно своего тела, и наоборот, своё положение по отношению к окружающим предметам.

Прежде чем перейти к выполнению аналогичных заданий на территории детского сада,  я  провожу  ознакомительную экскурсию с расположением детского сада,  с его участками и окружающего его территорию. Ребёнок знакомится с теми улицами, которые находятся  вблизи детского сада. Для того чтобы развивать у  ребёнка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, можно предложить самому найти дорогу в детский сад и быть «проводником» взрослых. Развитию у ребёнка ориентировки в пространстве взрослые должны уделять самое пристальное внимание, увязывая это с обучением правилам дорожного  движения. Отправляясь гулять с малышом на улицу,  обратите внимание на дорожные знаки и  постарайтесь объяснить,  для чего они здесь находятся. Ребёнок с младшего возраста знакомится с правилами дорожного движения, со  знаками на дороге и понимает их значение. Долг взрослых – помочь ребёнку овладеть дорожной азбукой. Такая практика помогает овладевать пространственной терминологией. Постепенно ребёнок начинает понимать и смысл правил движения. Он может отвечать  не примитивно: «там», «туда», «здесь», а грамотно объяснять и оперировать   такими словами, как «вдали», «напротив», «поблизости».

Знакомство с основами спортивного ориентирования начинается в возрасте 5-6 лет. Начинается оно с того, что дети  знакомятся с групповой комнатой. Далее,  мы с детьми рисуем на доске  игровую комнату, изображая предметы в виде геометрических фигур, предлагаю  детям посмотреть на схему групповой комнаты с высоты (сверху). Обращаю  внимание на то, что стол похож на вытянутый прямоугольник, а шкаф изображаем  прямоугольником  шире. Так постепенно дети знакомятся с картой – схемой. Для лучшего усвоения карты- схемы  предметы  изображённые  на ней лучше раскрасить цветом, совпадающим с реальным. После того, когда нами будет нарисована и усвоена  «большая» карта - схема игровой  комнаты,  даю индивидуальное  задание  каждому ребёнку. Прошу  детей  нарисовать на малом  листе бумаги, все предметы,  находящиеся в групповой  комнате. Дети быстрее осваивают элементы ориентирования, если пользуются схемой, которую нарисовали сами. Главное, закрепить с детьми, что при передвижении держать перед собой карту – схему надо так, чтобы её главные детали (стены, окна, двери)  совпадали  с их подлинным расположением. Можно использовать игры «Найди, где спряталась игрушка». Затем усложняю   задание, выполняя его на участке детского сада. Предварительно  с детьми  необходимо  изучить условные знаки, которыми будут обозначаться предметы (деревья, кусты, игровое и спортивное оборудование) и расцветку обозначений. Маршруты на карте – схеме изображаются цветовыми знаками, пунктирной линией или стрелками с указанием направления движения. Запомнив условные знаки, ребята вместе с воспитателем составляют карту - схему всей территории детского сада.

Постепенно  подвожу детей к тому, что на сравнительно небольшом листе бумаги  в уменьшенном виде можно изобразить то, что на самом деле существует  на большой территории.

Главным элементом  любой карты  являются  условные обозначения,  с помощью которых «читают» карты. Это - своеобразная азбука. Вместе с детьми рассматриваем,  как,  каким цветом и  какими знаками  обозначаются на карте

- леса и луга, горы и степи, озёра и болота  (масштабные знаки)

- дороги и речки  (линейные знаки)

- города и сёла

Научившись  ориентироваться на территории детского сада,  с детьми проводится  игра  командами – «Поиск  клада». Игру можно повторяем, усложнив задание - направив команды в разных направлениях. Но при этом, команды  должны  обязательно   найти контрольные пункты,  где делается отметка о прибытии (можно сделать 2-3 пункта). Финиш у команд один, но на определённом отрезке местности и на расстоянии друг от друга,  находится  два спрятанных клада. Внимание детей  обращается  на то, что задание считается выполненным  только  тогда,  когда на контрольный пункт и на  финиш приходит  вся команда   в полном составе.

Далее,  в старшем  дошкольном возрасте, идёт знакомство с компасом, закреплением  сторон света. Там,  где солнце встаёт, всходит - Восток.  Там, где солнце заходит и садится за горизонт - Запад. Можно объяснить ребятам  направление движение Солнца (с востока на запад).

Когда дети усваивают знания по чтению карт – схем и для них не составляет труда выполнить задание на территории детского сада, наш путь переходит в лесную зону. Дошкольное учреждение находится недалеко от лесной полосы. Часто планируются экскурсии и прогулки в лес. Традицией детского сада, стали осенние совместные походы  с родителями. Много интересного и занимательного может встретиться на пути! Внимание детей обращается на красоту окружающей местности, на разнообразные явления, происходящие в природе. Все  наслаждаются  красотой  леса.  По картам - схемам,  семейные команды передвигаются  по лесу,  выполняя  определённые  задания. Например:

1.     Назвать съедобные и не съедобные грибы.

2.     Перечислить  лечебные  травы.

3.     Ответить на вопрос «Чего нельзя делать в лесу?» (нельзя: брать диких животных из леса, пить воду из водоёмов, разводить костры)

4.     «Стрелки» (кто больше забросит шишек в корзину).

5.     «Переправа»  (движение на другую сторону по мосту, который надо выложить из шишек).

6.     «Ручей» (переход  по бревну).

7.      «Паутина» (прохождение через натянутые в беспорядке нити).

8.     «Петли» (пролезание, через подвешенные на разной высоте обручи, с учётом роста детей).

9.     «Болото» (прыжки на 2 ногах вправо / влево,  с продвижением вперёд).

        Взрослые и дети  испытывают радость оттого, что им удаётся найти  контрольные   пункты.  Каждый раз это маленькое приключение,     где дети   могут    показать свои знания и  умения полученные ранее.

    Надо всегда  идти от простого,  к сложному. Знакомя со спортивным ориентированием, необходимо  учитывать меру  сообразительности,  степень доступности и  возраст детей. Это основное условие успешного усвоения ребёнком такого материала.  Здоровые,  закалённые, хорошо  физически   развитые дети, как правило, в будущем,  успешно воспринимают учебный материал, не пропускают занятий в школе из-за простудных заболеваний. Такие дети более работоспособны, меньше устают и легче преодолевают трудности. Оздоровительное влияние спортивного ориентирования переоценить трудно. Оно тесно связано с влиянием на характер, и на самостоятельность  ребёнка. Спортивное ориентирование  требуют  быстроты  в  движениях,  ловкости,  выносливости и силы в выполнении движений.

Ориентирование становится школой концентрации внимания – чрезвычайно важного качества в жизни человека, которого многим из нас не хватает. Физическими показателями  организма  ориентировщики   не  уступают  сильнейшим  бегунам.  Но этим, ценность ориентирования не ограничивается, это  неисчерпаемый  источник положительных эмоций.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников....

Подбор материала по теме: «Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр»

В дошкольных учреждениях на занятиях по физической культуре активно используются элементы спортивных игр. Эта подборка поможет педагогам правильно организовать обучение детей дошкольного возраста элем...

Реферат "Особенности обучения детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Данный реферат поможет студентам готовиться к проведению спортивных игр и упражнений с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Элементы спортивного ориентирования в работе с дошкольниками».

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния, дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовател...

Модель игры «Тропа здоровья» с элементами спортивного ориентирования, как один из видов здоровьесберегающих технологий, для старшего дошкольного возраста

Игра с элементами спортивного ориентирования («Тропа здоровья») Спортивное ориентирование не входит в программу детского сада, но на наш взгляд, является очень хорошим средством разви...

Занятие-квест для детей 5-7 лет с элементами спортивного ориентирования.

Маленькие дети плохо ориентируются на местности. Мой квест поможет им  научиться ходить по карте и находить определенные объекты....

Консультация для родителей «Знакомство детей с профессиями родителей»

Консультация для родителей «Знакомство детей с профессиями родителей»...