Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей»
консультация

Вишнякова Юлия Рафаильевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов на тему:

«Развитие мелкой моторики с помощью

массажных мячей»

Цель: 

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование:

•        массажные мячи с колючками по количеству участников;

•        комплекс пальчиковой гимнастики с использованием массажного мяча

Раздаточный материал:

•        массажные мячи;

•        буклет для родителей «Развиваем мелкую моторику».

Ход мастер - класса

1 часть теоретическая

Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада видеть вас на нашем мастер-классе.

Начну я с высказывания В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это высказывание раскрывает, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни малыша. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, игры с массажными мячами. Все эти занятия помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

С чего же начать это непростое восхождение? С пальчиковой гимнастики. Во-первых, она требует минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.

Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.

Малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая, как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Пальчиковая гимнастика–это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.

Особый интерес у детей вызывает массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча.

Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности. Занятия с массажными мячиками вызывают у детей радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику, способствуют развитию творческих способностей дошколят.

Играя с массажным мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т.д.

2 часть (практическая)

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев.

А) Упражнение «Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Ёжик выбился из сил —

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

Б) Выполнять можно движения с мячом в сопровождение сказочных героев. Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.

В) Можно использовать музыкальное сопровождение. Предлагаю прослушать музыкальную композицию «Ходит ёжик без дорожек» с показом выполнения соответствующих движений.

УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ

  • Катание мяча между ладонями (в разном темпе);
  • Поглаживание мяча (жалеть мяч);
  • Вращение мяча на полу, как юлу;
  • Подбрасывание мяча и ловля;
  • Вращение мяча пальцами рук на весу;
  • Сдавливание мяча ладонями на весу (локти в стороны);
  • «Лепить мячик» - как из пластилина;
  • Надавливание на мяч (мяч на полу или на столе), ладони одна на другой;
  • Дуть на мяч (выдох, губы трубочкой);

(все упражнения выполнять одной рукой, затем другой рукой)

  • Катать мяч по руке;
  • Катать мяч по ноге;
  • Постукивание мячом по рукам и по ногам (мячик бегает);
  • Зажать мяч стопами, поднимать ноги с мячом вверх и вниз (руки в упоре сзади), развести руки в стороны держать «уголок»;
  • Зажать мяч коленями, прыжки на месте или продвигаясь вперёд;

C:\Users\1545\Desktop\image.pngПальчиковая игра «Зайки на лужайке» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

Пальчиковая игра «Медведи» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)

А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)

И в тетрадочках писать.

- Спасибо всем за внимание!

           Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком) 

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и

остальными, которые ребенок держит

«щепоткой». Надавливают ритмично на

Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).

           Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

           Пальчиковая игра «Зайки на лужайке» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

          Пальчиковая игра «Медведи» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)

А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)

И в тетрадочках писать.

          Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке» (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

По тропинке, по дорожке (катаем шарик по ладони)

Топают к нам чьи-то ножки. («Топаем» шариком по ладони)

Это ёж – колючий бок, (Показать шарик на развернутой ладони)

По грибам большой знаток! (Надавить на каждый пальчик поочередно

Пальчиковая игра «Колючий ежик». (с шариком)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий»

Конспект мастер- класса пригодится для работы старших  воспитателей,педагогов дополнительного образования,для воспитателей в работе с родителями....

Мастер-класс для педагогов «Тренажор для развития мелкой моторики своими руками». «RingLDing (резиночки для рук)».

У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем тр...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Мастер – класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей».

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения....

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...

Мастер-класс для педагогов на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"

Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....