Мастер – класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей».
консультация
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_razvivem_melkuyu_motoriku.docx | 196.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Теремок»
г. Назарово Красноярского края
Мастер – класс для родителей
на тему:
«Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей».
Разработала:
Агапченко Людмила Петровна
инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
Цель:
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой.
2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование:
- массажные мячи с колючками по количеству участников;
- комплекс пальчиковой гимнастики с использованием массажного мяча
Раздаточный материал:
- массажные мячи;
- буклет для родителей «Развиваем мелкую моторику»
Мастер – класс для родителей
«Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей»
Ход мастер - класса
1 часть теоретическая
Здравствуйте уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем мастер-классе.
Начну я с высказывания В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это высказывание раскрывает, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев.
За последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. А ещё не забывайте, во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку. Упражняясь, каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.
Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, игры с массажными мячами. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
С чего же начать это непростое восхождение? С пальчиковой гимнастики. Во-первых, это идеально подходит для занятых родителей, так как требуют минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.
Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.
Малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.
Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.
Пальчиковая гимнастика–это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
Особый интерес у детей вызывает массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча.
Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности. Занятия с массажными мячиками вызывают у детей радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику, способствуют развитию творческих способностей дошколят.
Играя с массажным мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т.д.
2 часть (практическая)
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев.
А) Упражнение «Ёжик»
Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Ёжик выбился из сил —
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.
Б) Выполнять можно движения с мячом в сопровождение сказочных героев. Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.
В) Можно использовать музыкальное сопровождение. Предлагаю прослушать музыкальную композицию «Ходит ёжик без дорожек» с показом выполнения соответствующих движений.
УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ
- Катание мяча между ладонями (в разном темпе);
- Поглаживание мяча (жалеть мяч);
- Вращение мяча на полу, как юлу;
- Подбрасывание мяча и ловля;
- Вращение мяча пальцами рук на весу;
- Сдавливание мяча ладонями на весу (локти в стороны);
- «Лепить мячик» - как из пластилина;
- Надавливание на мяч (мяч на полу или на столе), ладони одна на другой;
- Дуть на мяч (выдох, губы трубочкой);
(все упражнения выполнять одной рукой, затем другой рукой)
- Катать мяч по руке;
- Катать мяч по ноге;
- Постукивание мячом по рукам и по ногам (мячик бегает);
- Зажать мяч стопами, поднимать ноги с мячом вверх и вниз (руки в упоре сзади), развести руки в стороны держать «уголок»;
- Зажать мяч коленями, прыжки на месте или продвигаясь вперёд;
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем ручку и тоже катаем мячик)
«Месим тесто»
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.
Мячик
Мячик сильно по сжимаю
И ладошку поменяю.
(сжимать мячик правой рукой, затем левой)
«Иголки»
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.
«Непростой шарик»
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения соответствуют тексту.
Упражнения для детей с 4 лет
«Ёжик»
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
«Круги»
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Упражнения в парах:
- Массаж в парах под песню «Ходит ёжик». 1-я часть – постукивания; 2-я часть – катание мячей по спине.
- Перебрасывание мяча друг другу;
- Стоя в кругу, передача мяча из рук в руки. Усложнение: пустить по кругу несколько мячей.
слова | движения |
Ёжик выбился из сил, Яблоки, грибы носил Мы потрём ему бока, Надо их размять слегка. А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка Ёж в лесочек убежал, Нам спасибо пропищал. | Погладить (пожалеть) ёжика (мячик) Потереть бока ёжика (мячик) Размять (пощипать) мячик Чесать, щекотать ёжика (мячик) Покрутить мячик пальцами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»
Работа с родителями, является неотъемлемой частью работы воспитателя. В этой публикации я хочу показать вам как можно привлечь родителей к обучению детей....
Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....
Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Развитие мелкой моторики с помощью массажного мяча
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук для детей разных возрастов с помощью массажного мяча....
Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста»
Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми п...
Мастер - класс "Развитие мелкой моторики с помощью массажных мячей" 2022 год
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский...