Перспективный план по валеологии для детей второй младшей группы
методическая разработка (младшая группа)

Воронова Екатерина Викторовна

Все мы знаем, что нет в человеке большей ценности, чем здоровье. С давних времен известен лозунг: «Твое здоровье – в твоих руках». Но для того, чтобы научиться беречь свое здоровье, необходимо много знать о самих себе, о состоянии своего организма. Слово «здоровье» сопровождает ребенка с момента его рождения. Еще даже не зная, какой смысл оно несет в себе, малыш говорит: «Я здоров, когда не болею». И отчасти это уже есть ответ.

Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей и взрослых граждан Российской Федерации – одна из актуальных проблем нашего общества. Одним из факторов развития любого государства является здоровье нации.

Родителей и педагогов волнует вопрос, как укрепить здоровье детей. Поток разнообразной информации и практических советов неоправданно велик и зачастую безрезультатен, поскольку, кроме мыслей, необходимы реальные действия, ежедневный кропотливый труд родителей, воспитателей и самих детей, направленный на укрепление здоровья.

Главная задача взрослых заключается в том, чтобы изменить сознание детей в сторону улучшения отношения к собственному здоровью, тем более, что уровень их заболеваемости растет. Чтобы ребенок мог заботиться о своем здоровье и здоровье других, необходимо воспитать в нем сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья. Очень важно сформировать валеологическое мировоззрение и мотивацию к здоровому способу жизни. У дошкольников выработается осознанное отношение к собственному здоровью, когда дети усвоят элементарные знания о своем организме, овладеют гигиеническими нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания. Эти знания и навыки они будут пополнять и совершенствовать в течение всей своей жизни.

Важность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Здоровье – показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и прочих) являются изъяны в системе семейного воспитания.

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых – воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, которые позволяют самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Но, несмотря на то, что сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, проблема включения уже накопленного педагогического опыта в воспитательно-образовательную среду до сих пор существует.

Учитывая актуальность проблемы, в своей педагогической деятельности особое внимание уделяю основам формирования системы валеологических знаний (Основы здоровья) у детей дошкольного возраста на занятиях (непосредственно образовательной деятельности), во время бесед, экскурсий, в различных режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskaya_razrabotka.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Цель данной учебно-методической разработки (цикла занятий с детьми дошкольного возраста по валеологии): определение объема и содержания системы знаний у детей дошкольного возраста по валеологии (Основам здоровья).

Задачи:

- Развитие представлений о валеологическом воспитании ребенка дошкольного возраста.

- Знакомство с помощниками и друзьями здоровья – природными и социальными факторами – оказывающими помощь или приносящими вред.

- Формирование у детей дошкольного возраста знаний о валеологическом воспитании.

- Воспитание у дошкольников позитивного отношения к антропометрии, медицинским обследованиям, профилактическим прививкам.

Предполагаемый результат:

- У детей дошкольного возраста сформированы навыки сбережения здоровья.

- Усвоены элементарные гигиенические знания и основы здорового образа жизни.

- Выработаны полезные привычки: умение следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

- Сформированы правила безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ВАЛЕОЛОГИИ (ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ)

 

Тематический план занятий по формированию валеологических (Основы здоровья) знаний:

 

Тематика занятий

Программное содержание

Формы работы

 

Занятие 1

«Чудо-человек»

Познакомить детей с частями тела человека, уточнить их названия. Учить описывать внешний вид каждой части тела. Определить функциональное значение органов тела. Сформировать в сознании дошкольников понимание необходимости выполнения утренней гимнастики и соблюдение двигательного режима для поддерживания бодрости организма. Активизировать словарь детей названиями частей тела. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

1. Рассказ воспитателя о человеке.

2. Упражнение «Покажи на кукле и на себе».

3. Отгадывание загадок о частях тела.

4. Физкультминутка «Мы с тобой».

5. Дидактическая игра «Собери человечка».

6. Дидактическая игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем».

7. Подвижная игра «Где же наши детки?» (с музыкальным сопровождением).

8. Стихотворение «Что такое наше тело?»

9. Угощение для ребят.

Занятие 2

«Кукла заболела»

Познакомить детей с разными состояниями организма: состоянием здоровья и болезни. Ввести понятие «инфекция», определить ее роль в заболевании организма. Рассказать о существовании детских болезней и способах профилактики. Развивать внимание, активную мыслительную деятельность. Воспитывать уважительное отношение к больным людям, формировать умение использовать профилактические средства, находясь возле больного.

1. Игровой момент – приход куклы Маши.

2. Потешка «Водичка, водичка».

3. Беседа о возбудителях болезней.

4. Практические упражнения с чтением стихотворения.

5. Дидактическая игра «Путаница».

6. Дидактическая игра «Кукла заболела».

7. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».

8. Опыт «Определение состояния здоровья человека по выражению лица».

9. Слушание музыкального произведения   П.И. Чайковского «Кукла заболела».

10. Рефлексия «Настроение»

Занятие 3

«Мои помощники: кожа, волосы, ногти»

Продолжать знакомить детей со здоровым образом жизни как фактором сохранения здоровья каждого человека. Подвести к пониманию роли кожи, ногтей и волос в жизни человека. Объяснить, с какой скоростью и с помощью чего растут волосы. Освоить информацию о том, что кожа – помощница человека в познании окружающего мира. Расширять навыки детей по уходу за кожей, волосами, ногтями. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, чистоплотность.

1. Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».

2. Сюрпризный момент – приход «Чумазой» девочки.

3. Беседа о пользе чистоты.

4. Описание изображения волос на фотографиях (цвет, длина и т.д.).

4. Рассказ воспитателя о волосах.

5. Физкультминутка «Мы делили апельсин».

6. Беседа о коже.

7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

8. Пальчиковая гимнастика «У Кошкиной дочки».

9. Заучивание пословиц о здоровье.

10. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Занятие 4

«Добрые дела душу греют всегда»

Познакомить детей с главным органом нашего организма – сердцем. Формировать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые полезны для укрепления сердечной мышцы. Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым. Развивать в детях не только желание, а и потребность проявлять доброту, любезность и другие гуманные чувства без напоминаний – по собственному желанию. Систематизировать и обобщить правила вежливого поведения. Воспитывать в детях сочувствие.

1. Дидактическая игра «Зачем?»

2. Песня «Тук-тук-тук, я ваше сердце».

3. Опыт «Сердце стучит».

4. Рассказ воспитателя о сердце.

5. Рассматривание иллюстраций «Доброе, злое сердце».

6. Дидактическая игра «Вредно – полезно».

7. Дидактическая игра «Оцени поступок».

8. Упражнение «Кто вспомнит больше вежливых слов».

9. Валеоминутка «Не сиди без дела!»

10. Рефлексия «Цветы и бабочки».

Занятие 5

«Наши руки»

Познакомить детей со значением рук в жизни человека. Объяснить, что руки могут сгибаться и разгибаться. При помощи рук мы берем предметы и удерживаем их. Дать дошкольникам понять: чтобы руки хорошо им служили, они должны быть сильными, а для этого их необходимо тренировать. Закрепить знания о пользе физических упражнений. Совершенствовать координацию движения рук.

1. Приветствие «Собрались все дети в круг».

2. Упражнение «Волшебный микрофон».

3. Беседа о руках.

4. Дидактическая игра с движениями «Повтори за мной»

5. Упражнения с мячом.

6. Дидактическая игра «Ладонь-кулак».

7. Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

8. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

9. Правила ухода за руками.

10. Рисование «Портретов» рук.

11. Рефлексия в кругу «Пять пальцев».

Тема 6

«Мячик – наш веселый друг»

Создать условия для овладения детьми техникой спортивных упражнений. Учить выполнять соответствующие действия с мячом. Активизировать двигательную активность младших дошкольников. Развивать ловкость, гибкость, умение руководить собственным телом. Воспитывать любовь к физическим упражнениям, активному движению, спортивным играм. Воспитывать позитивное отношение к здоровому способу жизни.

1. Сюрпризный момент – приход Непоседы-Попрыгуна.

2. Упражнение с мячом «Подбрось и поймай».

3. Упражнение с мячом «Забиваем гвозди».

4. Упражнение с мячом «Прокати по дорожке».

5. Упражнение с мячом «Поиграй со мною в мяч».

6. Подвижная игра «У Златы мячик отбери».

7. Упражнение с мячом «Попади в ворота».

8. Мыльные пузыри.

Занятие 7

«Мир прекрасный видят глазки»

Закрепить знания дошкольников о глазах как органе зрения. Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Познакомить детей с профилактическими мерами охраны зрения. Дать понятие об острых предметах и правилах пользования ими. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать у детей заботливое отношение к глазам.

1. Отгадывание загадки.

2. Дидактическая игра «Что изменилось?»

3. Физкультминутка в кругу.

4. Рассказ педагога об органе зрения.

5. Валеоминутка «Гимнастика для глаз».

6. Минутка творчества «Рисуем глазки птичкам».

7. Рассматривание продуктов, употребление которых улучшает зрение.

Тема 8

«Орган слуха – ухо»

Ознакомление детей с внешним и внутренним строением уха. Рассказать о функциях уха. Объяснить взаимосвязь между наличием слуха и развитием речи у человека. Ознакомление детей с правилами бережного отношения к органу слуха. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать гигиенические навыки ухода за ушами.

1. Отгадывание загадки.

2. Дидактическая игра «Угадай по звуку».

3. Рассказ воспитателя о строении уха и его функции.

4. Опыт «Ухо – трубка».

5. Физкультминутка «Зайка серый умывается…»

6. Опыт «Трубка и вода» (профилактика опасных ситуаций).

7. Дидактическая игра «Ушки – ладошки».

8. Упражнение «Кто что слышит?»

9. Упражнение «Кто позвал?»

10. Психогимнастика «Тишина».

Занятие 9 (Развлечение)

«Наши ушки любят тишину» («Приключения в лесу»)

Познакомить детей со значением слуха в жизни человека. Дать представления о том, что уши – очень важный орган человека. Познакомить с правилами бережного отношения к своим ушам и органам слуха окружающих. Учить детей культуре общения. Помочь распознавать разные звуки, прислушиваться. Воспитывать культуру поведения.

1. Сюрпризный момент – приход Доктора Айболита.

2. Отгадывание загадок.

3. Дидактическая игра «Узнай звуки».

4. Стихотворение «Чтоб услышать звуки эти».

5. Дидактическая игра «Помоги животным найти свои уши!»

6. Физкультминутка «Сидит заяц под кустом» (под музыку).

7. Массаж волшебных точек ушек.

8. Слушание музыки.

9. Театральная постановка «Приключения в лесу».

10. Малоподвижная игра «Эхо» («Ты сейчас в лесу»).

11. Угощение для ребят.

Тема 10

«Нос. Органы дыхания»

Раскрыть важность органов дыхания. Познакомить дошкольников с внутренним строением носа, его функциями. Объяснить детям роль носа в определении запахов. Раскрыть взаимосвязь между носом и легкими. Дать элементарные представления о правилах обеспечения безопасности органов дыхания. Побуждать дошкольников к осознанному усвоению правил ухода за носом.

1. Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача».

2. Постановка проблемного вопроса «Что помогает нам дышать?»

3. Опыт «Выдох-вдох».

4. Опыт «Различие предметов по запаху».

5. Рассказ воспитателя о строении носа, вредных и полезных запахах.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Массаж носа.

8. Чтение стихотворения «Маленькие дети».

9. Беседа о безопасности органов дыхания.

10. Итог занятия.

Тема 11

«Красивые зубы – красивая улыбка»

Познакомить дошкольников с внешним видом зубов, их функциями, ролью в жизни человека. Учить детей правильно ухаживать за полостью рта. Развивать умение различать вредные и полезные продукты. Воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья своих зубов.

1. Беседа о зубах с использованием демонстрационного материала.

2. Сюрпризный момент – плач Медведя.

3. Опыт «Зачем нужно полоскать рот после еды?»

4. Практическое упражнение с чтением потешки «Чистим зубы».

5. Дидактическая игра «Вредно-полезно».

6. Чтение стихотворений детьми.

7. Аппликация «Пломбируем зубки».

8. Подарок для Мишки – зубная щетка и зубная паста.

9. Итог занятия.

10. Угощение для ребят.

Занятие 12

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Познакомить детей с понятием «воздух», необходимостью воздуха и солнца для растений и людей. Повторить состояния, в которых может пребывать вода. Определить характерные особенности льда, снега, жидкой воды. Расширить знания о важном значении солнца, воздуха и воды для закаливания человека. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.

1. Игровой момент – телеграмма от доктора Медуницы.

2. Отгадывание загадок.

3. Экспериментальная групповая работа за столом «Воздух» (по выбору детей).

4. Экспериментальная групповая работа за столом «Солнце» (по выбору детей).

5. Экспериментальная групповая работа за столом «Вода» (по выбору детей).

6. Физкультминутка «1,2,3,4,5 – все умеем мы считать!»

7. Психогимнастика «На лужайке».

8. Дидактическая игра «Правильно – неправильно».

9. Итог занятия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы с родителями детей второй младшей группы

Перспективный план работы с родителями детей второй младшей группы на учебный год...

перспективный план-таблица игр для детей второй младшей группы

В таблице распределены подвижные игры для разучивания по месяцам и основным видам движения. Также приведены названия малоподвижных игр, которые подходят детям данного возраста....

Перспективный план работы по ознакомлению детей второй младшей группы с художественной литературой.

"Содержание образовательной области "Чтение художественной1 литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребностив чтении, восприятии книг через решение следующих задач:формиро...

Перспективный план взаимодействия с родителями детей второй младшей группы

Перспективный план взаимодействия с родителями детей второй младшей группы (с использованием современных форм сотрудничества)...

Перспективный план работы с родителями детей второй младшей группы №5 на 2023 – 2024 учебный год.

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров....

Перспективный план работы с родителями детей второй младшей группы на 2024-2025 учебный год

Цель: Создать условия для формирования ответственного взамоотношения с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей....