Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни
статья по теме

Князева Елена Владимировна

Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов, родителей – их отношения к самим себе, друг к другу, ребёнку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_blagopriyatnyh_sotsialnyh_usloviy.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов, родителей – их отношения к самим себе, друг к другу, ребёнку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.

Приходя в новую группу, ребёнок испытывает страх пред неизвестностью, тревогу, неуверенность. Эти чувства носят негативный характер, и отрицательно сказывается на самооценке ребенка. Воспитатель должен помочь ребёнку адаптироваться к новой группе: завести друзей, выразить свои чувства, раскрыться как личность.

Эта задача не из лёгких. В помощь воспитателю можно предложить следующие приемы:

  1. Встретить ребёнка с улыбкой, позитивным настроем.
  2. Предложить детям познакомиться, для этого можно проиграть с детьми упражнение «Знакомство».

Например: «У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. (Цель - сплочение детей.)

Итак, я - Света. Больше всего я люблю гулять в парке со своей собакой...

Далее по очереди высказываются дети. Здорово».

  1. Если ребёнок раннего возраста, можно предложить ему игрушку, отвлечь его от грустных мыслей, поднять ему настроение.
  2. Для снятия эмоционального напряжения ребёнку можно предложить игры с песком, водой, мука-солью, подвижную игру в хороводе.

Данные приёмы помогут снять эмоциональное напряжение, как у вновь прибывшего ребёнка, так и у других детей группы; помогут создать дружескую, творческую обстановку, «растопить лёд».

Но это только первый этап на пути создания благополучного климата в группе.

Неотъемлемым фактором социального благополучия являются доверительные отношения между родителями и воспитателем. Если родители не доверяют воспитателю, ставят под сомнение его авторитет, то тем самым они понижают его самооценку. Воспитатель, чувствующий себя неуверенно, ущемлёно, включает защитные механизмы (ведёт себя насторожено с «конфликтным» ребёнком, опасаясь мамы; игнорирует, не замечает ребёнка в группе; срывается на ребёнке, вымещает на нём свое раздражение).

Воспитатель и родители могут совершенно по-разному, а иногда ошибочно, смотреть на одну и туже проблему ребёнка – детский онанизм, робость, упрямство, агрессию. От воспитателя требуются навыки конструктивного диалога с родителями по проблемам воспитания и развития ребенка. Как и на всякой работе, где необходим профессиональный и личностный рост, недостаток профессиональной подготовки не может не сказаться на качестве работы специалиста с детьми и родителями.

Таким образом, ребенок может быть дважды наказан взрослыми за естественное проявление своих желаний в спонтанной активности, которая в режиме детского сада пока не может быть удовлетворена полностью. Ребёнку бывает трудпо понять, почему его наказывают за то, что раньше разрешали. Ему также бывает скучно в саду на занятиях, которые часто строятся как ученические, только короче и на более доступном конкретном материале.

В любой, даже самой критической ситуации, педагог должен оставаться профессионалом, «держать марку», и не переносить конфликт с родителями на личностный уровень, и тем более не отыгрываться на ребёнке.

Чтобы помочь педагогу есть несколько простых способов саморегуляции:

  1. Аутотренинг.
  2. упражнения из цикла здоровье сберегающих технологий (сенсорно-телесное ориентирование)
  3. проективные методики (например: «Свободный рисунок», «Рисунок человека»)

Другой проблемой, которая затрудняет создание эмоционалынo комфортных условий для развития и пребывания ребёнка в саду, является недопониманне взрослыми (воспитателем, родителем, педагогом) особенностей эмоционально-патребностной сферы ребенка.

К сожалению, непоиимание потребностей ребенка взрослыми, как родителями, так и воспитателями, приводит к постепенному накоплению у детей неудовлетворенности, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации. Причина до конца не выявлена. То ли это недостаточное внимание родителей, то ли засилие телевизионных программ и новых компьютерных игр, недостаток общения, трудная жизнь родителей, но факт остается фактом – дети становятся менее активными и подвижными, менее эмоционально отзывчивыми и любознательными, но более болезненными, нервиыми.

Кроме этих проблем со взрослыми, у ребенка возникает масса трудностей в общении со сверстниками, особенно в более старших группах. Ребёнок может остро переживать, если его не принимают в игру, если он изгой в группе. Кроме того, ребёнка мучают детские страхи – Темной Комнаты, Бабы Яги, драконов, волков, страшилищ из сказок и собственных снов, о которых он не может рассказать ни в саду, ни дома родителям, которые не стремятся выслушать и понять его. Например, одна мама, когда психолог показал ей рисунок «страшного сна» её ребёнка, чтобы начать разговор о переживаниях её сына, сразу сказала: «Да вы что, какие страхи, ему слишком хорошо живется, ничего страшного ему не может сниться». На что мальчик ответил: «Но это же мие приснилось, и не один раз» (на рисунке изображено многорукое чудовище в крови и с топором). Оказалось, как потом призналась мама, она любит смотреть фильмы ужасов по пятницам и берёт в кровать своего сына смотреть телевизор вместе с ней. Комментарии, как говорится, излишни.

Переживания ребенка редко волнуют взрослых, они не придают им особого значения в понимании поступков и поведения ребенка, а также своей роли в них. Однако бывают исключения. Например, одна воспитательница утром в понедельник приглашает детей нарисовать то, что им хочется, без оценки качества рисования, а просто предлагая ребенку выразить свои впечатления о выходных днях и событиях в доступной для него форме. В процессе рисования дети заметно успокаиваются, расслабляются, оживляются, как будто сбрасывают с себя тяжелый груз.

Итак, чтобы обеспечить действительно комфортные, развивающие условия для ребенка в детском учреждении, необходимо более полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребёнка, его истинных потребностях, а не только представления взрослых о том, чего хочет ребёнок, что ему полезно, а что вредно. Это на самом деле гораздо труднее для педагога, так как требует от него самого большей раскованности, творчества, смелости, доверия к ребёнку, его родителям, коллегам по работе.

Причины возникновения деструктивных, некомфортных условий в жизни ребенка, приводящие к негативному поведению:

  • Недостаток внимания, очень глубокое чувство одиночества, неуверенность в себе, личностная неполноценность.

Причиной всего этого является отсутствие теплого эмоционального контакта со стороны родителей, бескорыстной любви. То есть можно говорить о травме такого же рода и у родителей.

Что необходимо таким детям:

  • Необходимо внимание и поддержка, открытый контакт с ребенком.

Часто поведение ребенка вызывает негативные чувства у взрослого, желание дать оценку его поведению (сноб, себялюбиц, эгоист).

Со стороны ребенка, такое поведение объясняется нехваткой искреннего внимания к нему, как к личности; завистью к достижению окружающих; стремлением обесценить заслуги других людей; идеализированным представлением о самом себе; преувеличением собственных достижений. Все это выражается в манипуляции окружающими людьми. При всей внешней эмоциональности такой ребенок не способен на искреннее, глубокое проявление чувств.

  • гнев
  •  злоба
  •  Агрессия

  •  Все эти эмоции вовне проявляются как оскорбления, обзывания, ссоры, драки, наказания, действия «назло» и т.п.

  • боль
  •  страх
  •  обида
  • Все эти чувства являются страдательными: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Их очень трудно высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правело, из-за боязни унизится, показаться слабым.

Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!» Кстати, этот «безобидный», на первый взгляд, совет – начало пути, по которому, если идти без оглядки, можно дойти до принципа «око за око»!

Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей.

Человек имеет потребность:

  • в любви
  •  внимании
  •  ласке
  •  успехе
  •  понимании
  •  уважении
  •  самоуважении
  •  познании
  •  свободе
  •  независимости
  •  развитии
  •  реализации собственного потенциала и др.

Любая потребность из нашего списка может быть неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.

Самооценка

  • Положительное отношение к себе – основа психического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
  • Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но в основном о нем, какой он «плохой» или «хороший».

По имению многих ученых (в частности Э. Берна) личность человека включает в себя три ипостаси: Родитель, Взрослый, Ребенок. В любой жизненной ситуации человек занимает ту или иную позицию (Р, В, р), с целью сохранить свои жизненные принципы, добиться своей цели, сохранить свою личную целостность.

Необходимо понимать истинные причины такого поведения ребенка, а именно, такое поведение объясняется нехваткой искреннего внимания к нему, как к личности; завистью к достижению окружающих; стремлением обесценить заслуги других людей; идеализированным представлением о самом себе; преувеличением собственных достижений. Все это выражается в манипуляции окружающими людьми. При всей внешней эмоциональности такой ребенок не способен на искреннее, глубокое проявление чувств. 

И, несмотря на то, что поведение ребенка вызывает негативные чувства, желание дать оценку его поведению (сноб, себялюбиц, эгоист).

Необходимо отслеживать собственные чувства, не поддаваться на провокации.

Памятка для родителей.

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА.

  1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, с каким настроением начнут его собирать в детский сад, зависит его психологический настрой на весь день.

  1. Время для ночного отдыха у каждого ребенка индивидуально, показатель один – ребёнок должен выспаться и легко проснуться, когда его будят родители.

  1. По дороге в детский сад не забывайте общаться с ребенком, расскажите ему что-то интересное об окружающем мире, выслушайте его мнение. Совместная дорога – это совместное общение, важная ступень в развитии эмоционального контакта с ребёнком, важный шаг на пути к взаимопониманию и взаимоуважению.

  1. Научитесь встречать ребенка после детского сада. Не стоит начинать разговор с ребенком с вопроса: «Кто тебя сегодня обидел?», лучше спросите его: «Чем ты сегодня занимался?», «Что нового узнал?» и т.д.

  1. Искренне радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач, а лучше окажите ему поддержку: «В другой раз ты сделаешь это лучше». «Если хочешь, мы можем с тобой попробовать сделать это дома».

  1. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

  1. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка,  как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....

Новые подходы к поддержанию психо-эмоционального благополучия детей первой младшей группы

В дошкольном учреждении адаптационный период – один из самых  ответственных моментов. Поэтому воспитатель должен создать и поддерживать положительный микроклимат....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ»

Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоцион...

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали...