Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет в процессе физического воспитания
методическая разработка (старшая группа)

Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет
в процессе физического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_24_0.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет

в процессе физического воспитания

Руководство физическим воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе предъявляет повышенные требования к деятельности педагога, что связано с наличием у детей различного рода функциональных нарушений.

Функция деятельности руководителя физического воспитания на занятиях физическим воспитанием, обеспечивающая, профилактику нарушений функционального состояния у детей дошкольного возраста связана с решением задач, направленных совершенствование деятельности функциональных систем организма.

По мнению многих авторов, разрабатывающих вопросы методики физического воспитания содержание оздоровительных задач, направленных на охрану жизни и укрепления здоровья, являются приоритетными. Исходя из особенностей развития детского организма, содержание задач укрепления здоровья определяются по каждой функциональной системе.

Группа задач, касающаяся опорно-двигательного аппарата, формируются из необходимости содействия правильному и своевременному окостенению, формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы, укреплению связочно-суставного аппарата и мышц (Д.В. Хухлаева, 1976; А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001).

Функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей дошкольного возраста требует от педагога постановки задач, направленной на совершенствование способности приспосабливаться к изменяющейся нагрузке, укреплению сердечной и дыхательной мускулатуры.

Особенности функционирования внутренних органов, терморегуляции, центральной нервной системы, органов чувств определяет содержание задач как содействие повышению их функциональных возможностей.

Для положительного влияния занятий физическими упражнениями на здоровье детей необходимо соблюдение гигиенических требований. Важнейшими из них являются: определенный ритм активной двигательной деятельности и отдыха, режим питания, выполнение нормативных требований к местам занятий, одежда и обувь занимающихся. Непременным условием педагогической профилактики нарушений функционального состояния является учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности.

Немаловажным условием педагогической профилактики является отбор физических упражнений на занятиях.

Как отмечает В.Н. Селуянов (2001), Е.С. Крючек (2001) использование физических упражнений  с целью профилактики требует соблюдения правил:

- ограничения резкого выполнения движений с большой амплитудой, особенно в шейном и поясничном отделах;

  • исключения задержки дыхания в упражнениях, направленно развивающих такие качества как сила и гибкость;
  • исключения движений, связанных с выполнением скручивания позвоночника.

В целях правильного отбора физических упражнений для детей дошкольного возраста специалисту по физическому воспитанию необходим всесторонний анализ их влияния на организм. При выборе упражнений необходимо уделять внимание общему физиологическому эффекту, вызываемому данным упражнением. К полезным упражнениям, оказывающим оздоровительное влияние на организм ребенка, относятся упражнения динамического характера. При динамической работе происходит попеременное напряжение и расслабление мышц, сопровождаемое движением в суставах (например, ходьба, бег, наклоны и др.). Такие упражнения вызывают усиленную циркуляцию крови, что способствует поступлению в организм питательных веществ, а это усиливает сложные окислительные процессы, улучшает питание мышечной и других тканей (М.М. Безруких, 2002).

С целью профилактики нарушений функционального состояния педагогу необходимо регулировать нагрузку.

При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечает перенапряжением, что может привести к расстройствам их функции.

Таким образом, руководитель физического воспитания должен так организовывать занятия физическими упражнениями, чтобы реализовывать профилактическую функцию: во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности детей, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма детей, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Средства физического воспитания, направленные на профилактику нарушений функционального состояния

 у детей дошкольного возраста

Г.Г. Лукина (2003) выделяет следующие современные инновационные технологии, наиболее эффективно решающие профилактические задачи на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста: фитбол-гимнастика, ритмическая гимнастика, прыжки на батуте и специальные прыжковые и беговые упражнения на мягкой опоре. 

Перед педагогом на занятиях фитбол-гимнастикой с целью формирования правильной осанки и профилактики нарушений осанки стоят 2 задачи:

  1. Содействовать созданию «мышечного корсета»;
  2. Способствовать формированию навыка правильной осанки.

В ходе исследований (Г.Г. Лукина, А.А. Потапчук, М.Д. Дидур) было установлено, что фитболы позволяют индивидуализировать лечебно - воспитательный процесс (занятие), конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях.

Грамотно подобранные упражнения и оптимальная, нарастающая, систематическая нагрузка помогут сформировать правильную осанку и создать сильный «мышечный корсет» (А.А. Потапчук, Г.Г. Лукина, 1999).

Ритмическая гимнастика

Воздействие ритмической гимнастики на организм детей можно определить как комплексное. Такими авторами, как Н.Н. Назаренко, Ю.В Менхин, А.В. Менхин установлено, что ритмическая гимнастика позволяет точно дозировать физическую нагрузку в соответствии с возрастом и степенью подготовленности детей; осуществлять относительно точное избирательное воздействие на строение и функции организма детей, на определенные звенья опорно-двигательного аппарата.

Прыжки на батуте Как указывает Г.Г. Лукина (2003) использование батута на занятиях физическими упражнениями влияет на формирование опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста. Упражнения на батуте способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Как указывает тот же автор выполнение на батуте различного вида прыжковых упражнений связано с постоянным изменением действующих на тело человека внешних сил (силы тяжести и силы реакции опоры) и вследствие этого появление множества внутренних сил взаимодействия между звеньями тела – сил веса соседних звеньев и соответствующих реакций опоры в суставах.

При перемене ориентации тела в пространстве, особенно в безопорном  положении, для сохранения вертикальной позы необходимо изменять силу тяги многих групп мышц (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский, 1979, А.С. Аруин, В.М. Селуянов, 1981). Сохранение динамической осанки при выполнении прыжковых упражнений достигается строго координированной сменой напряжений мышц. ускорений является исследование А.А. Авдонина (1991).

Методику применения прыжковых упражнений мягкой опоре на занятиях физическими упражнениями предложила Е.Н. Брянчина (1997).

Г.Г. Лукина (2003) отмечает, что данная методика способствует профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Автор выделяет следующие условия выполнения упражнений:

- время нахождения на опоре почти в полтора раза больше на мягкой опоре по сравнению с жесткой, а время полета сокращается в полтора раза. В результате этого увеличивается длительность работы, участвующих мышечных групп на 40,3%, а уменьшение времени полета, сокращает протяженность отдыха для работающих мышц на 35,6%;

- при выполнении прыжков на 2-х ногах на поролоновых матах среднее усилие воздействия на опору уменьшается почти в 2 раза по сравнению с прыжками на полу. Максимальное усилие при этом снижается более чем в 2 раза;

  • прыжки на мягкой опоре более нагрузочные. ЧСС на мягкой опоре увеличивается до 188 уд/мин., достигая максимального уровня уже на 35-й секунде. Тогда как на жесткой опоре ЧСС достигает максимальной величины только к 45-й секунде и составляет 177 уд/мин.;
  • после выполнения дозированной прыжковой нагрузки на мягкое покрытие своды стопы снижаются в 2 раза меньше по сравнению с жесткой опорой;
  • высоты спрыгивания от 0,3 до 0,4 м являются наиболее оптимальными для обучения приземлению, т. к. при таких высотах не происходит выраженного уплощения продольных сводов стопы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания....

Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет в процессе физического воспитания

Деятельность педагога, направленная на профилактику нарушений функционального состояния у детей 5-6 лет в процессе  физического воспитания...

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – ...

Деятельность педагогов, направленная на индивидуализацию, персонализацию и персонификацию образования детей

«Если мы будем учить детей сегодня, как мы учили вчера, то мы лишим их завтра». Джон Дьюи (амер. философ, педагог) Основные принципы дошкольного образования: построение образовательной деятельности...

Статья «Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания».

laquo;Формирование  двигательной  самостоятельности и активности у детей  6-7 лет в процессе физического воспитания»....

«Формирование двигательной самостоятельности и активности у детей 6-7 лет в процессе физического воспитания».

laquo;Формирование  двигательной  самостоятельности и активности у детей  6-7 лет в процессе физического воспитания»....