УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР
консультация (старшая, подготовительная группа)

Невенчанная Людмила Владимировна

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье человека зависит на 50% - от образа жизни,

 на 25% - от состояния окружающей среды,

 на 15% - от наследственной программы,

 на 10% - от возможностей медицины.

УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

(сообщение из опыта работы)

Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста.

           Двигательные нарушения у детей с ЗПР – составная часть ведущего дефекта. Полученные в различных исследованиях сведения о развитии движений у детей с ЗПР дают возможность охарактеризовать основное своеобразие их психофизического развития. У таких детей, по мнению многих ученых, отмечаются следующие нарушения:

  • своеобразная моторная недостаточность;

 несформированность сложных координаторных схем;

  •  недостаточная ориентировка в частях собственного тела;
  •  неловкость ручной моторики;
  •  нарушение произвольной регуляции движений;
  •  недостаточная координированность и нечеткость непроизвольных движений;
  •  трудности переключения и автоматизации;
  •  двигательная неловкость;
  • недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, координация;
  • задержка мышечной координации, что проявляется при езде на велосипеде, при беге, прыжках;
  • такие дети с трудом сохраняют равновесие, стоя на одной ноге (в позе Ромберга), при ходьбе по прямой линии, прочерченной на полу;
  •  повышенная двигательная активность из-за недостаточности тормозных механизмов, а медлительность и двигательная пассивность встречаются реже;
  •  неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму;
  •  усложнение характера двигательной реакции сопровождается увеличением времени реакции. Время реакции выбора на простые сигналы у дошкольников с ЗПР существенно больше, чем при нормальном развитии;
  •  у многих детей наблюдаются гиперкинезы;
  •  некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные подергивания);
  •  не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые простые движения согласованно с коллективом;
  •  характерна неправильная ходьба с одновременным движением одноименными рукой и ногой.

 

  При задержке созревания ЦНС у детей, задерживается и нарушается формирование интегративной деятельности мозга, что проявляется как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений, так и в наличии отдельных проявлений примитивных врожденных двигательных реакций.

    Н.П. Вайзман отмечает у детей с ЗПР своеобразный двигательный облик: избыточность, излишество и богатство движений, непринужденность игровой моторики.

    А.Н.Леонтьев писал, что психика не просто проявляется в движении, но в известном смысле, движение формирует психику. Ведь именно движение осуществляет непосредственную связь человека с окружающим миром и является основой развития его психических процессов.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности. Как утверждает О.В. Решетняк, с целью взаимосвязи всех этапов формирования двигательных навыков, коррекции, работа по физическому воспитанию с детьми, имеющими задержку психического развития должна организовываться в разнообразных формах:

  • Физкультурные занятия (сюда включаются подвижные игры, физкультминутки, ритмопластика, психогимнастика, релаксация).
  • Физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, гимнастика после дневного сна, нетрадиционные методы оздоровления, профилактика заболеваний).
  • Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни (коррекционно-развивающая индивидуальная работа, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность, прогулки за пределами ДОУ).
  • Активный отдых (физкультурные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья).

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Нами используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.) направленные на повышение двигательной активности детей. Как в организованных, так и в самостоятельных играх мы, воспитатели, своевременно переключаем детей с одного вида занятий на другой, поэтому нам важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась нами, воспитателями, а каждый ребёнок находился в поле нашего зрения.

Мы считаем, что правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планированию.

Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа физкультурных занятий, в течение дня мы обязательно предусматриваем время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляем возможность детям самостоятельно объединяться и играть или упражняться.

Принимая во внимание, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, целесообразно для детей с ЗПР использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. При этом следует учитывать, что у таких детей отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость (инфантилизм). Подвижные игры должны подбираться таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение текущего месяца.

Следует отметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющих ЗПР, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Рекомендуемая частота проведения физкультурных занятий - 3 раза в неделю (одно из которых - на воздухе).

Важно учитывать, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, следует, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения должны выполняться детьми по подражанию (по показу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на последнем этапе - по словесной инструкции.

При подборе пособий следует помнить, что посторонние раздражители вызывают у детей с ЗПР замедление выполняемой деятельности и увеличение количества ошибок.

Длительное и напряженное выполнение физических упражнений детьми данной категории вызывает состояние дискомфорта, так как продолжительность периода восстановления у них больше по сравнению с практически здоровыми детьми.

Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия для дошкольников с ЗПР должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно-игровой характер, включать упражнения и игровые задания с речитативами, элементами мышечной и психической релаксации, а также средства и методы данстерапии, ритмопластики и психогимнастики.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика  проводится ежедневно до завтрака, с обязательным использованием музыки. Начинается она  с ходьбы разными способами и проводится в виде общеразвивающих или игровых упражнений. В конце  используются специальные дыхательные упражнения. При планировании утренней гимнастики используем картотеку по лексическим темам.

Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3-4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1-2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин. Чтобы вызвать интерес у детей, подобрали картотеку игр малой подвижности, хороводных и музыкальных игр.

Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.), главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений, стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

Физкультминутка сопровождается текстом, связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Нами подобрана картотека физкультминуток по лексическим темам.

Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе. Как полагает А.В.Карманова, подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные, к спортивным играм - волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, футбол, хоккей.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы по физическому воспитанию. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется нами в различное время дня в соответствии с режимом нашей возрастной группы. При распределении игр на неделю используется многообразие  двигательного материала, его повторяемость, и вариативность, обеспечивающие систему совершенствования двигательных навыков. Для удобства планирования создали картотеку подвижных игр.

Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе, на участке мы создаем полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и т.д.). Можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", делаем разметку для игры в "Классики". Организовываем пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, считаем, что в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам.

На участок выносим игрушки (вертушки, каталки, рули, лошадки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.), используем как традиционный, так и нетрадиционный инвентарь.

Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Двигательная разминка после дневного сна. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика игрового характера состоит из нескольких  упражнений типа «Кисонька-мурысонька», «Просыпалочка», «Смотрит солнышко в окошко». Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу по массажным коврикам, постепенно переходящую в бег - выбегают из спальни в хорошо проветренную группу.

В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию строим на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Планируем ее в течение всего дня в часы игр, прогулок, считаем, что она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, мы (воспитатели) не только предлагаем ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и стараемся вызвать интерес к задаче. В процессе индивидуального общения с нами (воспитателями) в удобном для ребёнка темпе, он, осознанно воспринимая задание и опираясь на указанные ему ориентиры, выполняет его. В этих случаях индивидуальное обучение не только способствует освоению данного двигательного действия, но и развивает ребенка, активизирует его мыслительную деятельность.

Объединяем детей в небольшие группы также при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Стараемся выделить застенчивых детей в роли ведущих, вовлечь малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д.

При составлении плана учитываются  индивидуальные особенности и уровень ДА каждого ребенка. В нашей группе два ребенка с низкой ДА (Лю Миша, Васильева Юля), четверо детей с высокой ДА (Решетов Женя, Кудрявцева Алина, Модеко Нина, Прозоровский Вова) и пятеро детей со средней ДА (Кравченко Диана, Шахонин Саша, Изофатенко Илья, Бобылева Вероника, Жуковец Артем). Для детей с высоким уровнем, подбираются  упражнения, ориентированные на целенаправленное выполнение, точность и координацию движений. Дети, имеющие с низкий уровень, включаются в разнообразную двигательную деятельность, которая повышает их двигательную активность. Для детей со средним уровнем подбираются  обычные упражнения.

Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от нас (воспитателей) тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Стараемся, чтобы стимулом самостоятельной двигательной активности детей служили, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

С детьми проводим игры с элементами спортивных игр - волейбол, баскетбол, городки, бадминтон. Считаем, что эти игры целесообразны и подготавливают детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и занятию спортом.

Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит в нашей группе под руководством воспитателя. От этого зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка. Мы, как педагоги, готовы в любом случае помочь детям и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.

Жизнь детей в течение дня в нашей группе протекает в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащим основам гигиены нервной системы ребёнка. Физическое воспитание во всех его компонентах чередуется с другими занятиями и деятельностью детей. Ведь при соблюдении систематически такого чередования, распорядок дня стереотипизируется и вызывает положительную реакцию детей.

Ставим перед собой задачи, которые заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру, пойти в дальнюю прогулку. И мы считаем, что такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 5»

УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

(сообщение из опыта работы)

Подготовила: Л.В. Невенчанная

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности детей на открытом воздухе и в домашних условиях.

Предложенные игры не требуют  дорогостоящих спортивных комплексов и специального оборудования. Вы можете проводить игры на отдыхе, на природе и во время...

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ - организация двигательной активности детей

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.Двигательная активность способствует:·         повышению устойчиво...

«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"

Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...

Для организации двигательной активности детей в домашних условиях нам помогут

Памятка напоминает родителям о средствах для активизации двигаетльной активности детей дома и на прогулке....

Мастер - класс "Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства"

Знакомство с теоретическим и практическим материалом для реализации двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства....