Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Сапунова Ксения Андреевна

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста. , одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей», пишет, что исследования последних лет (, , ) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в речевой деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность, используя более действенные для детей методические средства и приемы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми дошкольного возраста, которым отведено достойное место в образовательном процессе ДОУ, относятся ситуации общения, игровые обучающие ситуации.
Примерные темы ситуаций общения
Младший дошкольный возраст: «Играем вместе»; «Письмо от игрушки»; «Секрет волшебных слов»; «Я должен спросить маму»; « «Мы улыбаемся»; «В группе гости».

Средний дошкольный возраст: «Я и мои родители»; «Хорошие и плохие поступки».

Старший дошкольный возраст: «Когда папа был маленьким ... »; «Обычаи и традиции семьи»;  «Уважение к старшим»; «Когда друг заболел».


Особенности ситуаций общения как формы работы с детьми
1. Участие в основном добровольное.
2. Взрослый выступает как партнер по общению, в деятельности. Это старший партнер, он более взрослый, сильный и умный.
3. За счет изменения обучающей позиции педагога на партнерскую происходит изменение стиля взаимоотношений педагога и детей. Взрослый - это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали, не выходить к доске и т. п.).
4. Ситуация общения планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.
5. Длительность ситуации общения от трех до десяти минут в зависимости от возраста детей.
6. Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.
7. Ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

В младшей группе целесообразно проводить ситуации общения, побуждающие ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности. Например: что-то мешает открыть или закрыть дверь, задвинуть ящик с игрушками, провезти тележку или машину и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»

Ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает новое в непосредственной  обстановке. необходимо организовать деятельность дошкольников в особ...

Использование нетрадиционных методов и форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ «Мы умные, активные, спортивные»

Цель проекта:-Основная цель – снижение заболеваемости детей.-Охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья.-Профилактика различных заболеваний путём использования игрового специального ...

Творческая мастерская как инновационная форма организации речевой работы с детьми дошкольного возраста.

Творческая мастерская -инновационная форма  работы по развитию речи детей дошкольного возраста, синтезирующая в себе элементы игровой, коммуникативной, продуктивной, а главное творческой деятельн...

«Ритмопластика как форма организации здоровьесберегающей работы с детьми дошкольного возраста»

В данной статье представлен  опыт работы музыкального руководителя по организации утренней гимнастики в игровой форме с использованием элементов ритмопластики, с целью создания эмоциональной комф...

Консультация для родителей: «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I И II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Цели консультации:1)Ознакомить   с    понятием  общего    недоразвития    речи    у    детей дошкольного возра...