Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
методическая разработка
Данный материал поможет воспитателям организовать систему физкультурно-оздоровительной работы, сформировать у детей необходимые умения и знания по здоровому образу жизни. Создать оптимальные условия для физического и психического развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные здоровьесберегающие технологии,
используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье –
это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
Актуальность: Вопросы укрепления и сохранения здоровья детей и подростков на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания. Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. За последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в 2 раза. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей и совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие физических и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Система физкультурно-оздоровительной работы предполагает использование на физкультурных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
♦ Динамические паузы – во время занятий, 3-5 минут по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомляемости. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
♦ Фитнес технологии позволяют повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и укрепляет здоровье детей.
В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми в детском саду, значительно расширился и сейчас он включает в себя:
- фитбол-гимнастика
- степ-аэробика
- игровой стретчинг
- классическая аэробика
♦ Дыхательная гимнастика повышает показатели диагностики дыхательной системы. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.
♦ Артикуляционная гимнастика вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному
положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука. Задачи артикуляционной гимнастики:
• Развивать певческие способности детей.
• Формировать артикуляцию различных звуков.
• Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.
• Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и
точности движений языка и губ.
• Развивать музыкальную память, запоминания текста песен, внимание.
♦ Игровой самомассаж способствуют развитию ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Виды массажа:
• Массаж лица, носа, ушей, головы
• Массаж живота
• Массаж спины
. Массаж ног, стоп, пальцев ног
• Массаж рук, ладоней и пальцев рук
. Массаж биологически активных зон - точек
• Массаж шеи и шейных позвонков и т.д.
♦ Пальчиковые игры помогают совершенствовать движения рук, развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие, память. Способствуют развитию речи, творческой деятельности, помогают в игре формировать элементарные математические представления, развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
♦ Гимнастика для глаз используется как профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждение утомления,
-укрепление глазных мышц
- снятие напряжения.
Зарядка для глаз обычно выполняются в течение 3-5 минут по 2-3 раза в день.
♦ Подвижные и спортивные игры способствует закреплению и совершенствованию двигательных умений, посредством пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки.
♦ Музыкотерапия способствует коррекции психофического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересом. Таким образом, результатом физкультурно-оздоровительной работы является:
- повышение уровня развития основных двигательных качеств;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Список литературы:
- Ахутина Т. В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход»; Школа здоровья. — 2000.
- Волошина Л. «Организация здоровьесберегающего пространства» Дошкольное воспитание. 2004.
- Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие»; М., ТЦ Сфера, 2010.
- Кузнецова М. Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практ.пособие»; М.: АРКТИ, 2002.
- Малышева В.Н., Меренкова Л.Ф. «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:Технология реализации проекта "Влияние прыжков на здоровье детей дошкольного возраста"
с использование СОТ...
Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...
Методическая разработка «Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи»
Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного вос...
Методическая разработка:Технология реализации проекта - презентация "Зимующие птицы"
Содержит планирование проектной деятельности, системную паутинку проекта, обеспечение педагогического процесса, фотоматериалы....
Методическая разработка: Технология реализации проекта "На арене цирка"
Красочный путеводитель с необходимыми атрибутами для подробного знакомства детей с цирком....
Учебно-методическое пособие "Технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ "
Вашему вниманию представлены примеры интегррованных занятий "Растем вместе" для детей второй младшей группы и их родителей,которые проводились в вечернее время инструктором ФК и педагогом-психологом о...
Методическая разработка "Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО"
Описание технологии взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДА в группах компенсирующей направленн...