«Виды и механизмы функциональных состояний»
материал
Утомление. Объективные, закономерные, типичные для большинства профессий процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы принято обозначать термином «утомление»
Усталость — психическое явление, переживание, вызываемое утомлением. А.А. Ухтомский писал, что усталость является чутким натуральным предупредителем о начинающемся утомлении. Последнее определяет у человека защитную реакцию — отказ от деятельности, отдых. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека, однако это не снимает утомления, а лишь отдаляет его.
Монотония — это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, то есть снижением внешней стимуляции. Монотония чаще всего возникает как следствие рабочей ситуации, но может быть и результатом индивидуального стиля жизни или следствием сложившихся жизненных обстоятельств, которые вызывают скуку и «голод чувств»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_mehanizmy_funktsionalnyh_sostoyaniy.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Виды и механизмы функциональных состояний».
Виды функциональных состояний | Механизмы развития функциональных состояний | Пути оптимизации функциональных состояний |
Предстартовое состояние | Меняется активность обменных процессов, тонус мышц, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других вегетативных систем, терморегуляция | Осуществление происходит по механизму условных рефлексов, они способствуют мобилизации организма на ожидаемую деятельность, благодаря чему происходит более быстрое и эффективное вхождение в саму работу. |
Разминка | Разминку проводят до достижения того состояния, которое необходимо для начала эффективного включения в основную работу. Не допускается, чтобы во время разминки у человека наступало состояние утомления. Длительность разминки определяется многими факторами: индивидуальными особенностями физкультурника, погодой, предстартовым состоянием | Разминка включает две части – общую и специальную. Общая разминка представляет собой ряд упражнений, которые чаще всего однотипны независимо от выполняемой основной работы; в специальной разминке применяются, упражнения, специфичные для данного вида спорта. В такой разминке оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, и обеспечивается оптимальный уровень автоматизации движений. Непосредственно перед выполнением основной работы рекомендуется сделать несколько специфических действий. |
Врабатывание | В процессе врабатывания происходит дальнейшая оптимизация двигательного динамического стереотипа и постепенное достижение вегетативными функциями максимально возможного для данной работы уровня активности. Особое значение имеет второе обстоятельство, так как деятельность внутренних органов отличается относительной инертностью. | Так, двигательный аппарат и частота сердечных сокращений входят в работу быстрее, чем артериальное давление и ударный объем сердца; легочная вентиляция – быстрее, чем потребление кислорода и пр. Естественно, что чем интенсивнее выполняемая работа, тем активнее, но дольше идет врабатывание, поэтому при упражнениях малой аэробной мощности, оно может продолжаться 1 –2 минуты, а при максимальной аэробной мощности (марафон) – 5–7 минут. В тех же видах деятельности, которые протекают в переходном и анаэробном режимах, врабатывание может вообще закончиться уже после завершения работы |
«Мертвая точка» и «Второе дыхание» | При состоянии «мертвая точка» появляются тяжелые субъективные ощущения, среди них основные – одышка, стеснение в груди, пульсация сосудов в мозгу, желание прекратить работу. Основной причиной этого является чрезмерно интенсивное начало выполнения работы и накопление в связи с этим в организме молочной кислоты. | Если в момент «мертвой точки» снизить интенсивность выполнения работы, довольно быстро она проходит и наступает внезапное облегчение, проявляющееся, прежде всего, в появлении нормального («комфортного») дыхания – так называемое «второе дыхание». В условиях же соревнований, когда снижать интенсивность работы нельзя, для достижения «второго дыхания» требуется приложить большие волевые усилия. «Второе дыхание» должно свидетельствовать о том, что организм достаточно мобилизован для удовлетворения рабочих своих запросов. |
Устойчивое состояние | При выполнении упражнений постоянной аэробной мощности вслед за врабатыванием наступает устойчивое состояние, характеризующееся стабилизацией физиологических функций организма на относительно постоянном уровне. | При упражнениях малой мощности имеется качественное соответствие между потребностью организма в кислороде (кислородным запросом) и ее удовлетворением – истинное устойчивое состояние. При более высоких мощностях существует некоторое несоответствие между запросом и удовлетворением, однако, несмотря на постепенно накапливающийся кислородный долг, на протяжении некоторого времени физиологические функции продолжают оставаться неизменными – это так называемое условное, или ложное, устойчивое состояние. |
Утомление | Развитие утомления определяется многими обстоятельствами: мощностью и длительностью выполняемой работы, состоянием систем энергообеспечения организма, тренированностью человека к этому виду деятельности, состоянием организма к моменту выполнения упражнения | В течение первых 5–7 минут работы мышцы в качестве источника энергии использует углеводы крови. По истечении этого времени, когда концентрация их заметно снижается, источником энергии становится гликоген мышц и печени. Приблизительно через 15– 20 минут с начала работы (в зависимости от ее интенсивности) к ним добавляются и жиры, значение которых по мере дальнейшего выполнения работы постепенно возрастает, а значение гликогена – снижается. |
Восстановление | На протяжении восстановительного периода удаляются из организма продукты рабочего обмена веществ, восполняются энергетические запасы, структурные вещества и ферменты, израсходованные за время мышечной деятельности, то есть по существу происходит нормализация нарушенного работой гомеостаза. | Восстановление различных функций организма протекает с разной скоростью, так что достижение ими одного и того же уровня относительно исходных данных происходит не одновременно (гетерохронно). Поэтому о завершении процесса восстановления следует судить не по отдельным показателям, а по состоянию всего организма в целом, которое можно наиболее точно оценить именно по реакции на нагрузку (в частности, на дозированную). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аутотренинг как средство нормализации функционального состояния заикающихся детей с СДВГ
В презентации представлен вспомогательный психотерапевтический материал для работы с гиперактивными детьми, входящий в комплексную работу по устранению заикания....
Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет в процессе физического воспитания
Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет в процессе физического воспитания...
Анонс выступления на городском семинаре "Механизм использования организационно-функциональной модели образовательной среды" 2015 уч.год.
Презентация помогла участникам семинара выбрать интересующее их направление....
Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет в процессе физического воспитания
Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 летв процессе физического воспитания...
Адаптация человека и функциональное состояние организма
Пограничное психическое состояние – когда болезни нет, но есть существенные нарушения в регуляции систем организма....
Проект по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный механизм интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста», воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбини
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Оз...
ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Одним из основных компонентов произносительной стороны речи является речевое дыхание, напрямую зависящее от функционального состояния и способности к произвольной регуляции внешнего дыхания, поскольку...