Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в области специальной психологии и логопедии показывает, что какие-либо системные данные об особенностях личностного развития детей с нарушениями речевого развития в настоящий момент отсутствуют. Встречающиеся описания развития личности таких детей носят фрагментарный характер. В связи с этим, какие либо программы психологической коррекции и профилактики нарушений личностного развития детей с общим недоразвитием речи на данный момент отсутствуют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий
для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения
Педагогический проект
«Создание условий
для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения»
Актуальность
Детский сад «Петушок», помимо общеразвивающих групп, в своем составе имеет три группы компенсирующей направленности для старших дошкольников, две из которых для детей с общим недоразвитием речи. Ежегодным запросом администрации детского сада психологу является психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями речевого развития, обеспечивающее сохранение и укрепление эмоционального благополучия данной категории детей.
Ежегодное проведение мониторинговых исследований состояния психологического здоровья, позволяет делать выводы об эмоциональном неблагополучии дошкольников с ОНР. У них констатируются повышенная тревожность, низкая самооценка, несформированность коммуникативных навыков. Эти личностные нарушения имеют еще и тенденцию к усугублению перед поступлением детей в школу. В связи с этим возникает необходимость в проведении системной работы по сохранению и укреплению эмоционального благополучия старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.
На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в области специальной психологии и логопедии показывает, что какие-либо системные данные об особенностях личностного развития детей с нарушениями речевого развития в настоящий момент отсутствуют. Встречающиеся описания развития личности таких детей носят фрагментарный характер. В связи с этим, какие либо программы психологической коррекции и профилактики нарушений личностного развития детей с общим недоразвитием речи на данный момент отсутствуют.
Исходя из вышесказанного, я пришла к необходимости разработки программы, которая направлена на коррекцию нарушений личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект изменений
Объектом изменений в ходе реализации проекта является личностное развитие дошкольников с ОНР.
Предмет изменений
Предметом изменений в ходе реализации проекта являются нарушения личностного развития дошкольников с ОНР.
Общее недоразвитие речи — сложные различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Личность ребенка — продукт социального развития. После появления ребенка на свет у него при нормально организованном обучении и воспитании начинает интенсивно формироваться интеллектуальная, потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы, познавательные способности, вырабатываться нормы и правила поведения, которые впоследствии станут основой структуры его личности.
Понятие «нарушения личностного развития» охватывает большой круг явлений: аномальные привычки поведения, неадекватное реагирование в межличностных отношениях, эмоциональные нарушения, нарушения волевой сферы, антисоциальная мотивация поведения, недостатки в развитии характера и многие другие.
Эмоциональное благополучие ребенка это наличие и поддержание чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь — матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта и возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременном ее получении.
Под самооценкой понимают чувственно окрашенное отношение ребенка к себе или отдельным своим качествам, влияющее на его поведение, результаты деятельности, взаимоотношения с окружающими.
Тревожность это состояние ребенка, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Социометрический статус ребенка это его положение в системе межличностных отношений в группе сверстников и мера его психологического влияния на других детей группы.
Анализ ресурсов
Материально-технический ресурс.
Для проведения занятий по данной программе необходимо подготовить:
- иллюстрированный материал;
- мягкие игрушки, воздушные шары, мячи;
- фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, бумага и др.;
- тексты рассказов, историй, сказок для чтения вслух и обсуждения;
- магнитофон, аудиозаписи;
- стенд для оформления выставок рисунков;
- мешочек с «секретами» (пуговицами, бусинами, брошками и т.д.);
- коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки.
Занятия могут проводиться в кабинете психолога, музыкальном зале, физкультурном зале или в групповой комнате. Во всех помещениях для занятий с детьми необходимо иметь ковер (палас), детские столы и стулья. Пространство помещения должно обеспечивать свободное размещение и передвижение детей и возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Следовательно, что касается материально-технического ресурса, то он не требует значительных затрат. Все, что необходимо для проведения занятий можно подобрать из имеющегося дидактического арсенала педагога-психолога или изготовить собственными руками. Что касается фломастеров, акварельных красок, кисточек и бумаги для рисования, то дети приносят их на занятия из группы, так как в каждой группе такой комплект есть на каждого ребенка.
Кадровый ресурс
Коррекционные занятия проводит психолог. Ведущий занятий должен быть открытым и искренним в выражении чувств, тем самым, подавая пример детям. Речь взрослого должна быть четкой, внятной, неторопливой и лаконичной.
Воспитатели групп компенсирующей направленности и психолог должны также работать в тесном сотрудничестве. Комфортное пребывание детей в группе их совместная задача. Использование воспитателями некоторых игр и упражнений из программы в течение дня позволяет еще лучше сплотить группу, а зону безопасности детей расширить. Правильнее будет вначале воспитателю проводить игры и упражнения вместе с психологом, это позволит избежать многих ошибок и повысить уровень личностного развития самого воспитателя.
Отдельно взятые игры и упражнения могут использоваться на занятиях физической культуры и музыки. Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре могут выбрать необходимые игры и упражнения из программы согласовывая их с тематикой своих занятий. Многообразие игр в программе позволяет использовать их, не нарушая логику этих занятий.
Использование элементов программы другими педагогическими работниками делает ее универсальной.
Временной ресурс
Программа рассчитана на один учебный год. Она состоит из двадцати занятий. Занятия проводятся с периодичностью один раз в неделю, по подгруппам из шести человек. Время непосредственной реализации программы с ноября месяца по март. Начало и конец учебного года (сентябрь, октябрь, апрель, май) лучше отводить на диагностику и анализ.
Короткий отрезок времени реализации программы, в один учебный год, позволяет в относительно небольшой срок получить желаемый результат или проследить динамику.
Организационный ресурс
Начало учебного года (сентябрь и октябрь месяцы) на основании данных первичной диагностики должно проводиться формирование групп профилактической и коррекционной направленности. Составляется расписание занятий, которое утверждается заведующим. Проводятся консультации с воспитателями групп, на которых обсуждаются вопросы результатов диагностического обследования группы, расписания занятий, условия проведения занятий и участия воспитателей в них. Затем проводится групповая консультация с родителями, где родителей также знакомят с результатами диагностики, рассказывают о работе с детьми в данном направлении, заручаются письменным согласием родителей на участие их ребенка в занятиях.
Цель проекта
Коррекция нарушений личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи проекта
- Создать положительный эмоциональный настрой в группе дошкольников;
- Сформировать адекватную самооценку у детей с нарушениями
личностного развития;
- Развить навыки коммуникации и сотрудничества у детей с нарушениями личностного развития;
- Снизить психоэмоциональное напряжение и тревожность у детей с нарушениями личностного развития;
- Обучить способам регуляции эмоциональных состояний детей с нарушениями личностного развития;
Целевая аудитория
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Срок реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный
Сентябрь:
- первичная диагностика личностного развития дошкольников;
- составление психологических заключений;
- предварительная комплектация групп коррекции.
Октябрь:
- консультация воспитателей группы по результатам обследования;
- групповая консультация родителей группы по проделанной работе и получение письменного согласия на участие их детей в занятиях;
- ознакомление администрации детского сада с результатами диагностики, утверждение расписания занятий.
- Окончательная комплектация групп коррекции
II. Практический
Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март:
- проведение коррекионно-развивающих занятий
Занятия проводятся по программе «Счастливое детство», направленной на коррекцию и профилактику нарушений личностного развития дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Программа прошла внешнюю экспертизу в Самарском Региональном социопсихологическом центре, имеет положительную рецензию, рекомендована к использованию в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Структура программы состоит из 4 основных блоков:
Блок 1. Формирование адекватной самооценки.
Блок 2. Развитие эмоциональной сферы.
Блок 3. Коррекция тревожности.
Блок 4. Развитие навыков общения.
Учебный план программы
«Счастливое детство»
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
1 | Блок 1. Формирование адекватной самооценки. | 3,0 | 0,5 | 2,5 | наблюдение |
2 | Блок 2. Развитие эмоциональной сферы. | 3,0 | 0,5 | 2,5 | наблюдение |
3 | Блок 3. Профилактика высокой тревожности. | 3,0 | 0,5 | 2,5 | наблюдение |
4 | Блок 4. Развитие навыков общения. | 3,0 | 0,5 | 2,5 | наблюдение |
Итого: | 12,0 | 2,0 | 10,0 |
Каждый блок включает в себя 5 занятий. Последнее занятие каждого блока служит плавным переходом к новой теме следующего блока.
Независимо от содержания все занятия программы имеют единую структуру, которая определяется последовательностью основных этапов:
I. Ориентировочный этап
Задачи ориентировочного этапа:
- сплотить группу;
- раскрепостить участников;
- установить доверительные отношения между детьми и психологом;
- снять негативное настроение.
II. Коррекционно-профилактический этап
Задачи коррекционно-профилактического этапа:
- развить навыки сотрудничества, взаимной эмпатии;
- разрядить агрессивные импульсы;
- снять страхи;
- развить мимику, пантомимику;
- развить эмоциональную сферу;
- развить коммуникативные навыки;
- развить психические процессы.
III. Релаксационный этап
Задачи релаксационного этапа:
- снять мышечные зажимы;
- развить чувство собственного тела;
- снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность;
- развить воображение, чувственное восприятие.
IV. Заключительный этап
Задачи заключительного этапа:
- закрепить полученные навыки;
- подвести итоги (получить обратную связь).
Учебно-тематический план программы
«Счастливое детство»
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
1 | Блок 1. Формирование адекватной самооценки | 3,0 | 0,5 | 2,5 | наблюдение |
1.1. | Занятие № 1. «Знакомство» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
1.2. | Занятие № 2. «Моё имя» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
1.3 | Занятие № 3. «Ласковое имя» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
1.4 | Занятие № 4. «Я расту» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
1.5 | Занятие № 5. «Мои чувства» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
2 | Блок 2. Развитие эмоциональной сферы | 3,0 | 0,5 | 2,5 | наблюдение |
2.1. | Занятие № 6. «Радость» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
2.2. | Занятие № 7. «Обида» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
2.3 | Занятие № 8. «Удивление» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
2.4 | Занятие № 9. «Гнев-Злость» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
2.5 | Занятие № 10. «Страх» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
3 | Блок 3. Профилактика высокой тревожности | 3,0 | 0,5 | 2,5 | наблюдение |
3.1. | Занятие № 11. «Кто чего боится» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
3.2. | Занятие № 12. «Я могу не бояться» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
3.3 | Занятие № 13. «Бояться – это хорошо или плохо?» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
3.4 | Занятие № 14. «Как помочь тому, кто боится» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
3.5 | Занятие № 15. «Я хозяин своих чувств» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
4 | Блок 4. Развитие навыков общения | 3,0 | 0,5 | 2,5 | наблюдение |
4.1. | Занятие № 16. «Какие чувства могут помешать дружбе» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
4.2. | Занятие № 17. «С кем я хочу дружить» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
4.3 | Занятие № 18. «Настоящий друг» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
4.4 | Занятие № 19. «Что такое дружба» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
4.5 | Занятие № 20. «Дружба» | 0,6 | 0,1 | 0,5 | наблюдение |
Итого: | 12,0 | 2,0 | 10,0 |
III. Аналитический
Апрель:
- повторная диагностика дошкольников группы коррекции с нарушениями личностного развития;
- составление психологических заключений.
Май:
- анализ эффективности коррекционно-развивающей работы;
- составление аналитической справки;
- консультация воспитателей о проделанной работе и полученных результатах;
- групповая консультация родителей по результатам реализации программы;
- ознакомление администрации детского сада с результатами реализации программы;
- составление аналитической справки.
Основные направления реализации проекта
Основными направлениями реализации данного проекта являются:
- диагностическое направление
- консультативное направление
- коррекционно-развивающее направление
- просветительское направление
- организационно-методическое направление
Механизмы, средства и способы реализации проекта
В ходе реализации данного проекта нами будут использоваться следующие приемы, методы и техники:
- техника интегративного подхода, включающая использование приемов разных направлений;
- метод беседы;
- приемы игровой психокоррекции (используется два вида игр: на сплочение и организацию группы и игры, направленные на разрешение личных и межличностных проблем);
- приемы элементарной библиотерапии (используются разные книжные жанры и стили: рассказы, стихи, сказки, пословицы);
- приемы арттерапии (основаны на переживании и смене психологических состояний в процессе рисования);
- приемы музыкотерапии (используется сопровождение действий детей голосом ведущего);
- прием психогимнастики (используются техники выразительных движений и приобретения навыков саморасслабления).
Ожидаемые результаты проекта
Ожидается, что у детей посещающих занятия по данной программе, произойдет ряд положительных изменений: дети начнут легче выражать свои чувства словами, будут увереннее и конструктивнее общаться друг с другом, у них исчезнут неуверенность и страх, сформируются и будут совершенствоваться сопереживание, сотрудничество, самоуважение, уверенность в своих силах и в себе. Как следствие, исчезнут нарушения личностного развития. Самооценка станет адекватной. Тревожность понизится до средних значений. Статусная категория в группе сверстников станет благоприятной.
Критерии оценки результатов реализации проекта
Оценку результативности данной программы можно проследить с помощью диагностических обследований, проводимых до и после проведения курса занятий по программе «Счастливое детство». Из диагностических методик рекомендуются для проведения следующие:
- Методика «Лесенка» (модифицированный вариант Т.Дембо,
С.Я.Рубинштейн) определяет уровень самооценки ребенка.
- «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) определяет индекс тревожности у ребенка;
- Методика «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблад) определяет статусную категорию каждого ребенка в группе сверстников.
Ресурсное обеспечение проекта
Реализации данного проекта не потребует дополнительного материально-технического оснащения.
Список использованной литературы
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.- М.: Книголюб, 2008 (Серия «Специальная психология»).
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-ое изд., доп. и перераб.- СПб.: Издательство «Речь», 2008.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2006.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2009.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И.Буянова. – 2-ое изд. – М., 1995.
- Юсупова Г.Л. Особенности личностного развития старших дошкольников с ОНР // Коррекционная педагогика – 2007. - №4 – с.56-62.
- Юсупова Г.Л. Психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений у дошкольников с ОНР // Специальная психология. – 2007. - №3.- С.54-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...
Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье ставится задача рассмотреть условия эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...
Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий
Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...