ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД МДОБУ д/с № 35 К ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГТ
статья по теме
Как научить здоровым быть
и физкультуру полюбить?
А просто сделай что-то сам
и подари всё малышам.
«Здоровье детям!» - девиз педагогического коллектива нашего детского сада. Основное направление инновационной деятельности педагогического коллектива ДОУ № 35 – это прежде всего физическое развитие дошкольников. Инновационная деятельность педагогов в данном случае заключается в том, чтобы в комплексе использовать традиционные здоровьесбегающие технологии с учетом индивидуальных особенностей.
При планировании работы с воспитанниками педагоги принимают во внимание основные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования¸ утв. приказом Минобрнауки от 23.11.2009№ 655. Так, в соответствии с данным документом необходимо было в саду создать условия для организации совместной деятельности взрослых и детей.
ФГТ предусматривает несколько видов деятельности, которые можно считать приемлемыми для ребенка дошкольного возраста, но особая роль в нашем саду отводится игровой и двигательной, посредством которых ребенок развивается и познает мир. Мы раскроем свой опыт организации некоторых форм двигательной деятельности детей.
В нашем детском саду мы стараемся повысить двигательную активность с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие детей
Не секрет, что основная форма развития двигательной активности детей – физкультурные занятия. В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования, способствующего укреплению мышц стопы.
Рациональный подбор оборудования, его обновление, внесение новых пособий – всё это помогает созданию полноценной физкультурно-оздоровительной среды. Важным средством решения поставленных задач мы видим использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нестандартного оборудования.
В каждой возрастной группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Пособия являются многофункциональными и изготовлены из подручного материала: крышек от бутылок, остатков кожи поролона, цветной клейкой бумаги, капсул от киндер-сюрпризов и т.д. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, разноцветные флажки и ленты. Всё это превращает обычные упражнения в интересную игру.
Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не массируются многие нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники в нашем детском саду обязательно ходят босиком по разным поверхностям.
1. «Следочки, массажные дорожки»
Следочки используются для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а так же для развития координации равновесия; выполнены из кожи и пуговиц.
2. «Мягкие подушки»
Мягкие подушки – используются для ходьбы, прыжков. Применяются в эстафетах. Изготовлены из кожи и поролона.
3. «Тоннель»
Тоннель используется для ползания с различными заданиями, подлезания. Выполнен из отреза плотной ткани и закрепленного на металлических дугах.
4. «Ребристая дорожка»
Ребристая дорожка используется для профилактики плоскостопия;
выполнена из коротких деревянных палочек.
Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени, применяются в различных формах физического воспитания.
Особенностью комплексов является использование игровых упражнений с привлекательными для них образами, а так же упражнений с предметами - мячом, обручем. Для создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются под музыку. Так же применяются наглядные пособия и художественное слово, соответствующее сюжету. Всё это способствует повышению интереса и активности детей, качеству выполнения упражнений.
Инструктор по физической культуре включает нетрадиционное оборудование в комплексы физкультуры. Затем на музыкальных занятиях проводиться работа по совершенствованию качества исполнения и автоматизации движений.
Музыкально – ритмические упражнения и композиции подбираются согласно следующим принципам:
- поэтапность положений тела (стоя, сидя, лежа, сидя, стоя) и его частей;
- последовательное усложнение (с условием возрастных и индивидуальных психо – физических особенностей детей);
- Использование различных образов и атрибутов.
Система работы на музыкальных занятиях основана на программе А.И. Бурениной «Ритмические мозаика», где условно выделяются три этапа
I этап. Освоение разнообразных видов движений с опорой на способность к подражанию.
II этап. Развитие умения самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, по – своему их комбинировать.
III этап. Подведение к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способностей к самовыражению.
Особое внимание обращается на правильность и выразительность движений.
Основные приемы:
- показ;
- словесная интерпретация образа («острые карандаши» - оттянуть носки ног; «веселые клоуны» - ходьба с разведенными в стороны носками);
- образная оценка («Посмотрите, какая у Ани стройная елочка!», т.е. прямая осанка; «Какие сильные крылья у Колиной птицы!»; «Что – то у Тани карандашики затупились. Ну – ка, поскорее заточи их!» т.е. оттяни носок).
В работе с детьми (на музыкальных занятиях, на праздниках и развлечениях) в ДОУ используются разные комплексы, в том числе:
Игровое упражнение «Мишка - топтыжка»
Топтыжка косолапый (Ходьба на наружных краях стоп, 6-8 шагов)
По лесу идет,
Друзей себе ищет,
Песенки поет.
Ножками он топает
Идет вперед – (Обычная ходьба в среднем темпе, 10-12 шагов.)
Топ – топ – топ,
Песенки поет
Повторить 2-3 раза.
Ой как много мышек тут! (Ходьба на носках, 8-10 шагов)
На носочках все идут.
Мы шагаем по дорожке
И меняем часто ножки. (Обычная ходьба в среднем темпе, 10 шагов.)
Топ – топ, топ – топ.
Повторить 2-3 раза.
Комплекс «Тренируем ножки»
Упражнение № 1 «Согни ногу»
И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые, вместе.
Попеременно сгибать и разгибать ноги, подтягивая их к животу. Стопу удерживать в вертикальном положении. Взрослый помогает сгибать и разгибать ногу, удерживает стопу, не надавливая (4-6 раз каждой ногой).
Упражнение № 2 «Ноги врозь»
И.п.: то же
Отводить прямые ноги в стороны, при движении ног стопы удерживать в вертикальном положении с помощью взрослого (6-8 раз)
Упражнение № 3 «Коснись пола»
И.П.: то же
Отводить прямые ноги в стороны, стараясь коснуться пола. Взрослый помогает удерживать стопу в вертикальном положении (6-8 раз).
Упражнение № 4 «Ножки здороваются»
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые, вместе.
Сгибать и разгибать стопы. Взрослый помогает движению стоп (6-8 раз)
Упражнение № 5 «Прокатись по дорожке»
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуть в коленях.
Скользить стопами по полу до выполнять движения ног и следит за тем, чтобы стопы полностью касались пола (6-8 раз).
Упражнение № 6 «Нарисуй солнце»
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые, сомкнуты.
Одновременные круговые движения стоп вправо, затем влево. Взрослый помогает выполнять движения стопами (4-6 раз).
Комплекс «Веселые ножки»
(для детей 3-4 лет)
Упражнение № 1 «Любопытные пяточки»
И.п.: сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги согнуть в коленях, стопы параллельны.
Одновременно приподнять пятки. Вернуться в исходное положение (6-8 раз)
Упражнение № 2 «Музыкальные пальчики»
И.п.: то же
Постукать о пол пальцами одной ноги, затем другой (6-8 раз каждой ногой).
Упражнение № 3 «Прятки»
И.п. : то же.
На сигнал «спрятать» - прижать пальцы обеих стоп к полу.
На сигнал «показать» - поднять пальцы стоп вверх. Вернуться в исходное положение (6-8 раз)
Упражнение № 4 «Ласковые ступни»
И.п.: сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги прямые.
Погладить стопой одной ноги голень другой (6-8 раз каждой ногой).
Упражнение № 5 «Подними платочек»
И.п.: сидя на стуле, спина прямая, руками хват ха края стула. Рядом с ногами носовой платок.
Поднять платок пальцами одной ноги, затем другой (2-4 раза каждой ногой).
Комплекс «Ловкие ножки»
Упражнение № 1 «Достань обруч»
И.п.: сидя на стуле, спина прямая, руками хвать за края стула. Перед ногами обруч (на расстоянии 20-30 см.), так чтобы ребенок мог дотянуться до него пальцами ног.
Подтягивать обруч к себе пальцами ног. (3-4 раза).
Упражнение № 2 «Передвинь обруч»
И.п.: то же
Передвигать ногами обруч вправо и влево (4 раза).
Упражнение № 3
И.п.: стоя на обруче, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
Ходьба (средним отделом стопы) по обручу сначала вправо, затем влево (2-4 раза).
Упражнение № 4 «Покатай мяч»
И.п.: сидя на стуле, спина прямая, руками хват за края стула. Перед ногами мяч (диаметр 10-15 см.)
Катать мяч стопами ног вперед – назад, вправо – влево (6-8 раз)
Упражнение № 5 «Подними мяч»
И.п.: то же. Можно использовать массажный мяч
Захватить мяч, лежащий на полу, внутренними сторонами стоп и приподнять его над полом. Вернуться в исходное положение (3-4 раза.)
Мы, взрослые, хотим видеть своих детей умными, красивыми, а самое главное, здоровыми. Как заинтересовать, увлечь, привить любовь к спорту современным детям? Да, очень просто, в первую очередь загореться самому. И наши педагоги неизменно следуют этому правилу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада.
Наш опыт показывает . Двигательная активность детей ,оптимальна в том случае, когда ее основные параметры(объём, продолжительность , интенсивность)соответствует индивидуальным особенностям каждого реб...
Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада».
Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада»....
«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"
Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...
Рациональная организация двигательной активности детей в условиях Крайнего Севера
Консультации для воспитателей...
Мастер - класс "Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства"
Знакомство с теоретическим и практическим материалом для реализации двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства....
Буклет "Организация двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства".
Знакомство с теоретическим и практическим материалом для реализации двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства....
Инновационные подходы к организации двигательной активности детей в ДОУ
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Российская Академия медицинских наукСохранение и ...