Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей»
консультация
Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов на тему:
«Развитие мелкой моторики с помощью
массажных мячей»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой.
2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование:
• массажные мячи с колючками по количеству участников;
• комплекс пальчиковой гимнастики с использованием массажного мяча
Раздаточный материал:
• массажные мячи;
• буклет для родителей «Развиваем мелкую моторику».
Ход мастер - класса
1 часть теоретическая
Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада видеть вас на нашем мастер-классе.
Начну я с высказывания В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это высказывание раскрывает, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.
Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни малыша. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, игры с массажными мячами. Все эти занятия помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
С чего же начать это непростое восхождение? С пальчиковой гимнастики. Во-первых, она требует минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.
Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.
Малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.
Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая, как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.
Пальчиковая гимнастика–это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
Особый интерес у детей вызывает массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча.
Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности. Занятия с массажными мячиками вызывают у детей радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику, способствуют развитию творческих способностей дошколят.
Играя с массажным мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т.д.
2 часть (практическая)
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев.
А) Упражнение «Ёжик»
Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Ёжик выбился из сил —
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.
Б) Выполнять можно движения с мячом в сопровождение сказочных героев. Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.
В) Можно использовать музыкальное сопровождение. Предлагаю прослушать музыкальную композицию «Ходит ёжик без дорожек» с показом выполнения соответствующих движений.
УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ
- Катание мяча между ладонями (в разном темпе);
- Поглаживание мяча (жалеть мяч);
- Вращение мяча на полу, как юлу;
- Подбрасывание мяча и ловля;
- Вращение мяча пальцами рук на весу;
- Сдавливание мяча ладонями на весу (локти в стороны);
- «Лепить мячик» - как из пластилина;
- Надавливание на мяч (мяч на полу или на столе), ладони одна на другой;
- Дуть на мяч (выдох, губы трубочкой);
(все упражнения выполнять одной рукой, затем другой рукой)
- Катать мяч по руке;
- Катать мяч по ноге;
- Постукивание мячом по рукам и по ногам (мячик бегает);
- Зажать мяч стопами, поднимать ноги с мячом вверх и вниз (руки в упоре сзади), развести руки в стороны держать «уголок»;
- Зажать мяч коленями, прыжки на месте или продвигаясь вперёд;
Пальчиковая игра «Зайки на лужайке» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)
Пальчиковая игра «Медведи» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
- Спасибо всем за внимание!
Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и
остальными, которые ребенок держит
«щепоткой». Надавливают ритмично на
Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).
Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Пальчиковая игра «Зайки на лужайке» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)
Пальчиковая игра «Медведи» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
По тропинке, по дорожке (катаем шарик по ладони)
Топают к нам чьи-то ножки. («Топаем» шариком по ладони)
Это ёж – колючий бок, (Показать шарик на развернутой ладони)
По грибам большой знаток! (Надавить на каждый пальчик поочередно
Пальчиковая игра «Колючий ежик». (с шариком)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий»
Конспект мастер- класса пригодится для работы старших воспитателей,педагогов дополнительного образования,для воспитателей в работе с родителями....
Мастер-класс для педагогов «Тренажор для развития мелкой моторики своими руками». «RingLDing (резиночки для рук)».
У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем тр...
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....
Мастер – класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей».
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"
Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...
Мастер-класс для педагогов на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"
Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....