Проект "Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста "
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижний Новгород
По теме: «ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила:
Студентка заочного
отделения ФПиП
Группа: ДОЗ-15-1
Швецова Е. Н.
Проверил:
к. п. н., доцент
Красильникова Л.В.
2019
Нижний Новгород
Содержание
1. Актуальность темы инновационного проекта
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы
3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы
4. Условия реализации инновационного проекта
5. Этапы реализации инновационного проекта
6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта
7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
- Актуальность исследования.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой взрослых. В свою очередь, родители, педагоги и тренеры должны найти оптимальные виды двигательной активности для успешного укрепления здоровья детей и приобщения ребенка к регулярным занятиям физической культурой с первых дней жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
В последнее время дети чаще страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это вызывает утомление определенных мышечных групп, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Возникает потребность организовать двигательный режим ребенка таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод», ведь двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития.
Используемые в ДОО комплексы игрового стретчинга в комплексе с другими технологиями в итоге помогут укрепить детский позвоночник и сформируют у ребенка стойкую мотивацию к двигательной активности и утолении «двигательного голода», и, как следствие, стремления к здоровому образу жизни, интересу к занятиям спортом.
Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода по проблеме «Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста»
- Цель, задачи, гипотеза, предмет,
объект инновационной работы
Цель инновационного проекта: изучение и апробация комплексов игрового стретчинга в образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательная деятельность по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза педагогического исследования: возможность использования игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста зависит от ряда условий:
1. Определены научно-методические основы внедрения в воспитательно-образовательный и физкультурно - оздоровительный процесс ДОО игрового стретчинга.
2. Изучены возможности использования игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
3. Создана система педагогических условий для успешной реализации задач физического развития детей дошкольного возраста.
Общие задачи инновационной деятельности:
- Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- Систематизировать, обобщить научно-методические основы физического развития детей старшего дошкольного возраста.
- Провести исследование по изучению уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить комплексы игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
- Создать систему педагогических условий для успешной реализации задач физического развития детей старшего дошкольного возраста.
- Апробировать инновационные комплексы игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
- Развивать профессиональную компетенцию педагогов по проблеме физического развития детей старшего дошкольного возраста.
- Способствовать становлению педагогической компетенции родителей детей или их законных представителей по проблеме физического развития детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать рекомендации по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
- Проанализировать степень эффективности, качества и востребованности созданной системы работы.
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики НГПУ Л. В. Красильникова.
3. Научно-методологические основы
реализации инновационного проекта
1. Психолого-педагогические основы физического развития детей дошкольного возраста (Я.А. Коменский, Е. Славинецкий, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.А. Аркин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.И. Чулицкая, И.П. Филатов )
2. Исследования возрастных особенностей физического развития детей дошкольного возраста (Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Э. С. Вильчковский, Б. А. Ашмарин, и др.)
3. Разработка общетеоретических вопросов физического развития детей дошкольного возраста (Ю. Ф. Курамшин, Б. А. Ашмарин, Л.С. Выготский, Ю.Ф. Змановский, В.А. Кудрявцева, В.Г. Алямовская, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев)
4. Исследования по теоретическому обоснованию и внедрению в воспитательно-образовательный и физкультурно- оздоровительный процесс ДОО комплексов игрового стретчинга (А.Г. Назарова, Е.В. Сулим, Н. Москвитина, Н. Замотаева)
5. Условия повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы детских образовательных организаций (В.Г. Алямовская, Н. Ефименко, К.К. Утробина)
И др.
4. Условия реализации инновационного проекта
Условиями реализации инновационного проекта являются:
1. Материально-техническое обеспечение:
- Повышение уровня материально-технического обеспечения в инновационных группах детского сада (приобретение мебели, пособий, мультимедийных средств обучения);
- Обогащение предметно-развивающей среды старших групп МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода (дидактические пособия по физическому развитию, дидактические игры и упражнения, инновационные комплексы игрового стретчинга и специализированные атрибуты к ним).
2. Нормативно-правовое обеспечение:
- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (договор с НГПУ, Модернизация Программы развития МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода, внесение изменений в Договора с родителями, Положения о творческой (инновационной) группе педагогов, Положение о Научно-методическом совете МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода)
3. Кадровое обеспечение:
- Создание творческой (инновационной) группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта
- Определение инновационной группы детей, на базе которой будут внедряться комплексы игрового стретчинга для физического развития.
- Создание научно-методического совета, обеспечивающего руководство и научную поддержку инновационной деятельности.
- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.
4. Программно-методическое обеспечение:
Изучение и разработка современных комплексов игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
5. Работа с детьми:
- Диагностика уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста
- Апробация игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
- Мониторинг эффективности и качества физического развития у детей
6. Работа с педагогами:
- Организация научно-методических семинаров научного руководителя с воспитателями по проблеме инновационной деятельности.
- Проведение методической работы с педагогами, участвующими в инновационной деятельности (консультации, семинары, практикумы, участие в РМО и т.д.)
- Организация работы творческой группы педагогов.
7. Работа с родителями:
- Внесение изменений в Договора с родителями по вопросам посещения ребенка инновационной группы.
- Мониторинг отношения и степени активности родителей по проблеме инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода
- Организация системы консультирования родителей по вопросам физического развития детей старшего дошкольного возраста.
- Организация индивидуальной помощи родителям по вопросам физического развития детей старшего дошкольного возраста.
8. Взаимодействие с социумом:
- Организация взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода с кафедрами дошкольной педагогики НГПУ, НИРО по инновационной проблеме
- Активизация связей со всеми образовательными учреждениями ближайшего социального окружения.
5. Этапы реализации инновационного проекта
Таблица 1
Этапы реализации инновационного проекта
Этап | Задачи этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Диагности-ческий | 1. Разработка диагностической методики по обследованию уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Обследование уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Анализ уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. 4. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов МАБОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода по проблеме физического развития в старшем дошкольном возрасте. 5. Анализ отношения родителей к проблеме инновационной деятельности МБДОУ. | 1. Создание новой диагностической методики по обследованию уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Диагностика уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Анализ и оценка результатов диагностики. 4. Анкетирование воспитателей по проблеме уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. 5. Анкетирование родителей по проблеме инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода | Сентябрь – декабрь 2018г. | |
Организа-ционно-прогности-ческий | 1. Изучение игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста. 2. Повышение уровня педагогического профессиона-лизма воспитателей по проблеме инновационной деятельности. | 1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме инновации. 2. Анализ содержания программ дошкольного воспитания по физическому развитию в старшем дошкольном возрасте. 3. Проведение системы методических мероприятий с педагогами по проблеме инновационной деятельности. 4. Создание творческой группы педагогов. 5. Создание научно-методического совета. | Январь – май, 2019 г. | |
Практичес-кий | 1.Систематиза-ция и апробация игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей дошкольного возраста на старших и подготовитель-ной к школе группах. 2. Мониторинг промежуточных результатов работы. 3. Внесение коррективы. | 1. Разработка методического обеспечения инновационных технологий физического развития для старших и подготовительной к школе групп. 2. Создание системы ООД, дидактических игр и упражнений по физическому развитию для старших и подготовительной к школе групп. 3. Апробация системы работы (формирующий эксперимент). 4. Наблюдение за ходом реализации инновации. 5. Внесение коррективы, изменений и дополнений в систему работы. | Сентябрь – май 2019 – 2020 гг. Сентябрь – май 2020 – 2021 гг. Сентябрь – май 2021 – 2022 гг. | |
Обобщаю-щий | 1. Анализ эффективности и качества использования созданной системы работы с использованием игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 2. Оформление и описание системы работы по физическому развитию с помощью игрового стретчинга старшего дошкольного возраста. | 1. Проведение контрольно-диагностического обследования уровня физического развития у детей старшего дошкольного возраста. 2. Анализ и сравнение результатов обследования на начало и конец инновационной деятельности. 3. Оформление системы работы. | Сентябрь – декабрь 2022 г. | |
Внедрен-ческий | 1. Внедрение игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста. 2. Распространение системы работы среди других ДОО. | 1. Проведение методических мероприятий. 2. Участие в РМО. 3. Публикации и издание пособий. 4. Защита квалификационных категорий педагогами. | Январь – май 2023 г. |
6. Система мониторинга хода реализации
инновационного проекта
Таблица 2
Система контроля за реализацией инновационного проекта
Вид | Объект | Цель | Технология | Срок | Ответст. | Выход |
Мониторинг | Состоя-ние здоровья детей | Динамика заболевае-мости детей. | - Анализ и осмотр - Оценка состояния здоровья детей - Осмотр - Измерение - Анализ мед. карт - Анализ посещаемости - Анализ изменения результатов | 1 раз в месяц | Ст. мед. сестра | Совеща-ние при зав. |
Мониторинг | Состояние уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. | Проведение диагностики и мониторинга | -Наблюде-ние - Диагнос-тика - Беседы с детьми - Беседы с родителями | Ок-тябрь, апрель | Завед. Стар-ший воспи-татель. Инструктор по физической культуре Воспи-татели | Совещание при зав. Заседа-ния творчес-кой группы Совещания научно-методи-ческого совета |
Мониторинг | Деятельности служб детского сада по реализации иннова-ционного проекта | - Мате-риально-техническое обеспече-ние - Оборудо-вание развиваю-щей среды - Програм-мно-методи-ческое обеспече-ние - Работа с педагога-ми - Работа с родителя-ми - Работа с социумом | - Наблюде-ние - Анализ выполнения плана - Анализ среды в группах - Анализ докумен-тации - Изучение информа-ции в родительских уголках - Анализ совместных мероприя-тий с родителями - Анализ планов взаимо-действия со всеми образова-тельными учрежде-ниями ближайше-го социально-го окружения и др. | В тече-ние года | Завед. Стар-ший воспи-татель Инструктор по физической культуре Психо-лог. Воспи-татели | Педсо-веты Заседа-ния творчес-кой группы Заседа-ния научно-мето-дичес- кого совета |
6. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
В педагогическом исследовании:
- Разработка научно-методических основ физического развития детей старшего дошкольного возраста.
- Создание системы работы по физическому развитию детей с использованием игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработка методического обеспечения для игрового стретчинга как средства развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
В работе с педагогическими кадрами:
- Развитие инновационного потенциала работников МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода .
- Повышение педагогического профессионализма педагогов МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода.
- Участие педагогов МБДОУ « Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода в конкурсах педагогического мастерства.
- Распространение опыта инновационной деятельности.
В работе с детьми:
- Полноценное физическое развитие детей дошкольного возраста
- Повышение качества и уровня педагогической деятельности по физическому развитию в старшем дошкольном возрасте.
- Развитие личностных свойств и качеств, двигательной активности, формирование здоровья ребенка, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации к жизненным условиям.
В работе с родителями:
- Повышение интереса к деятельности МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода.
- Активное включение в инновационный процесс МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода.
- Помощь в организации среды групп.
Научный руководитель: к. п. н., доцент каф. дош. пед. НГПУ ________ /Красильникова Л.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...
Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...
Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Проект "Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста"
В дошкольном возрасте необходимо развивать и такое физическое качество как гибкость.Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его...
Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Физические упражнения как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста"
В данном методическом пособии представлены материалы по изучению уровня развтия гибкости у детей старшего дошкольного возрата, а также комплексы физических упражнений, которые могут быть использованы ...
Проект " Технология игрового стрейчинга, как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста»
Основной проблемой современного общества является полноценное развитие и формирование здоровья детей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываютс...
Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из важнейших в современном дошкольном образовании. Организация достаточной двигательной активности детей дошкольного во...