Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palo4ki.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №25
Петродворцового района города Санкт-Петербурга
Технология
«Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Выполнила: воспитатель
ГБ ДОУ №25
Хорина Н.П
Санкт – Петербург
2012
Ознакомление с дидактическим пособием «Цветные палочки» Кюизенера.
В современной педагогике широко развиваются технологии использования известных российских и зарубежных дидактических средств, таких как игры Б. Никитина, блоки Дьениша, цветные палочки Кюизенера и др.
Дидактические игры занимают важное место в умственном воспитании детей дошкольного возраста. Обязательным элементом дидактических игр является познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, дети прочно усваивают знания, которыми они оперируют. Решая умственную задачу, дети упражняются в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов и явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
Дидактические игры не только способствуют уточнению и закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра, как свойственная ребенку деятельность, позволяет упражняться в решении умственных задач без особого напряжения. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных средств и пособий, одним из которых являются цветные палочки Кюизенера.
Д. Кюизенер - бельгийский математик, разработавший уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек.
Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.
Классический набор содержит 241 палочку, сделанную из дерева, с поперечным сечением 1 см2. В наборе содержатся палочки 10-ти цветов и имеют длину от 1см до 10см.
Состав классического набора «Цветные счетные палочки».
Класс | Цвет | Длина в сантиметрах | Количество |
белых | белый | 1 | 50 |
красных | красный вишневый коричневый | 2 8 4 | 50 12 25 |
синих | зелёный синий голубой | 3 6 9 | 33 16 11 |
жёлтых | жёлтый оранжевый | 5 10 | 20 10 |
чёрных | чёрный | 7 | 14 |
Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и то же число. В Санкт-Петербурге ООО «Корвет» выпускает комплект палочек выполненных из пластмассы и содержит 116 палочек 10-ти цветов.
Класс | Цвет | Длина в сантиметрах | Количество |
белых | белый | 1 | 25 |
красных | розовый красный бордовый | 2 4 8 | 20 12 7 |
синих |
голубой фиолетовый синий | 3 6 9 | 16 9 5 |
жёлтых | жёлтый оранжевый | 5 10 | 10 4 |
чёрных | чёрный | 7 | 8 |
Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 - все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых - 5, чёрных - 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.
Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона в масштабе 2:1. Если на цветных полосках закрепить магнитную ленту или липучку, то их можно использовать как демонстрационный материал.
Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.
Рассмотрим варианты применения технологии «Цветные палочки Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательной области «Познание».
- Сенсорное развитие.
В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Примерные задания:
- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.
-Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.
-Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые - справа.
_Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.
_Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…
- Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.
Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Примерные задания:
-Выложи из любых палочек мебель для куколки.
-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.
-Выложи коврик для собачки из любых палочек.
-Выложи из палочек любых животных.
3. Формирование элементарных математических представлений.
Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой. Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т.д.)
Примерные задания:
-Белая палочка обозначает число 1.Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т.д.).
-Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.
-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).
-Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).
-Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т.д.).
-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т.д.
-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол - красную, в левый нижний угол - розовую, в правый нижний - фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.
- Предметный мир.
Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
- Развитие речи.
Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:
- в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий.
- В построении предложно-падежных конструкций.
- В употреблении порядковых и количественных числительных.
- В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.
На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание".
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...
Реализация программных задач образовательной области "Познание" из опыта работы воспитателя-специалиста по экологии
Экологическое образование населения - один из путей решения экологических проблем в мире....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Математическая полянка» с использованием педагогической технологии «Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша»
Материал может пригодиться воспитателям детей старшего дошкольного возраста, осваивающим или работающим по педагогической технологии "Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша"...
Цветные палочки "Кюизенера" как средство реализации программных задач
Цветные палочки " Кюизинера" как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание и речевое развитие дошкольников"...
Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «...