Развитие гибкости игровым методом у старших дошкольников,занимающихся тхэквондо
статья (подготовительная группа)
В данной статье рассматривается разработанная методика применения подвижных игр, направленных на развитие гибкости, на занятиях тхэквондо у детей старшего дошкольного возраста с целью повышения их мотивации на тренировках и улучшения технической подготовленности. Выделяются и описываются психологические и анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, указывается их влияние на развитие гибкости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alibekov_ruslan_akimovich.docx | 60.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Алибеков Руслан Акимович
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №8
Приморского района г.Санкт-Петербурга
alibekoff.r@yandex.ru
Влияние игровых заданий на развитие гибкости у детей-тхэквондистов старшего дошкольного возраста
Сегодня тхэквондо является одним из наиболее самых популярных видов спорта. Официально утвердившись в 1955 году в Корее, как система самообороны без оружия, данный вид спорта быстро обрел популярность во всем мире. Столь широкое распространение стало возможным благодаря быстрым и эффективным ударам ногами, которые составляют в тхэквондо наибольшую часть технических элементов [Ким Су,2011,с.14–17].
В Санкт-Петербурге тхэквондо занимаются свыше 11000 человек. Большинство из них дети старшего дошкольного возраста. Тренировки в данном возрастном периоде наиболее эффективны, что связано с особенностями костно-мышечного аппарата детей (преобладание в костной ткани органических элементов и воды, подвижное сочленение костей, слабое развитие мышц и связок), делающими развитие гибкости (основного физического качества в тхэквондо) в данном возрасте наиболее благоприятным. Более того, без хорошей гибкости невозможно добиться технически правильного выполнения ударов ногами [Алтер,2013,с.49–56].
В таком возрасте у ребенка начинает формироваться произвольное внимание, формируется рефлексия, развивается зрительная и слуховая память, которая начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Несмотря на это, в данном возрасте ведущий вид деятельности ребенка-игра.
Учитывая эти и другие факторы физического и нервно-психического развития детей, тренер сможет добиться высоких результатов от своих воспитанников. И наиболее эффективен, учитывая специфику вида спорта, будет игровой метод. Тренеры обычно отводят игровому методу 3-5 минут в заключительной части занятия.
Основной задачей первого года обучения в тхэквондо является увеличение уровня гибкости, и собственно шпагата, как ее объективного показателя. Но учитывая возрастные особенности детей можно заключить, что замотивированы на растяжку без должного подкрепления стимула будет лишь малое количество детей [Ключников,2007,с.375–379].
В связи с актуальностью данной проблемы, нами была разработана методика развития гибкости игровым методом у детей 6–7 лет, занимающихся тхэквондо.
Цель исследования: Разработать и опробировать методику развития гибкости игровым методом у детей-тхэквондистов младшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях.
Задачи исследования:
- Проанализировать литературу, соответствующую теме работы.
- Разработать методику развития гибкости игровым методом у детей старшего дошкольного возраста занимающихся тхэквондо.
- Исследовать динамику развития гибкости игровым методом у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся тхэквондо.
Педагогический эксперимент проводился на базе СК "Аванти-спорт", в Санкт-Петеребурге. В сотрудничестве с главным тренером клуба - Пак Ильей Филипповичем.
Исследование было организовано в период с 1 октября по 31 января 2021года. Для этого были созданы две группы начальной подготовки 6–7 лет. Участники эксперимента были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную по 18 человек в каждой. И в контрольной, и в экспериментальной группах был тренер, который проводил занятия в соответствии с установленной программой, а также ассистент, который помогал поддерживать дисциплину на занятии.
Перед началом эксперимента мы провели контрольное тестирование с целью определить начальные значения показателей гибкости, а также эквивалентность результатов контрольной и эксперментальной групп.
Контрольная группа занималась по рабочей программе данного спортивного клуба, согласно которой подвижным игры проводились раз в неделю, в течении 5–10 минут в заключительной части занятия. Тренировки же в экспериментальной группе включали в себя игровые задания, направленные на развитие гибкости (40% от общего времени занятия).
В тренировочном процессе были использованы игровые задания: «Перемахни ногой через лапу», «Коснись ногой лапы», «Без отрыва от стены», «Флажки», «Гусеница», «Помоги своим ногам», «Захват», и подвижные игры: «Трудная мишень», «Ван Дам», «Сумоисты».
Занятия проводились 3 раза в неделю по 1 часу, число занятий в микроцикле – 4 недели.
По окончанию исследования было проведено повторное тестирование с целью оценки достигнутых результатов и выявления более эффективной методики в развитии гибкости.
В таблице представлены средние показатели выполнения испытуемыми контрольной и экспериментальной группы тестов на оценку технической подготовленности и развития гибкости.
Таблица
Показатели выполнения тестов технической подготовленности и развития гибкости контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
Тесты | Контрольная группа | t | P | Экспериментальная группа | t | P | Прирост | P | ||
До | После
| t | P | До | После | t | P | t | P | |
1.Наклон со скамьи | -1,4 | 2,7 | 14,7 | <0,01 | -1,4 | 5,1 | 17,3 | <0,01 | 3,4 | <0,01 |
2.Шпагат продольный | 26,3 | 8 | 19 | <0,01 | 27 | 5,2 | 20,7 | <0,01 | 3,7 | <0,01 |
3.Шпагат поперечный (на правую ногу) | 28,1 | 10,3 | 24,8 | <0,01 | 28,4 | 8,2 | 26,4 | <0,01 | 2,3 | <0,01 |
4.Шпагат поперечный (на левую ногу) | 28,4 | 11,2 | 20,6 | <0,01 | 28,8 | 8,7 | 21,4 | <0,01 | 2,9 | <0,01 |
5.Удержание ноги вперед | 67,9 | 80,1 | 12,3 | <0,01 | 69,5 | 86,3 | 12,5 | <0,01 | 4,1 | <0,01 |
6.Удержание ноги вбок | 71 | 84,8 | 11 | <0,01 | 70,83 | 89,27 | 12,9 | <0,01 | 2,8 | <0,01 |
Из таблицы видно, что все показатели выполнения тестов как на оценку технической подготовленности, так и на оценку развития гибкости испытуемыми в экспериментальной группе улучшились больше, чем в контрольной после проведения эксперимента на статистически достоверном уровне значимости (p<0,01).
Рис.1.Показатели тестов контрольной группы
до и после эксперимента
1-Наклон со скамьи,2-Шпагат продольный,3-Шпагат поперечный(пр.нога),4-Шпагат поперечный(лв.нога),5-Удержание ноги вперед,6-Удержание ноги вбок
Рис2. Показатели тестов экспериментальной группы
до и после эксперимента
1-Наклон со скамьи,2-Шпагат продольный,3-Шпагат поперечный(пр.нога),4-Шпагат поперечный(лв.нога),5-Удержание ноги вперед,6-Удержание ноги вбок
Выше приведены данные динамики результатов проведенного эксперимента.
После эксперимента показатели выполнения теста «Наклон со скамьи» испытуемыми экспериментальной группы улучшились на 2,4 см по сравнению с контрольной группой, что статистически достоверно на p<0,01.
Показатели теста «Продольный шпагат» контрольной и экспериментальной групп в период эксперимента улучшились. Однако, в экспериментальной группе результаты выше в среднем 2,8 см, что статистически достоверно на p<0,01.
Тест «Шпагат поперечный (на правую ногу)» показал, что в экспериментальной группе показатели выше, чем в контрольной на 2,1 см, что статистически достоверно на p<0,05.
Тот же самый тест, но на другую ногу выявил разницу между контрольной и экспериментальной группой, которая составила 2,5 см, что статистически достоверно на p<0,01.
В тесте «Удержание ноги вперед» результаты экспериментальной группы оказались выше, чем в контрольной на 6,2 градуса, что статистически достоверно на p<0,01.
В тесте «Удержание ноги вбок» результаты экспериментальной группы оказались лучше, чем в контрольной, разница составила 4,49 градуса, что статистически достоверно на p<0,01.
По показателям, определяющим устойчивый интерес и мотивацию к занятиям тхэквондо, значительное преимущество тоже имела экспериментальная группа. Показатели посещаемости занятий в наибольшей степени свидетельствуют о желании детей тренироваться и взаимосвязаны с результатами тренировок
Беседа с родителями показала большую мотивацию к продолжению тренировок у детей, занимающихся по экспериментальной методике. Что так же подтверждает нашу гипотезу об эффективности влияния игровых заданий на развитие гибкости.
Аттестация на пояса также показала лучшую подготовленность детей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Так, в контрольной группе на бело-желтый пояс сдали 13 человек (72%), на желтый пояс 3 человека(17%). Тогда как в экспериментальной группе на бело-желтый пояс сдали 12 человек(67%), а на желтый пояс 5 человек(28%).
Таким образом, можно утверждать, что использование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях по тхэквондо у детей старшего дошкольного возраста создает предпосылки к более эффективному развитию гибкости и технической подготовленности, необходимой в данном виде спорта.
Список литературы
- Алтер М. Д. Наука о гибкости.М.:Олимпийская литература,2013.-369с.
- Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста.М.:Флинта,2014.-272с.
- Ким С. Н.Тэквондо:Ча Ён Рю-естественный путь.М.:Фаир-пресс,2011.480с.
- Ключников Е. Ю.,Шулики Ю.А.Тхэквондо.Теория и методика:в 2 т.Том 1,Спортивное единоборство.Р.н/Д.:Феникс,2007.-797с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи игровыми методами
Проект "Развитие речи игровыми методами" может быть использован в работе логопедов в ДОУ при коррекции речи детей с ОНР и ФФН 4-7 лет. В нём рассматриваются игровые методы работы, способст...
Проект "Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста "
Проект иновационной деятельности...
Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"
Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"...
Проект " Технология игрового стрейчинга, как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста»
Основной проблемой современного общества является полноценное развитие и формирование здоровья детей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываютс...
Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из важнейших в современном дошкольном образовании. Организация достаточной двигательной активности детей дошкольного во...
Презентация из опыта работы. Развитие гибкости и выносливости у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии игрового стретчинга.
Игровой стретчинг - специально подобранные игры и упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме....
Проект инновационной деятельности "Игровой стретчинг как средство развития гибкости и психоэмоционального комфорта для детей старшего возраста"
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников-одна из важнейших в жизни современного общества. Обозначенные в ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры предполагают, что на этапе заверше...