Проект " Технология игрового стрейчинга, как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)
Основной проблемой современного общества является полноценное развитие и формирование здоровья детей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываются основы правильного физического развития и происходит формирование двигательных способностей, интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в воспитании физических качеств детей дошкольного возраста являются занятия физической культурой. Одним из таких качеств является гибкость.
Благодаря гибкости любое движение производится с помощью суставов. А если у нас недостаточная подвижность в них, то ограничивается степень возможностей силы и негативно отражается на координационных и скоростно-силовых способностях. Проблема развития гибкости у старших дошкольников актуальна потому для решения данной проблемы в своей работе я использую методику игрового стретчинга. Игровой стретчинг является собой совершенно новым подходом, открывает нестандартные методики в развитии гибкости детей дошкольного возраста. Стретчинг способствует развитию гибкости, а значит может использоваться в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proet_moy.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
" Технология игрового стрейчинга, как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста»
«Растяжка сопутствует нам всю жизнь. Рождение – это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжки – это гибкость, гибкость – это молодость, молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе.»
Е.И. Зуев «Волшебная сила растяжки»
Актуальность
Основной проблемой современного общества является полноценное развитие и формирование здоровья детей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываются основы правильного физического развития и происходит формирование двигательных способностей, интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в воспитании физических качеств детей дошкольного возраста являются занятия физической культурой. Одним из таких качеств является гибкость.
Благодаря гибкости любое движение производится с помощью суставов. А если у нас недостаточная подвижность в них, то ограничивается степень возможностей силы и негативно отражается на координационных и скоростно-силовых способностях. Проблема развития гибкости у старших дошкольников актуальна потому для решения данной проблемы в своей работе я использую методику игрового стретчинга. Игровой стретчинг является собой совершенно новым подходом, открывает нестандартные методики в развитии гибкости детей дошкольного возраста. Стретчинг способствует развитию гибкости, а значит может использоваться в воспитательно-образовательном процессе.
Решению проблемы развития гибкости детей дошкольного возраста стало изучаться более тщательно благодаря научным разработкам В.А. Баландина, Е.Н. Вавиловой, Е.И. Геллера, Н.Б. Каданцевой, Ю.К. Чернышенко.
Объект исследования – процесс развития гибкости.
Предмет исследования – игровой стретчинг, как средство развития гибкости детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить особенности использования игрового стретчинга в развитии гибкости детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить гибкость как физическое качество и особенности развития гибкости детей дошкольного возраста.
2. Определить влияние игрового стретчинга на развитие гибкости.
3. Проанализировать методику использования игрового стретчинга в развитии гибкости детей дошкольного возраста.
4. Экспериментально исследовать особенности развития гибкости детей старшего дошкольного возраста посредством игрового стретчинга.
Гипотеза исследования: игровой стретчинг будет эффективен в развитии гибкости детей старшего дошкольного возраста, если:
- использовать в работе картотеку;
- применять игровые стретчинговые упражнения в различных режимных моментах (утренняя зарядка, физическая культура, свободная деятельность).
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- тестирование (методика «Диагностика уровня развития гибкости» автор С.Л. Слуцкая, методика «Диагностика уровня развития гибкости», авторы Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов);
- эксперимент.
База исследования: Баганский детский сад 2 «Солнышко»
Выборка исследования: 15 детей старшей группы, возраст 5-6 лет.
Сроки реализации проекта: долгосрочный
(сентябрь 2020г – май 2022г)
Проект состоит из 3-х этапов.
1 этап- Организационный (сентябрь 2020-ноябрь 2020).
2 этап- Диагностический (декабрь 2020-май2021).
3 этап- Заключительный (сентябрь 2021-май 2022).
Примерный режим работы:
-2 раза в неделю (по усмотрению педагога тема занятия повторяется).
Ожидаемые результаты:
- повысится уровень развития физических качеств;
- снизится заболеваемость воспитанников;
-повысится компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения.
На первом организационном этапе сентябрь 2020 была выполнена работа по изучению методической литературы и подбору методик для диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе были проведены диагности:
- «Диагностика уровня развития гибкости» автор С.Л. Слуцкая.
- «Диагностика уровня развития гибкости», авторы Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов,
1.Методика «Диагностика уровня развития гибкости» автор С.Л. Слуцкая.
Диагностика заключалась в выполнении трех упражнений на гибкость, в ходе которых изучалась степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободный наклон характеризует хорошую гибкость корпуса.
1. Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (определение гибкости тела вперед).
Дети садились на ковер таким образом, чтобы пятки находились у края коврика, ноги лежат прямые на ширине плеч и прижаты к коврику. У края коврика между ступнями ног лежит кубик. Необходимо наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени поднимать нельзя, ноги должны быть прямыми. Измеряется расстояние от линии пяток до грани кубика.
Анализ результатов:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок отодвинул кубик на расстояние 8-11 см.
Средний уровень (2 балла) – ребенок отодвинул кубик на расстояние 4-7 см.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок отодвинул кубик на расстояние 3 см и меньше.
2. Упражнение «Коробка с карандашами»
Исходное положение - ребенок садится в позу «прямого угла». Руки поднимает вверх, ладони вперед. Не сгибая ног, нужно нагнуться таким образом, чтобы прямыми руками достать пальцы ног, а грудью коснуться ног. Важно задержаться нужное время и затем медленно вернуться в исходное положение.
Анализ результатов:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок правильно выполнил упражнение.
Средний уровень (2 балла) – ребенок выполнил упражнение не смог дотронуться грудью до ног или не достал немного пальцы ног.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок слабо или совсем не справился с упражнением.
3. Упражнение «Кольцо» (определение гибкости тела назад).
Исходное положение - ребенок лежит на животе, поднимает спину, отводит плечи назад, руки упираются в пол. В это же время, сгибая ноги в коленях, старается достать пальцами ног до макушки.
Анализ результатов:
Высокий уровень (3 балл) – у ребенка наблюдается максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
Средний уровень (2 балл) – у ребенка наблюдается средняя подвижность позвоночника.
Низкий уровень (1 балл) – у ребенка наблюдается упражнения на гибкость вызывают затруднения.
Графические полученные результаты диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста по методике С.Л. Слуцкой на констатирующем этапе представлены на графике 1.
Таким образом, высокий уровень показали 32% дошкольников, столько же детей показали средний уровень. Низкий уровень развития гибкости выявлен у 36% детей старшего дошкольного возраста.
- Методика «Диагностика уровня развития гибкости», авторы Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, в ходе которых необходимо были измерить следующие параметры в градусах:
- «при отведенной кисти угол в лучезапястном суставе с тыльной стороны;
- при наклоне вперед в положении сидя угол туловища к горизонту в позе;
- при выпрямлении ноги угол в подколенной ямке;
- в продольном шпагате угол в тазобедренном суставе;
- в поперечном шпагате угол в тазобедренном суставе».
Таким образом, мы видим, что у большинства детей хорошо развита гибкость (36%). Отличные результаты показали 28% детей. 32% дошкольников показали удовлетворительные результаты, и один ребенок показал плохие результаты (4%). Следовательно, перед нами ставится задача повысить данные показатели, используя в работе игровые стретчинговые упражнения.
Таким образом, мной был составлен план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию гибкости посредством игрового стретчинга .
Таблица 6 – План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию гибкости посредством стретчинга.
- Перспективно-календарный план работы.
Месяц | Тема | Задачи | Кол-во часов |
Октябрь | Знакомство с понятием «игровой стретчинг», диагностика детей. «Бывший друг» | Познакомить детей с понятием «Игровой стретчинг»; разучить основные стретчинговые упражнения Формировать умения и навыки правильного выполнения движений; способствовать укреплению мышечного тонуса; способствовать психоэмоциональной регуляции организма; оказывать благоприятное воздействие на состояние всего организма. | 2 ч 2 ч |
Ноябрь | «Оранжевая страна» «Сказка о Жадном Императоре» | Формировать умения и навыки правильного выполнения движений; способствовать укреплению мышечного тонуса; способствовать психоэмоциональной регуляции организма; оказывать благоприятное воздействие на состояние всего организма. Развивать мышечную силу, способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма, снять закомплексованность. | 2 ч 2 ч |
Декабрь | «Просто так» «Новый домик» | Развивать мышечную силу, способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма, снять закомплексованность. Способствовать тренировке и развитию эластичности основных групп мышц, развивать подвижность суставов и связок, учить детей овладевать нетрадиционными способами оздоровления, воспитывать желание проявлять терпение во время выполнения упражнений. | 2 ч 2 ч |
Январь | «Веселый зоопарк» «Веселый зоопарк» - продолжение | Стимулировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствовать двигательные способности, создавать условия для положительного психоэмоционального развития детей. | 4 ч |
Февраль | «Ленивая девочка» «Мы за солнышком идем» | Развивать силу основных групп мышц, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок, воспитывать осознанное отношение к правилам при выполнении упражнений. Оказывать положительное влияние на общий тонус,настроение детей;способствовать тренировке и эластичности основных групп мышц,развивать подвижность суставов и связок | 2 ч 2 ч |
Март | «Утенок Кряк» «Веселые рыбки в пруду» | Развивать и функционально совершенствовать работу органов дыхания, кровообращения, нервной системы организма, воспитывать умение эмоционального выражения, и творчества в движениях. Учить сохранять правильную осанку при выполнении упражнений в равновесии;обеспечить высокую двигательную активность,способствующую тренировке всех функций организма. | 2 ч 2 ч |
Апрель | «Игры которые лечат» «Чему мы научились?» | Создать условия для обеспечения эмоционального благополучия детей на занятиях;закреплять умение правильно и энергично отталкиваться и преземляться в прыжках на двух ногах. Закреплять умения выполнять стретчинговые упражнения, которые использовались в течение года, активизировать двигательную память. | 2 ч 2 ч |
Май | «Фантазия» Открытое занятие совместно с родителями. | Развивать фантазию, творчество детей, образное мышление. Приобщать родителей к оздоровительной деятельности средствами игрового стретчинга | 3,5 ч 0,5 ч |
Была создана картотека упражнений по игровому стретчингу, которая использовалась на протяжении всего формирующего этапа эксперимента . В комплекс упражнений включила «упражнения для мышц живота, мышц спины, для укрепления позвоночника, для укрепления мышц ног, упражнения для развития стоп, упражнение для развития плечевого пояса, на равновесие».
Занятия стретчингом в группе проводили с октября по апрель. Главной задачей методики являлась систематичность и постоянство выполняемых движений. Методика применялась на каждом занятии, включая в комплекс по одному, двум упражнениям. Стретчинг внедряли как на занятиях физической культуры, так и в комплексе утренней гимнастики, в режимных моментах, в комплексе бодрящей гимнастики после сна.
В качестве профилактики обязательным условием, которого мы придерживались в работе над развитием гибкости, являлась обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание. Стретчинговые упражнения выполнялись в состоянии расслабленности мышц. Важна была концентрация внимания на той части тела, которая в данный момент растягивалась. Дыхание должно быть ровным, задерживать его нельзя.
При выполнении упражнений мы придерживались правилу «ровной спины». Нужно следить за осанкой. Растяжка выполнялась симметрично для обеих сторон тела. Также следовали принципу «от простого к сложному», начиная от самых простых и легких упражнений, постепенно переходя к более сложным. К концу формирующего этапа мы изучили весь комплекс упражнений стретчинга, разработанный для реализации поставленных целей и задач.
Занятия стретчингом носили системный, целенаправленный и последовательный характер. Занятие состояло из трех частей: вводная, основная и заключительная и проводилось обычно в течение 35 минут.
В вводной части дети выполняли упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, ориентации в пространстве, координации движений, развития внимания. В работе с детьми обращали внимание не только на то, как разогреты мышцы и суставы, но и на настроение, эмоциональную подготовке к предстоящему занятию.
Во второй основной части занятия переходили непосредственно к стретчинговым упражнениям. Каждый сюжетный материал распределялся на два занятия. На первом занятии дети знакомились с новыми движениями и закреплялись уже известные. На втором занятии проходило совершенствование и оттачивание правильности выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Вначале дети не могли ходить определённое время с выпрямленной спиной, уставали, сутулились. Постепенно стали замечать более ровную походку, уверенную ровную осанку, которую дети сохраняли не только в процессе занятия, но и в дальнейшей своей деятельности.
Например, упражнение «Солнышко» помогало сохранить гибкость позвоночника, растянуть боковые мышцы туловища, подвижность тазобедренных суставов. С целью укрепления мышц спины проводилось упражнение «Самолёт взлетает», которое также развивало подвижность тазобедренных и плечевых суставов. Упражнение «Лодочка» укрепляло брюшного пресса, мышцы спины, а упражнение «Дуб» укрепляло мышцы спины и ног. Все упражнения стретчинга выполнялись под не очень громкую музыку, которую мы подбирали исходя из темы занятия и предлагаемых упражнений.
Детям дошкольного возраста также давались задания на растяжку виде игровых упражнений «Холодно-жарко», «Грустный и веселый», «Гномы и великаны». Дети с удовольствием выполняли такие забавные упражнения, а также приучались принимать правильное исходное положение, учились держать ровно спинку. На первых занятиях приходилось давать множество указаний, осуществлять контроль за выполнением несложных упражнений.
Дети дошкольного возраста сначала отличались быстрой сменой настроения, утомляемостью. Отмечались нарушение координация движений, плохая ориентировка в пространстве, неумение владеть своим телом.
Постепенно дети приучались к самооценке, самодисциплине, оценке своих ощущений, стремлению слушать свое тело, что способствовало правильному выполнению предлагаемые упражнений. У них выработалось желание заниматься спортом, быть крепкими, ловкими и гибкими. Так как в этом возрасте у детей превалирует наглядно-образное мышление, для показа подбирались иллюстрации игровых стретчинговых упражнений, делались презентации, создавались слайды. Использование средств ИКТ активизировало детей, помогало осознать важность занятий физкультурой и спортом для укрепления собственного здоровья.
В ходе формирующей работы старались подобрать упражнения для всех групп мышц, вариативно меняя разные виды деятельности: игра, статические, динамические упражнения. Составляющей основной части занятия также были подвижные игры, подбор которых осуществлялся в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий.
В третьей заключительной части посредством дыхательных упражнений дошкольники восстанавливали и укрепляли организм после физической нагрузки. В ходе выполнения упражнений учили детей дышать носом, правильно выполнять одновременно с движениями вдох и выдох. Упражнения на релаксацию включались в каждое занятие для того, чтобы дети учились снимать напряжение мышц после физической нагрузки. Этому соответствовали упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме.
Эффективность упражнений на подражание животным, предметам заключалась в частой и разнообразной смене двигательной деятельности из разных положений. Такая работа давала хорошую нагрузку на все группы мышц. Сочетание статических и динамических упражнений наиболее соответствовали природе опорно-двигательного аппарата и являлись эффективными в развитии выносливости, гибкости, пластики.
Стретчинг интегрировался со многими видами деятельности. Утренняя гимнастика проводилась через разнообразные формы: на литературном и танцевальном материале, круговой тренировке, в форме оздоровительного бега и подвижных игр. Такая работа была направлена на более эффективную реализацию двигательной активности детей дошкольного возраста, повышение уровня их эмоционального и физического развития. Веселые сказочные персонажи, необычные игры-забавы, аттракционы, красочные атрибуты (обручи, шары, флажки, ленты), тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствовали созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься стретчинговыми упражнениями. Большое место отводилось ознакомлении. Родителей об игровом стрейтчинге. Многие родители не были знакомы с методикой стретчинга. В родительском уголке размещалась информация о стретчинге, комплексы упражнений, проводились индивидуальные консультации.
Анализ результатов
После проведения формирующего этапа было проведено контрольное исследование уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста.
Цель контрольного этапа – повторная диагностику уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов.
Для диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.
Итак, высокий уровень развития гибкости на контрольном этапе показали 51% дошкольников, что на 19% выше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень на конец исследования отмечен у 45% детей, что на 13% выше, чем на начало исследования. Низкий уровень на конец исследования показали 4% детей, что на 32% меньше, чем на начало исследования.
Графические полученные результаты диагностики уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста по методике Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, на контрольном этапе представлены на графике 4.
Таким образом, отмечается положительная динамика. Отличные результаты в развитии гибкости на конец эксперимента показали 68% детей старшего дошкольного возраста, что на 40% выше, чем на начало эксперимента. Хороший уровень развития гибкости на конец эксперимента показали 32% дошкольников, что на 4% ниже, чем на начало эксперимента. Однако, стоит отметить, что на конец эксперимента на выявлены дети с удовлетворительным и плохим уровнем развития гибкости (0%), что говорит о хороших результатах.
Таким образом, можно говорить об эффективности проделанной работы. Стретчинг положительно влияет на развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста, если целенаправленно и планомерно использовать в работе игровые упражнения в различных режимных моментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы «Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
"Развитие творческих проявлений детей"...
Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...
Проект "Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста "
Проект иновационной деятельности...
Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Физические упражнения как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста"
В данном методическом пособии представлены материалы по изучению уровня развтия гибкости у детей старшего дошкольного возрата, а также комплексы физических упражнений, которые могут быть использованы ...
Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из важнейших в современном дошкольном образовании. Организация достаточной двигательной активности детей дошкольного во...
Консультация для педагогов: «Танцевально-игровая ритмика как средство развития психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ...