«Ритмопластика как форма организации здоровьесберегающей работы с детьми дошкольного возраста»
консультация
В данной статье представлен опыт работы музыкального руководителя по организации утренней гимнастики в игровой форме с использованием элементов ритмопластики, с целью создания эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия, развития физических и музыкальных качеств ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ritmoplastika.ppsx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни является особенно актуальной в современном обществе. ФГОС ДО определяет, как одну из важнейших, задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Одним из путей реализации этой задачи является использование здоровьесберегающих технологий и комплексный подход к оздоровлению детей. Подобный подход означает особую организацию музыкальной деятельности как в непосредственно образовательной деятельности , так и в режимных моментах. Реализуя задачи, необходимо создавать эмоционально-психологический комфорт для детей, а также создавать условия для повышения объема двигательной активности детей, укрепляя, таким образом, их физическое и психическое здоровье.
Утренняя гимнастика – один из важнейших компонентов двигательного режима. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем.
Поэтому крайне важно соблюдать все требования к содержанию комплекса гимнастики, это касается дозирования и чередования нагрузок, строгого соблюдения времени, отведенного для каждого упражнения, последовательности упражнений, включения дыхательной гимнастики, упражнений на снятие психоэмоционального напряжения, элементов самомассажа и массажа в парах.
Утро – сложный процесс адаптации ребенка к пребыванию в детском саду, это перестроение с домашнего режима на режим детского сада, и проходит этот процесс у всех детей по-разному: у кого-то плохое настроение, кто-то не выспался, неважно чувствует себя, сложно расстается с родителями. И в этот момент педагогу необходимо начинать утреннюю гимнастику.
Именно поэтому для детей дошкольного возраста так важен игровой момент. Утренняя гимнастика игрового характера помогает ребенку успокоиться и отвлечься. Интересное содержание комплекса, образная речь взрослого позволяют детям погрузиться в атмосферу радости, комфорта, создают положительные и яркие эмоции.
А музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект.
Аккомпанирование во время проведения утренней гимнастики с давних пор входило в обязанности музыкального руководителя. Со временем «живая» музыка уступила место фонограммам, зачастую ненадлежащего качества, которые используются без системного подхода и исполняют роль звукового фона. Между тем, музыка по форме, содержанию, а также темпу исполнения должна быть удобна для выполнения упражнений. Правильно подобранная музыка способствует формированию правильных навыков движений, их совершенствованию. Подобное музыкальное сопровождение позволяет не только добиваться высокой четкости и правильности, но и делать движения пластичными, выразительными, реализуя таким образом как задачи охраны и укрепления здоровья, так и задачи по музыкальному воспитанию детей .
С целью создания подобной эмоциональной комфортности , позитивного психологического самочувствия, развития физических и музыкальных качеств ребенка, вместо обычной утренней гимнастики под музыку, в нашем ДОУ организованы занятия по ритмопластике. Программа «Ритмопластика» разработана для воспитанников младшей, средней, старшей и подготовительной групп. В ней использованы материалы следующих программ и пособий: программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и «Ритмическая пластика»; аудио пособия Е. и С. Железновых из серии «Музыкальные обучалочки »: « Игровая гимнастика для детей 2-6 лет», «Аэробика для малышей», «Топ-топ, хлоп-хлоп», «Музыкально-развивающие игры для детей 3-5 лет»; комплексы «Утренняя гимнастику в детском саду» для детей 2-7 лет Т. Е.Харченко .
Цель программы: создавать условия для формирования и развития художественно-творческих способностей, охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольника. Задачи: Формировать у детей двигательные навыки и умения. Развивать двигательные качества детей: координацию, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность. Формировать и развивать у детей умение соотносить движения с музыкой. Формировать у детей умение свободно ориентироваться в пространстве. Воспитывать у детей любовь и интерес к занятиям ритмикой. Воспитывать у детей потребность двигаться под музыку. Укреплять здоровье детей.
Для каждой возрастной группы разработаны комплексы утренней гимнастики. Комплекс включает в себя два вида деятельности – двигательные упражнения и дыхательные упражнения . Блок двигательных упражнений делится на общеразвивающие движения и образно-игровые композиции .
Месяц Вид деятельности Вид композиции Программные задачи Репертуар Д Е К А Б Р Ь Двигательные упражнения Комплекс обще- развивающих упражнений Продолжать осваивать различные виды ходьбы и бега. Учить детей ориентироваться в пространстве. «Зимняя прогулка» Е.Железнова Образно - игровая Учить детей выполнять образные движения. Развивать выразительность движений. «Мороз» Е.Железнова Дыхательные упражнения Учить выполнять длинный мягкий вдох и резкий выдох. «Петух» Таким образом, весь комплекс утренней гимнастики делится на три части : первая – освоение, закрепление и совершенствование основных видов движения, вторая – формирование и развитие двигательно-пластических навыков и навыков сюжетно-образного движения. Третья часть – релаксирующая, направлена на успокоение, расслабление и восстановление дыхания.
Продолжительность занятий: 8 – 10 мин. – мл. гр. 10 – 12 мин. – ср.гр . 12 – 15 мин. – ст.гр . 15 мин – подг.гр . Ритмопластика проводится один раз в неделю, поэтому комплексы периодически повторяются для закрепления. Мониторинг проводится на репертуарном материале программы и включается в процесс занятия, не требуя дополнительного времени на диагностирование. Ожидаемый результат: У детей сформированы основные двигательные навыки и умения. У детей развиты двигательные качества: координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность. Дети умеют соотносить движения с музыкой. Дети умеют свободно ориентироваться в пространстве. У детей развит интерес к занятиям ритмикой. У детей сформирована потребность двигаться под музыку. У детей укрепилось физическое здоровье и уменьшилась заболеваемость.
Выполнение комплекса физических упражнений, объединенного сюжетом, в игровой форме, неизменно доставляет детям радость и поднимает настроение в начале дня .
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Ухудшение здоровья детей требует включения в процесс физического воспитания жлшкольников различных оздоровительных технологий.Создание единой композиции в одном стиле с применением ритмопластики, стре...
Творческая мастерская как инновационная форма организации речевой работы с детьми дошкольного возраста.
Творческая мастерская -инновационная форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста, синтезирующая в себе элементы игровой, коммуникативной, продуктивной, а главное творческой деятельн...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются еще в детстве....
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...
Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.
Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....
Презентация "Формы организации здоровьесберегающей работы в группе младшего возраста"
Формы организации здоровьесберегающей работы в группе младшего возраста...
Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста
По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Осо...