Исследовательская работа по теме: «Формирование здорового образа жизни». (совместно с детьми и родителями подготовительной группы)
методическая разработка (подготовительная группа)

Король Оксана Владимировна

Введение.

«Здоровье – это то,

что люди больше всего стремятся сохранить

и меньше всего берегут»

 (Ж. Лабрюйер)

 

        Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – здоровье! «Здоровье – всему голова», - гласит русская пословица. В мире нет человека, который рано или поздно не задумывался о своем здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.                                                      

        Результаты исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья дошкольников приняла устойчивый характер. В результате анализа было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки и плоскостопия, на третьей месте -  наличие хронических заболеваний и совсем мало детей, признаны совершенно здоровыми. У дошкольников и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

Предмет исследования – здоровый образ жизни и его влияния на здоровье.

Объект исследования – социальные отношения, возникающие в процессе воспитания формирования, пропаганды здорового образа жизни.

Задачи исследования:

1. изучить особенности формирования здорового образа жизни;

2. выделить основы культуры здорового образа жизни;

3. выявить проблемы и перспективы пропаганды здорового образа жизни;

4. рассмотреть профилактику здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isledovatelskaya_rabota_zozh.docx57.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Брусничка» г. Тарко-Сале

Пуровского района

Исследовательская работа

по теме:

«Формирование здорового образа жизни».

(совместно с детьми и родителями подготовительной группы)

Одаренные дети в доу

Инструктор по физической культуре:

Король Оксана Владимировна

Содержание

Введение:                                                                            

  1. План исследовательской работы по формированию здорового образа жизни
  2. Формирование  основы здорового образа жизни    
  3. Культура здорового образа жизни                                
  4. Пропаганда здорового образа жизни                          
  5.  Профилактика здорового образа жизни  

 

Заключение                                                                        

Список литературы                                                            

Памятка для родителей и детей.

Введение.

«Здоровье – это то,

что люди больше всего стремятся сохранить

и меньше всего берегут»

 (Ж. Лабрюйер)

        Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – здоровье! «Здоровье – всему голова», - гласит русская пословица. В мире нет человека, который рано или поздно не задумывался о своем здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.                                                      

        Результаты исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья дошкольников приняла устойчивый характер. В результате анализа было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки и плоскостопия, на третьей месте -  наличие хронических заболеваний и совсем мало детей, признаны совершенно здоровыми. У дошкольников и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

Предмет исследования – здоровый образ жизни и его влияния на здоровье.

Объект исследования – социальные отношения, возникающие в процессе воспитания формирования, пропаганды здорового образа жизни.

Задачи исследования:

1. изучить особенности формирования здорового образа жизни;

2. выделить основы культуры здорового образа жизни;

3. выявить проблемы и перспективы пропаганды здорового образа жизни;

4. рассмотреть профилактику здорового образа жизни.

1.План

Исследовательской работы

по формированию здорового образа жизни

п/п

Название мероприятия

сроки

участники

1

Анкетирование родителей подготовительной группы

сентябрь

Инструктор по

физической культуре Воспитатели группы

2

«Клуб здоровая семья»

В течении года

Инструктор по

физической культуре Воспитатели группы

Родители

Дети

3

Консультация для родителей «ЗОЖ ключ к успеху»

ноябрь

Инструктор по

физической культуре

4

Круглый стол «Формирование ЗОЖ в семье»

Март

Инструктор по

физической культуре

5

Семейный конкурс на лучшее спортивное нестандартное оборудование

Май

Инструктор по

физической культуре

6

Спортивный праздник посвящённый дню воспитателя с участием родителей.

Сентябрь

Инструктор по

физической культуре

7

Оформление стенда ЗОЖ в группе для родителей

В течении года

Инструктор по

физической культуре

Воспитатели

8

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Октябрь

Инструктор по

физической культуре

9

Консультация для родителей «Закаливание залог здоровья»

Апрель

Инструктор по

физической культуре

10

Сказка для детей «История зубика»

Декабрь

Инструктор по

физической культуре

11

Презентация для детей и их родителей «Основы здоровья»

Октябрь

Инструктор по

физической культуре

12

Спортивный праздник «А ну-ка папы» к 23 февраля

Февраль

Инструктор по

физической культуре

13

Организация подвижных игр, спортивных упражнений для детей в свободной деятельности

В течении года

Инструктор по

физической культуре

Воспитатели

Родители

14

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников»

Февраль

Инструктор по

физической культуре

15

Семейный конкурс стенгазет “Мы за здоровый образ жизни”

Январь

Инструктор по

физической культуре

Воспитатели

16

«Кросс-Нации» семейный забег;

Сентябрь

Инструктор по

физической культуре

17

Сдача физкультурно спортивного комплекса ГТО первой ступени

Сентябрь - май

Инструктор по

физической культуре

2. Формирование  основы здорового образа жизни

       Формирование здорового образа жизни – проблема комплексная. Обеспечить в современных условиях хорошее состояние здоровья детей – сложная, трудная задача, потому что ни общественное устройство нашего государства, ни сам ребенок не воспринимают здоровье как необходимую норму жизни, как ценность. Необходимо повышение роли личностных качеств дошкольника в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом поведения.

        Воспитание здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация воспитания способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

        Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

- глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

- дидактическую – вооружение дошкольников  необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

- методическую – вооружение дошкольников, правилами личной гигиены.

Необходимо организовать детскую деятельность так, чтобы дети повышали свой уровень здоровья и выпускались из детского сада здоровыми. Для этого необходимо иметь представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Проанализировав специальную литературу, выяснила что, однозначного определения понятия здоровья нет, и представляется оно по–разному.

По нашему мнению, здоровье -  это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно -  экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины из поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье.

       Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание, соблюдение режима дня. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены.

       В процессе формирования здорового образа жизни важна психогигиена. Именно она требует от человека умений управлять своими эмоциями, уметь их сдерживать. Для каждого человека, пропагандирующего здоровый образ жизни, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более – наркотиков. Очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в детском саду. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений.

         Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.

3. Культура здорового образа жизни.

       Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека.

       Культура здоровья включает в себя: культуру образа жизни, культуру питания, физическую культуру. Каждый из элементов этой культуры необходим, но не достаточен для сохранения и укрепления здоровья.

     Процесс воспитания культуры здорового образа жизни опирается на следующие концептуальные позиции:

1. Целенаправленный характер всего воспитательного процесса.

2. Целостность и системность процесса воспитания культуры здорового образа жизни.  

3. Интеграцию элементов культуры ЗОЖ в содержание образования и использование здоровьесберегающих технологий.

4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей детей.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.  

        Быть здоровым – это естественное состояние человека. Красота и бодрость – то, к чему стремится каждый. Быть здоровым – это нелегкая задача, но результат стоит усилий. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и хорошее психологическое и эмоциональное состояние человека.

Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

- принцип формирования ценностных установок дошкольников на здоровый образ жизни;

- принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка

- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: педагогов, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;

- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации.

- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

                Пропаганда ЗОЖ представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества.

       С достаточно раннего возраста стоит активно использовать принципы охраны здоровья, чтобы они стали привычками. Позже эти знания и умения будут одним из необходимых элементов общей культуры человека. Для общества формирование таких привычек крайне важно, поскольку позволяет формировать позитивное отношение к ЗОЖ у подавляющего большинства людей.

         Если ребенок не научится отличать здоровое от нездорового, то в будущем это грозит серьезными проблемами с качеством жизни и даже с ее продолжительностью. Разве кто-то будет спорить, что систематическая невнимательность к потребностям организма в правильном питании, физических нагрузках, отдыхе сказывается на всех сферах жизни? Формирование здорового образа жизни у дошкольников должно быть организованной, целенаправленной системой, только тогда возможно получить действительно результат, который будет приносить пользу.

      Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.

         Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

          Ребенка нельзя насильно принуждать к занятиям физкультурой, а также к соблюдению правил гигиены потому что ребенок быстро теряет интерес к этому.

        При поступлении ребенка в дошкольное учреждение важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. При этом формирование ЗОЖ является одной из первоочередных задач воспитания ребенка.

         Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородства поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.

       В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и их родителей с целью формирования у них положительного отношения к своему здоровью и к ЗОЖ в целом

       Ежегодно проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, игры и упражнения на свежем воздухе, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, спортивные и подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные праздники и развлечения с участием родителей, дни здоровья.

       

5. Профилактика здорового образа жизни.

       Здоровье - это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека - материальной или духовной. Нередко можно услышать: "Было бы здоровье, а остальное приложится". С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.

       Человек должен осознать роль ЗОЖ и его культурную ценность, только в этом случае становится эффективным любая профилактика. Основы здорового образа жизни должны взращиваться посредством регулярной и адекватной профилактики в детских садах, школах и высших учебных заведениях.

       В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном учреждении проводятся беседы с детьми о правильном питании, «Польза от овощей и фруктов», «Правила личной гигиены», «Сказка про зубик», «Роль физкультуре в жизни человека». Консультации для родителей: «Лечебная гимнастика при ОРЗ», «ЗОЖ ключ к успеху», «Правильное дыхание основа долгой и здоровой жизни» и т.д. Привлекаются родители к изготовлению нестандартного оборудования для индивидуальных занятий с детьми.

    В течение года проводится профилактика вредных привычек – консультации для родителей, выступление на родительском собрании,  встречи со специалистами (стоматолог), демонстрируются фильмы по ЗОЖ.

     В группе оформлен информационный стенд «Уголок здоровья», где имеются в наличии памятки и листки для родителей и детей по вопросам профилактики ЗОЖ, другой справочный и информационный материал.

     Реализуя работу в данном направлении, в группе проводятся мероприятия для детей, используются разнообразные формы работы: физкультминутки на каждом НОД, ежедневная утренняя гимнастика, самостоятельные игры, конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет “Мы за здоровый образ жизни”, спортивные соревнования, акции, занятия здоровья и безопасности, дни здоровья, походы родитель-ребёнок, экскурсии.

       Ежегодно разрабатываю и реализую план спортивных праздников и развлечений. Дети детского сада — постоянные участники районной  спартакиады, «Кросс Нации», а также  зимних и летних соревнований, достойно сдают нормы физкультурно спортивного комплекса ГТО 1 ступени.      

      Здоровый образ жизни, которому учим дошкольника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому я строю свою работу с родителями так, что бы они были не наблюдателями, а участниками, организаторами.

Заключение.

     Проведенное исследование свидетельствует, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Также исследование показало, что при использовании в комплексе всех форм, средств и методов по формированию ЗОЖ у детей, действительно вырабатывается стойкий интерес к физической культуре и спорту и непосредственно привычку к ЗОЖ.

      Важно помнить, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому профилактика здорового образа жизни не менее важна, чем пропаганда.

      Ребенок с детства должен ценить свое здоровье и следовать нормам ЗОЖ. Благодаря здоровому образу жизни каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Список использованной литературы.

  1. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учереждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  2. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок/ авт.-сост. Е.И. Подольская. Волгоград: Учитель, 2014.-207 с.
  3. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозростных группах/ Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 224 с.
  4. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия/ авт.-сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
  5. Как сохронить и укрепить здоровье ребёнка: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры/ В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2006. -  144 с.
  6. Г.И. Семёновна Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании детей дошкольного и младщего школьного возроста. Тобольск: ТГСПА, 2009. -131 с.
  7. Оздоровительная работа в дошкольных оброзовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт. – сост. Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
  8. Симкина П.Л, Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях крайнего севера. Физкультминутки здоровьесберегающей направленности. – Курск, 2005. 160 с.
  9. Кудрявцева В.Т. Егорова Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возрост): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2000. – 296 с.
  10. И.К. Шилкова, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин, Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманид. Изд. Центр ВЛАДОКС, 2001. – 336 с. – (Здоровьесберегающая педагогика).

Памятка для родителей и детей.

Задумайтесь о своем здоровье, довольны вы им?

Выберите пункты, которые вам наиболее подходят, и соблюдайте их каждый день:

  1. Занимайтесь физической культурой, хотя бы 30 мин в день. А если у вас и на это нет времени, то совершайте пешие прогулки. Едете домой на автобусе, выйдете на остановку раньше. Ездите на машине, тогда поднимайтесь на свой этаж без лифта. Старайтесь больше двигаться.
  2. Рационально питайтесь. Ешьте больше пищи, содержащей клетчатку и цельные зерна, и меньше – пищу, содержащую сахар и приготовленную из пшеничной муки. Не забывайте об овощах и фруктах. Готовьте пищу на растительном масле, уменьшите потребление животного жира.
  3. Избегайте избыточного веса, не ужинайте позднее 6 часов вечера. Питайтесь не реже 3 раза в день.
  4. В течение дня пейте больше жидкости. К тому же это благотворно сказывается на состоянии кожи, позволяя продлить ее молодость.
  5. При приготовлении пищи используйте низкие температурные режимы и готовьте короткое время. Это позволит сохранить в пище полезные витамины.
  6. Соблюдайте режим дня. Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Это самый простой совет выглядеть красивым, здоровым и отдохнувшим.
  7. Будьте психологически уравновешены. Не нервничайте, ведь нервные клетки не восстанавливаются. Хотя, говорят, восстанавливаются, но очень – очень медленно. Так что находите везде положительные моменты.
  8. Закаливайте свой организм. Лучше всего помогает контрастный душ – теплая и прохладная водичка. Не только полезно, но и помогает проснуться.
  9. И конечно не курите, не злоупотребляйте алкоголем и другими вредными привычками. Ведь это основные факторы, ухудшающие здоровье.
  10. Чаще гуляйте в парке, на свежем воздухе, подальше от автомобилей и других загрязнителей воздуха.
  11. Творите добро. Ведь на добро отвечают добром. Оно обязательно к вам вернется в виде хорошего самочувствия и настроения.

Заведующий МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»                                                       Т.В. Чвалова                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"....

Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"

Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"...

Итоговая работа по теме: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Содержание программы, направления работы, организация работы с детьми, методические приёмы, календарно- тематическое планирование, конспекты занятий....

Опыт работы на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста".

Опыт работы на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"....

Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем дошкольного возраста. Этот период является основополагающим в становлении личности человека, то станов...