Создание условий для эмоционального комфорта детей в группе ДОУ
консультация
С каждым годом все больше внимание привлечено к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников. Это связано с тем, что появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_emotsionalnogo_komforta_detey_v_gruppe_dou.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для эмоционального комфорта
детей в группе ДОУ
С каждым годом все больше внимание привлечено к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников. Это связано с тем, что появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.
Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребенок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т.е. психологический комфорт.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.
Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.
Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий :
• организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
• контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
• учёт и использование привычек и стереотипов поведения ребёнка;
• организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
• установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;
• поддержка индивидуальности и инициативы детей через :
-свободный выбор ребенком деятельности,
-свободное выражение своих чувств и мыслей,
- самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)
• формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду: создание в группе центра эмоциональной разгрузки, уголка уединения.
Учитывая все это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка:
• предметно-развивающая среда,
• стиль общения воспитателя с ребенком,
• стиль общения воспитателей между собой и с помощником,
• стиль общения воспитателя с родителями,
• наблюдать, как общаются дети между собой.
Для сохранения и укрепления психического здоровья детей необходимо создать соответствующие условия, правильно организовать предметную среду, создать в группе зону для психологической разгрузки дошкольников, что бы дети не только в кабинете психолога учились конструктивным приёмам управления своими эмоциями, но и в группе, как только возникнет такая необходимость. Чем больше уделяется внимания развивающей среде, тем успешнее происходит развитие детей.
Основная цель зоны психологической разгрузки - преодоление эмоционального неблагополучия дошкольников, сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.
Пространство в группах должно иметь гибкое зонирование, что стимулирует самостоятельность детей, дает возможность свободного выбора. Рекомендуется оборудовать следующие уголки:
Уголок "настроения" - каждое утро встречает детей в раздевалке, он привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоции других детей.
Уголок гнева. Помогают снять психофизическое напряжение, агрессию даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.
Его предназначение: развитие положительных чувств и эмоций, снятие напряжения, враждебности, гнева, выработка саморегуляции, умения владеть собой.
Оборудование этой зоны:
- «Агрессивный коврик», «Коврик злости» - ребенок заходит на коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
- «Мешочек для крика» "Баночки-кричалки", «Стаканчик для крика» предлагаем, если кто либо рассердился, взять баночку и поругать обидчика сердитыми словами, но после этого баночку обязательно надо закрыть крышкой, чтобы слова не разлетались по группе. Цель: избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.
- «Подушка злости», «Подушка-колотушка (игра «Выбиваем пыль», когда ребёнок дерётся, мы объясняем ему, что бить детей –это плохо, а вот побить грушу для битья или подушку, очистить её от зимней пыли, очень даже можно.
- «Копилка плохого настроения»
- «Гибкая набивная змейка»
- «Мешочки настроений». Если у ребёнка плохое настроение, он может положить его в «грустный» мешочек, а из «весёлого» мешочка «взять» хорошее настроение.
- Очень хорошо успокаивают, шнуровки, ленточки, клубочки пряжи (разматывая и сматывая клубочки дети овладевают приемом саморегуляции).
Уголок примирения. Немаловажные атрибуты психологического уголка, целью которых является научить поссорившихся детей в забавной форме помириться друг с другом.
«Коврик примирения», «Коврик дружбы».
«Подушка примирения»,
«Остров примирения»,
«Коробочка мирилка»
«Варежки-мирилки»,
«Куклы мирилки»- дети испытывают дополнительные тактильные ощущения и не только забывают обиды, но и стараются поиграть с ней.
Уголок уединения- (шатер, палатка, сухой дождь) позволяет детям спрятаться от внешнего мира, посекретничать, посмотреть семейный или групповой альбом. А мягкие подушки могут иметь несколько назначений: подушки-подружки, подушки- плакушки, с которыми можно делиться своим настроением. Также можно использовать телефон с которого в игровой форме ребёнок может «позвонить» маме и поговорить с ней.
"Стул для размышлений" помогает ребёнку вспомнить забытые им правила поведения (игрушки мы не отнимаем,а ждём,когда другой ребёнок положит на место,когда поиграет).
А "Волшебный стул" способствует снятию напряжения, поднятию настроения".
«Световые клубочки» (созерцание) Цель: релаксация.
Массажные мячики. Цель: помочь снять мышечное напряжение, успокоиться.
В уголке психологической разгрузки необходимы игровые материалы, отвечающие основным направлениям психопрофилактической работы с детьми.
Таким образом, наличие в развивающей среде группы зоны психологической разгрузки, позволит обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, дает возможности для развития эмоционально-волевой сферы, речи и познавательных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ создания условий для эмоционального благополучия и познавательной активности в группе
тест...
Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников
Доклад на тему "Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников"...
Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни
Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов,...
Создание условий для эмоционально-личностного развития детей 4–5-летнего возраста
Методическая разработка, предназначенная для педагогов, создана и дополнена на основе педагогического опыта 2006 — 2007 годов....
Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения
На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...
Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника
Какие условия создаются для детей...
Создание условий для эмоционального комфорта детей в группе ДОУ
С каждым годом все больше внимания привлечено к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников. Это связано с тем, что появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональ...