Мастер – класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей».
консультация

Агапченко Людмила Петровна

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_razvivem_melkuyu_motoriku.docx196.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Теремок»

г. Назарово Красноярского края

Мастер – класс для родителей

на тему:

 «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей».

                    Разработала:

Агапченко Людмила Петровна

 инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

Цель: 

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование:

  • массажные мячи с колючками по количеству участников;
  • комплекс пальчиковой гимнастики с использованием массажного мяча

Раздаточный материал:

  • массажные мячи;
  • буклет для родителей «Развиваем мелкую моторику»

Мастер – класс для родителей

 «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей»

 Ход мастер - класса

1 часть теоретическая

Здравствуйте уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем мастер-классе.

Начну я с высказывания В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это высказывание раскрывает, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев.

За последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. А ещё не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку. Упражняясь, каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.

Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, игры с массажными мячами. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

С чего же начать это непростое восхождение? С пальчиковой гимнастики. Во-первых, это идеально подходит для занятых родителей, так как требуют минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.

Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.

Малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.

       Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Пальчиковая гимнастика–это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.

Особый интерес у детей вызывает  массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча.

Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности. Занятия с массажными мячиками вызывают у детей радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику, способствуют развитию творческих способностей дошколят.

Играя с массажным мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т.д.

2 часть (практическая)

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев.

А) Упражнение «Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Ёжик выбился из сил —

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

Б) Выполнять можно движения с мячом в сопровождение сказочных героев. Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.

В) Можно использовать музыкальное сопровождение. Предлагаю прослушать музыкальную композицию «Ходит ёжик без дорожек» с показом выполнения соответствующих движений.

УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ

  • Катание мяча между ладонями (в разном темпе);
  • Поглаживание мяча (жалеть мяч);
  • Вращение мяча на полу, как юлу;
  • Подбрасывание мяча и ловля;
  • Вращение мяча пальцами рук на весу;
  • Сдавливание мяча ладонями на весу (локти в стороны);
  • «Лепить мячик» - как из пластилина;
  • Надавливание на мяч (мяч на полу или на столе), ладони одна на другой;
  • Дуть на мяч (выдох, губы трубочкой);

(все упражнения выполнять одной рукой, затем другой рукой)

  • Катать мяч по руке;
  • Катать мяч по ноге;
  • Постукивание мячом по рукам и по ногам (мячик бегает);
  • Зажать мяч стопами, поднимать ноги с мячом вверх и вниз (руки в упоре сзади), развести руки в стороны держать «уголок»;
  • Зажать мяч коленями, прыжки на месте или продвигаясь вперёд;

C:\Users\1545\Desktop\image.png

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем (катаем между ладошек)   

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)   

И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)   

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)   

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем ручку и тоже катаем мячик)

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – 
перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – 
сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – 
катаем мяч между ладонями.

Мячик

Мячик сильно по сжимаю
И ладошку поменяю.
(сжимать мячик правой рукой, затем левой)

«Иголки»

У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
☝Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.

«Непростой шарик»

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
☝Движения соответствуют тексту.

Упражнения для детей с 4 лет

«Ёжик»

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

«Круги»

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Упражнения в парах:

  • Массаж в парах под песню «Ходит ёжик». 1-я часть – постукивания; 2-я часть – катание мячей по спине.
  • Перебрасывание мяча друг другу;

  • Стоя в кругу, передача мяча из рук в руки. Усложнение: пустить по кругу несколько мячей.

слова

движения

Ёжик выбился из сил,

 Яблоки, грибы носил

Мы потрём ему бока,

 Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка

Ёж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

Погладить (пожалеть) ёжика (мячик)

Потереть бока ёжика (мячик)

Размять (пощипать) мячик

Чесать, щекотать ёжика (мячик)

Покрутить мячик пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»

Работа с родителями, является неотъемлемой частью работы воспитателя. В этой публикации я хочу показать вам как можно привлечь родителей к обучению детей....

Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"

Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения....

Развитие мелкой моторики с помощью массажного мяча

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук для детей разных возрастов с помощью массажного мяча....

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми п...

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей" 2022 год

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский...