Методическая разработка для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии. Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»
методическая разработка (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_valeologiya.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 88 «Исток»
Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка для воспитателей
«Здоровьесберегающие технологии.
Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»
Разработала воспитатель:
Парамонова Е.Н.
2022 г
Содержание:
1. | Аннотация | с.3 |
2. | Пояснительная записка | с.3 |
3. | Виды здоровьсберегающих технологий в ДОУ | с.4-7 |
4. | Задачи здоровьесберегающих технологий по возрастам | с.7-9 |
5. | Задачи валеологического воспитания. Рекомендации по оснащению центра валеологии в образовательном пространстве группы | с.9-13 |
6. | Валеологическое просвещение родителей Заключение | с.13-15 с.15 |
Список литературы | с.16 |
1. Аннотация:
Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопроса применения здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя с детьми, а также организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
2. Пояснительная записка
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание в ребёнке всесторонне развитой личности.
К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе детей ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни. Воспитатель должен планировать каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников.
Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:
- применение методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
- неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
- отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.
Правильно организованная деятельность воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей способствует их развитию без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций, в таком случае развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности.
В данной методической разработке рассмотрим применение здоровьсберегающих технологий в деском саду, организацию и оснащение центра валеологии.
3. Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленны на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи: сохранить здоровье детей; создать условия для их своевременного и полноценного психического развития; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:
- медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
- физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
- социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
- образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
Медико-профилактические технологии
К таким технологиям в ДОУ относят:
- Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.
- Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солнечного воздействия.
Физкультурно-оздоровительные технологии
В детском саду это:
- Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
- Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
- Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия — полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке, в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.
- Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.
- Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, же нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.
- Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение. Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок.
Социально-психологические технологии
Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.
Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги. Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.
В ДОУ практикуется:
- Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
- Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
- Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
- Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
- Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
4. Задачи здоровьесберегающих технологий
Тип задач | Ранний и младший возраст (1,5–4 года) | Средняя и старшая группы (4–6 лет) | Подготовительная группа (6–7 лет) |
Образовательные |
|
|
|
Развивающие |
|
|
|
Воспитательные |
|
|
|
5. Рекомендации по оснащению центра валеологии в образовательном пространстве группы
Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.
Задачи валеологического воспитания:
- Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
- Накопление знаний о здоровье.
- Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Все эти задачи мы решаем при помощи методов:
Методы:
- словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),
- наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),
- практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;
- упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)
Формы организации детей:
- ОД;
- экскурсии;
- наблюдения;
- дидактические игры;
- чтение художественной литературы;
- беседы с использованием ИКТ
- проектная деятельность
- проблемные ситуации
- игровые обучающие ситуации
- сюжетно-ролевые игры;
- простейшие опыты;
- самостоятельное наблюдение;
- закаливание,
- физическая культура,
- релаксация,
- физкультминутки,
- рациональное и полноценное питание,
- личная гигиена,
- активный труд,
- рациональный отдых,
- прогулки на свежем воздухе.
Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон или центров.
Задачи валеологического центра :
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью;
- знакомить детей со строением человеческого организма;
- формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;
- формировать гармоничную личность.
Три составляющие валеологического центра :
- питание
- гигиенические навыки
- физическая культура (спорт)
Итак, первая составляющая – питание:
Во время приема пищи используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:
- Хорошее питание - основа здоровья.
- Пища - основа жизни.
- Разумно есть – долго жить.
Представляю некоторые дидактические и подвижные игры по воспитанию культуры питания
Цель: Привитие культуры питания.
- «Полезно – вредно»
- «Вместе - отдельно»
- «Чудесный мешочек»
- «Что можно приготовить из этих продуктов?»
- «Что, где растет?»
- «Соберем урожай»
- «Волшебная кастрюля»
- «Витаминная азбука»
- «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.
Игры для детей от 3 до 7 лет
Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.
Детям 3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.
Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)
Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.
Вторая составляющая валеологического центра - гигиенические навыки.
- Схема, как правильно чистить зубы.
- Таблица, как правильно мыть руки.
- Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.
- Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.
- Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.
Третья составляющая центра- физическая культура
- Дидактические игры «Спорт», «Команда чемпионов», и т.д.
- Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).
- Физкультминутки.
- Картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.
- Лэпбук или папка «Строение тела»
- Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).
- Массаж (мячики - ежики).
В центре представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь может быть расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.
Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев. Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами, ковриком с шипами, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.
Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».
Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».
Также в валеологическом центре должна находиться информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов, дидактические игры, например «Зуб – неболей-ка».
Тематические словари: гигиена и здоровье, я и моя безопасность, я и мое тело.
Дидактические карточки: азбука здоровья, как устроен человек.
Картотеки валеологических игр.
Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
Организуются экскурсии в медицинский кабинет. Проводятся беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
6. Валеологическое просвещение родителей.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Одним из важных способов реализации сотрудничества дошкольного учреждения с родителями является организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками.
Необходимо родителей знакомить с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Необходимо, чтобы прослеживалась систематичность и последовательность работы в течение всего учебного года и всего периода пребывания ребенка в детском саду. Осуществлять педагогический индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Задачи:
- Установление доверительно-делового контакта с родителями;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Пропаганда ЗОЖ;
- Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
- Общие родительские собрания;
- Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
- Телефон доверия;
- Проведение совместных мероприятий: спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; вечеров развлечений; дней именинника; витаминных и чайных столов;
- Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
- Проведение консультаций врача, психолога, инструктора по физкультуре;
- Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:
- Снижение заболеваемости.
- Рост уровня физического и психического здоровья.
- Повышение двигательной активности детей.
- Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
- Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
- Общая подготовленность к обучению в школе.
- Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного, так как на протяжении всех этих мероприятий они сосредоточены на своём ребёнке. Также всё это способствует сближению всех родителей и детей. Становясь участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.
Заключение
Таким образом, применение современных здоровьесберегающих технологий и включение их в воспитательно- оздоровительные мероприятия ДОУ и организацию развивающей предметно-пространственной среды, позволяют выработать правильное отношение детей к здоровью, к своему организму в частности, пониманию того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Сформировать осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, гигиенических процедур, умение самостоятельно регулировать двигательную активность, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – учит вести здоровый образ жизни с детства.
Литература:
- Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
- Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
- Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
- Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Ресурсы Сети интернет: https://dohcolonoc.ru/cons/5245-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-pri-organizatsii-vzaimodejstviya-s-semyami.html
- Н. В. Полтавцева Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании, 2016 г
- Гаврючина Л.В. Г12 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Цибульникова В. Е. , Леванова Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании : учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов
- Бабенкова Е.А.Настольная книга здоровьесбережения. Новые стандарты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий"
Методическая разработка из опыта работы...
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...
Методические разработки по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Артикуляционная гимнастика, Дыхательная гимнастика, Самомассаж, Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики....
Методическая разработка с использованием здоровьесберегающей технологии
Авторская методическая разработка с применением здоровьесберегающей технологии...
Методическая разработка для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии. Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»
Методическая разработка для воспитателей«Здоровьесберегающие технологии.Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»...
Методическая разработка. Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)...
«Здоровьесберегающие технологии. Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»
Приложение.Картотеки для оснащения центра валеологии.Картотека проблемных ситуаций....