Методическая разработка для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии. Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»
методическая разработка (младшая группа)

Екатерина Николаевна Парамонова
Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопроса применения здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя с детьми, а также организации  развивающей предметно-пространственной среды группы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_valeologiya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 88 «Исток»

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии.

Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»

Разработала воспитатель:

Парамонова Е.Н.

2022 г

Содержание:

1.

Аннотация

с.3

2.

Пояснительная записка

с.3

3.

Виды здоровьсберегающих технологий в ДОУ

с.4-7

4.

Задачи здоровьесберегающих технологий по возрастам

с.7-9

5.

Задачи валеологического воспитания. Рекомендации по оснащению центра валеологии в образовательном пространстве группы

с.9-13

6.

Валеологическое просвещение родителей

Заключение

с.13-15

с.15

Список литературы

с.16

1. Аннотация:

Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопроса применения здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя с детьми, а также организации  развивающей предметно-пространственной среды группы.

2. Пояснительная записка

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание в ребёнке всесторонне развитой личности.

К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе детей ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни. Воспитатель должен планировать каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников.

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Правильно организованная деятельность воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей способствует их развитию без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций, в таком случае развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности.

В данной методической разработке рассмотрим применение здоровьсберегающих технологий  в деском саду, организацию и оснащение центра валеологии.

3. Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду        

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленны на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. 

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачи: сохранить здоровье детей; создать условия для их своевременного и полноценного психического развития; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

  • Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.
  • Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солнечного воздействия.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

  • Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
  • Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
  • Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия — полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке, в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.
  • Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.
  • Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, же нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.
  • Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение. Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок.

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги. Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

4. Задачи здоровьесберегающих технологий

Тип задач

Ранний и младший возраст  (1,5–4 года)

Средняя и старшая группы (4–6 лет)

Подготовительная группа (6–7 лет)

Образовательные

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.

Развивающие

  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

5.  Рекомендации по оснащению центра валеологии в образовательном пространстве группы

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Задачи валеологического воспитания:

  • Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
  • Накопление знаний о здоровье.
  • Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.

Все эти задачи мы решаем при помощи методов:

Методы:

  • словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),
  • наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),
  • практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;
  • упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)

Формы организации детей:

  • ОД;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы с использованием ИКТ
  • проектная деятельность
  • проблемные ситуации
  • игровые обучающие ситуации
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие опыты;
  • самостоятельное наблюдение;
  • закаливание, 
  • физическая культура,
  • релаксация,
  • физкультминутки,
  • рациональное и полноценное питание,
  • личная гигиена,
  • активный труд,
  • рациональный отдых,
  • прогулки на свежем воздухе.

Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон или центров.

Задачи валеологического центра :

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • формировать осознанное отношение к своему здоровью;
  • знакомить детей со строением человеческого организма;
  •  формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;
  • формировать гармоничную личность.

Три составляющие валеологического центра :

  • питание
  • гигиенические навыки
  • физическая культура (спорт)

Итак,  первая составляющая – питание:

Во время приема пищи  используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:

  • Хорошее питание - основа здоровья.
  • Пища - основа жизни.
  • Разумно есть – долго жить.

Представляю некоторые дидактические  и подвижные игры по воспитанию культуры питания

Цель: Привитие культуры питания.

  • «Полезно – вредно»
  • «Вместе - отдельно»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Что можно приготовить из этих продуктов?»
  • «Что, где растет?»
  •  «Соберем урожай»
  • «Волшебная кастрюля»
  • «Витаминная азбука»
  •  «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.

Игры для детей от 3 до 7 лет

Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.

Детям  3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания  (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.

Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)

Дети 5-7 лет  выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.

Вторая составляющая валеологического центра - гигиенические навыки.

  • Схема, как правильно чистить зубы.
  • Таблица, как правильно мыть руки.        
  • Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.
  •  Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.
  • Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.

Третья составляющая центра- физическая культура

  • Дидактические игры «Спорт», «Команда чемпионов», и т.д.
  • Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).
  • Физкультминутки.
  • Картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.
  • Лэпбук или папка «Строение тела»
  • Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).
  • Массаж (мячики - ежики).

В центре представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь может быть  расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки,  платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.

Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев. Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами,  ковриком с шипами, ковриками,  сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений. 

Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».

Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».

Также в валеологическом центре должна находиться информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов,  дидактические игры, например  «Зуб – неболей-ка».

Тематические словари: гигиена и здоровье, я и моя безопасность, я и мое тело.

Дидактические карточки: азбука здоровья,  как устроен человек.

Картотеки валеологических игр.

Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре  представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

Организуются экскурсии в медицинский кабинет. Проводятся  беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности  двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. 

6. Валеологическое просвещение родителей.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

 Одним из важных способов реализации сотрудничества дошкольного учреждения с родителями является организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками.

Необходимо родителей знакомить с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Необходимо, чтобы прослеживалась систематичность и последовательность работы в течение всего учебного года и всего периода пребывания ребенка в детском саду. Осуществлять педагогический индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

 Задачи:

  • Установление доверительно-делового контакта с родителями;
  • Повышение педагогической культуры родителей;
  • Пропаганда ЗОЖ;
  • Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  • Общие родительские собрания;
  • Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
  • Телефон доверия;
  • Проведение совместных мероприятий: спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; вечеров развлечений; дней именинника; витаминных и чайных столов;
  • Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
  • Проведение консультаций врача, психолога, инструктора по физкультуре;
  • Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

  • Снижение заболеваемости.
  • Рост уровня физического и психического здоровья.
  • Повышение двигательной активности детей.
  • Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
  • Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
  • Общая подготовленность к обучению в школе.
  • Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного, так как на протяжении всех этих мероприятий они сосредоточены на своём ребёнке. Также всё это способствует сближению всех родителей и детей. Становясь участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.

Заключение

Таким образом, применение современных здоровьесберегающих технологий и включение их в воспитательно- оздоровительные мероприятия ДОУ и организацию развивающей предметно-пространственной среды, позволяют выработать правильное отношение детей к здоровью, к своему организму в частности, пониманию того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.  Сформировать осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, гигиенических процедур, умение самостоятельно регулировать двигательную активность, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – учит вести здоровый образ жизни с детства.

Литература:

  • Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
  • Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
  • Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  • Ресурсы Сети интернет: https://dohcolonoc.ru/cons/5245-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-pri-organizatsii-vzaimodejstviya-s-semyami.html 
  • Н. В. Полтавцева  Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании, 2016 г
  • Гаврючина Л.В. Г12 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Цибульникова В. Е. , Леванова Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании : учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов  
  • Бабенкова Е.А.Настольная книга здоровьесбережения. Новые стандарты.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...

Методические разработки по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Артикуляционная гимнастика,  Дыхательная гимнастика, Самомассаж, Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики....

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающей технологии

Авторская методическая разработка с применением здоровьесберегающей технологии...

Методическая разработка для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии. Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»

Методическая разработка для воспитателей«Здоровьесберегающие технологии.Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»...

Методическая разработка. Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)...

«Здоровьесберегающие технологии. Центр валеологии в образовательном пространстве ДОУ»

Приложение.Картотеки для оснащения центра валеологии.Картотека проблемных ситуаций....