Итоговая работа по теме: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Светлана Леонидовна Парамонова

Содержание программы, направления работы, организация работы с детьми, методические приёмы, календарно- тематическое планирование, конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogova_rabota.docx76.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Тихменево

Итоговая работа

На тему «Формирование здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Парамонова Светлана

Леонидовна

воспитатель МДОУ

детский  сад п. Тихменево

                                         Ярославль, 2016

Содержание

Стр.

Пояснительная записка к программе «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

3

Глава 1

Содержание программы «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

1.1 Направления работы

5

1.2 Организация работы с детьми.

 Методические приемы.

6

1.3. Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

7

Глава 2

Конспекты занятий

9

Список литературы

34

Пояснительная записка

              Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.

Реалии современного мира (экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т.д.)  подтверждают актуальность валеологической темы в дошкольном образовании. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма, поэтому  важно, чтобы деятельность детей в дошкольном учреждении носила оздоровительно-педагогическую направленность и способствовала воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию потребности поддержания и укрепления своего здоровья.

       Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное,  свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

       В МДОУ детский сад п. Тихменево разработана программа по формированию здорового образа жизни у детей  старшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш»

            Основная цель программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья  всех участников образовательного процесса; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

      Основные задачи программы:

 воспитывать у детей:

- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

- основы культурно-гигиенических навыков;

- элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

- понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

- умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их. 

          Различные методы и приемы формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям, повышению сопротивляемости организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды. 

          Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей  старшего дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости.

Используемые формы и методы в  работе  с детьми: беседы, познавательные занятия, игры, упражнения, наглядная агитация, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, Дни здоровья,  тематические праздники.

Используемые формы и методы: в  работе с родителями: беседы, консультации, настенная агитация, совместные праздники

Планируемые результаты:

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

Глава 1.

Содержание программы «Будь здоров, малыш!»

1.1.Направления работы:

1. Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:

- соблюдение правил санитарии и гигиены;

- организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);

- поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).

2. Физические упражнения:

- утренняя гимнастика;

- физкультурные занятия;

- подвижные игры;

- гимнастика после сна;

- спортивные игры.

3. Выполнение режима дня.

4. Организация рационального питания.

5. Закаливающие процедуры:

- прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);

- босохождение;

- воздушные ванны;

6. Активный отдых:

- праздники, развлечения;

- дни здоровья;

- малая олимпиада;

- игры-забавы.

7. Организация развивающей среды:

- физкультурный уголок;

- дидактические, настольные игры, альбомы;

- таблицы, модели на валеологическую тему.

Большая роль в работе отводится созданию информационной настенной агитации (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

8. Работа с родителями:

- родительские собрания;

- беседы, консультации;

- анкетирование;

- письменные консультации («Уголок здоровья»).      

     Проведение занятий совместно с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка

9. Нетрадиционные формы оздоровления:

- точечный массаж;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика

- Су-Джок терапия

10. Занятия по валеологии и ОБЖ.

11. Чтение художественной литературы.

       Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

        Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников.

 

1.2. Организация работы с детьми строится с учётом следующих методических требований:

1. Структура занятий:

1. Организационный момент

2. Гимнастика

3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее

4. Познавательный блок

5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление

7. Релаксация под музыку

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении

Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения

Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды

Музыка для релаксации должна быть негромкой.

Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям детей

Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется медработником

3. Учет психо - физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей:

Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста

Соответствие упражнений двигательным возможностям детей

Учет индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др.)

Учет социального анамнеза и опыта ребёнка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка

Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребёнка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.

1.3. План работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Сентябрь

Тема: Ребенок и социум

Цели:

- Формировать представление о человеке как о целостном разумном существе; умение осознавать себя в социуме; навыки взаимодействия с детьми и взрослыми; представления о половой принадлежности.

- Обучать навыкам сотрудничества с детьми и взрослыми; правилам поведения в обществе.

- Воспитывать уважение к себе, к детям и взрослым.

Беседа: «Я и другие люди», «Моя семья», «Хорошие поступки», «Мои друзья».

Формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т. д. Расширять и закреплять представления о родственниках.

Рисование: «Мой портрет», «Моя семья», «Хорошее настроение», «Интересные истории».      

Сюжетно-ролевые игры: «Семья («Выходной день», «Пришли в гости» и т.д.), «Дочки-матери», «Детский сад» («Уборка группы», «Прием детей в группу», «Занятие», «Утренняя зарядка» и т.д.).

Дидактические игры: «Семья», «Мое имя», «Как кого зовут», «Назови ласково», «Подбери признак», «Чей? Чья? Чье?», «Четвертый лишний», «Собери картинку».

Подвижные игры: «Ходим кругом друг за другом», «Найди себе пару», «Каравай», «Змейка», «Попляши, попляши, что умеешь расскажи».

Совместные игры с воспитателем: «Клубочек», «Виноградная гроздь».

Игровые задания: «Опиши девочку (маму, папу, бабушку, дедушку и т.п.); «Посмотри и скажи», «Посмотри и скажи где дедушка, мужчина, юноша, мальчик (где бабушка, женщина, девушка, девочка)», «Кого ты видишь в зеркале».

Игры- импровизации: «Оцени поступок», «Коробочка добрых дел», «Если ты в группу принес игрушку».

Повседневные ритуалы: «Минутки вхождения в день», «Утреннее приветствие», «Коробочка добрых дел», «Доска настроения».

Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка – ревушка», «Вовка – добрая душа», «Требуется друг», «Все на всех». Е.Благинина « Научу обуваться я братца». В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». В.Осеева «Волшебное слово». С.Михалков «Как друзья познаются». 

Октябрь

Тема: Тело человека

Цель:

- учить различать и называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище и т.д.).

- формировать представления об их функциональном назначении.

- воспитывать

Дидактические игры: «Лицо в зеркале», «Мои помощники», «Какого цвета волосы», «Чудесные картинки», «Кто быстрее покажет части тела», «Посмотри и позови», «Что забыл нарисовать художник».

Сюжетно-ролевая игра: «Осмотр у доктора».             

Чтение художественной, литературы: Г.Ладонщиков «Я под краном руки мыла». Детские энциклопедии, «Тело человека» М. Ефремова, альбом «Тело человека», стихотворение «Тело человека» М. Ефремова.

Игры-задания: «Покажи, что умеют ручки? ножки?», «Подыши носиком», «Поморгай глазками», «Зачем человеку нужна голова», «Нарисуем на ладошке…», «Как ухаживать за собой», «Для чего человеку нужны части тела?»

Игры-импровизации: «Что умеет твое тело?».

Этюды: «Буги-вуги», «Веселые клоун».

Занятие – инсценировка: «Гномик рассказывает о своем теле».

Практические задания: «Раскрась части тела», «Обведи кружочком подвижные части тела», «Обведи фломастером ступни ног и кисти рук».

Подвижные игры: «Веселая зарядка», «Маленькие и большие ноги», Пальчики и ручки», «Быстрые и ловкие ножки», «Море волнуется.»

Рисование: «Автопортрет», «Нарисуй портрет ладошки».

Тренинг: правильная осанка.

Совместные игры с воспитателем: «Раздувается пузырь»

Лепка: «Веселые человечки».

Беседы: «Как устроено тело человека».

Ноябрь              

Тема: Изучаем свой организм             

Цель:

- Формировать представление о целостности человеческого организма.

- Рассказать о нахождении и значении сердца, желудка, почек, позвоночника и легких для жизни и здоровья человека

Дидактические игры: «Что у нас внутри», «Что я чувствую», «Зеркало», «Послушай и покажи», «Дыши – не дыши», «Кто быстрее покажет»

Сюжетно – ролевая игра: «Осмотр у доктора»

Игровые задания: «Покажи упражнение, полезное для позвоночника», «как узнать выросли ли мы?», «Хрупкое ли у нас тело», «Как ухаживать за телом?», «Для чего нужны нам органы»

Тренинг: «Правильная осанка»

Беседы: «Как устроено наше тело», «Как мы дышим», «Глаза», «Какую роль играет сердце в жизни человека», «Что вредно для наших легких».

Декабрь

Тема: Рот, уши, глаза человека, их функции и строение

Цель:

- Формировать представление о роли рта и зубов в жизни человека, необходимости регулярного и правильного ухода за полостью рта.

- Развивать навыки правильной чистки зубов.

Дидактические игры: «Зубки веселые и грустные», «Где должна спать зубная щетка», «Какие продукты полезны нашим зубкам», «Коллаж», «Кубики», «Что полезно зубкам?», «Что полезно глазкам?»

Сюжетно-ролевая игра: «Маша у зубного врача».

Подвижная игра: «Спрячь зубки в домик».

Игры на развитие воображения: «На что похожи язычок, зубки, ротик, губы…»

Игра-занятие: «Кто живет в ротике-домике?» (с использованием зеркала).

Практические задания: «Произнести слова, не касаясь языком неба, передних зубов и т.п.»

Игра- настроение: «Встреча с улыбкой»

Этюды: «Вкусные конфетки»

Беседы: «Здоровые зубки – здоровый человек». «Роль рта в жизни человека»

Чтение художественной литературы: Е.Пермяк «Про нос и язык», И. Змай «Яблоко», С. Михалков «Овощи».

Январь

Тема: Здоровье и болезнь

Цель:

- Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».

- Учить заботиться о своем здоровье, сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.

Зимний праздник: «Зима спортивная

Дидактические игры: «Если ты простудился», «Лечение куклы», «Посещение больного». «У меня болят зубы», «Здоровье и настроение», «Кто здоров», «Почему Маше плохо?»

Игры-предположения: «Что будет, если съесть много мороженого?», «Что будет, если фрукты и овощи не мыть, принимать пищу грязными руками, не чистить зубы, гулять раздетыми».

Сюжетно-ролевые игры: «Посещение больного», «Аптека», «Скорая помощь»

Игровые задания: «Как узнать, здоров ребенок или нет», «Как рассказать, что у тебя болит», «Когда человек болеет».

Этюды: «Грязь», «Капризуля», «Злюка», «Ой, ой, живот болит».

Игры- настроения: «Ниточка- иголочка», «Веселые лужицы».

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Е. Григорьева «Бабушка больна», Г. Сенченко «Все мы скажем, не т простуде», П. Образцов «Лечу куклу», А. Барто «Я лежу болею», И.Драч «Врач».

Беседы: «Как правильно заботиться о своем здоровье», «От чего возникают разные заболевания».

Экскурсия в медицинский кабинет.

Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».

Рисование: «Я здоровый, я веселый», «Шарфик для больной куклы».

Февраль

Тема: Личная гигиена и режим дня

Цель:

- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

- Расширять представления о значимости чистоты и режима дня для здоровья человека.

Дидактические игры: «Мой день», «Когда это бывает», «Кукла идет гулять», «Маша- замараша», «Веселые помощники», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Игровые задания: «Покажи, как полоскать рот», «Почему кожа стала чистая», Покажи, как ухаживать за ногтями и волосами».

Сюжетно- ролевые игры: «Готовим обед», «Детский сад», «Выходной день».

Игровое занятие: «Путешествие в предметы личной гигиены»

Подвижные игры: «Веселая утренняя зарядка», «День и ночь».

Рассматривание иллюстраций: «Режим дня», «Когда это бывает», «Правила поведения за столом».

Игры-потешки: «Знаем, знаем – да, да, да, где тут прячется вода», «Чистые ладошки», «Вот и люди спят», «Ходит сон», «Водичка, водичка, умой мое личико».

Этюды: «Запачкался», «Чистюля», «Я сама», «Купание», «Митя и рубашка», «Вкусная каша», «Уши», «Приходите, поглядите», «Два микроба».

Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А.Ануфриева «Кто умеет чисто мыться», О.Высотская «Тихий час», С.Михалков «Письмо ко всем детям по очень важному делу».

Проблемное задание: «Что ты делаешь утром? днем? вечером?»

Игры имитации: «Как ты моешь руки?», «Как ты расчесываешь волосы?», «Подстриги ногти», «Почисть зубки»

Просмотр мультфильма «Зарядка», «Мойдодыр».

Март

Тема: Школа здорового питания

Цель:

- Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания.

- Актуализировать представления о рациональном питании.

- Научить определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Дидактические игры: «Полезное угощение», «Что растет на грядке», «Найди полезные продукты», «Накрой стол для завтрака, обеда, ужина», «Съедобное и несъедобное», «правила питания»

Сюжетно- ролевые игры: «Магазин полезных продуктов», «Кушайте на здоровье», «Реклама», «Поварята»

Подвижная игра: «Посадка и сбор овощей».

Игры- задания: «Подбери продукты для завтрака», «Что возьмем для салата», «Что возьмем для компота», «Найди лечебное растение от простуды», «Узнай на ощупь…на вкус».

Беседы: «Какие продукты нам полезны», «Когда я ем – я глух и нем», «Зачем нужны витамины».

Экскурсии: в продуктовый магазин, на кухню детского сада.

Лепка: овощи и фрукты.

Рисование: отгадки на загадки.

Логоритмические  упражнения: «Урожай», «За ягодами», «Хозяйка однажды с базара пришла».

Чтение художественной литературы: «Ю.Тувим «Овощи», Н.Носов «Мишкина каша», Е.Благинина «По малину», «Обедать». Л.Зильберг «Витамины А, В, С», «Рыбий жир», «Морковный сок», «Апельсин и лимон», Г.Горбовский «Деревянная ложка», С.Погореловский «Слава хлебу на столе».

Апрель

Тема: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Цель:

- Формировать представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.

- Рассказать о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями.

Дидактические игры: «Подбери пару», «Найди ошибку художника».

Сюжетно- ролевые игры: «На реке», «В гостях у доктора Знайки».

Подвижные игры: «Свободное плавание», «Солнышко»

Логоритмические упражнения: «Речка», «Дождик»

Игры-предположения: «Если долго загорать под ярким солнцем, что может случиться?», «Если не пить воду, что будет?», «Как выглядит человек, который редко бывает на свежем воздухе?».

Беседы: «Чистую воду пить – долго жить», «Солнце, воздух и вода».

Чтение художественной литературы: А.Плещеев «Травка зеленеет», Е.Благинина «Свети, свети солнышко»,»Дождик», А.Барто «Что лучше», С.Михалков «Как девочка Таня загорала»

Просмотр мультфильма «Про львенка и черепаху»

Плакат «Закаливание»

Этюды: «Грязные и чистые руки»,

Развлечение «Надо, надо умываться!»

Май

Тема: Здоровый образ жизни

Цель:

- Формировать представление о составляющих здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, эмоциональное равновесие, дыхание, охрана здоровья.

- Воспитывать положительное отношение к нему.

Спортивный праздник с родителями. «Путешествие за сокровищами.»

Дидактические игры: «Подскажи Незнайке», «Сложи картинку», «Сто шагов к здоровью»

Игра-загадка: «Угадай каким видом спорта я хочу заниматься» (имитация)

Подвижные игры: игры- эстафеты, подвижные игры согласно возрасту детей.

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника (прием у врача окулиста, лора, хирурга и др.), «Занятие по физкультуре», «За обеденным столом».

Театрализованные игры: «Чтобы нам не болеть», «День здоровья».

Игровые задания: «Что надо делать, чтобы жить долго», «Для чего нужна утренняя (после дневного сна) гимнастика», «Как правильно чистить зубы».

Чтение художественной литературы: Е.Успенский «Детский врач», Г.Сапгир «Будьте здоровы», С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Н.Забила «Ребята! На лыжи»

Глава 2.

Конспекты занятий   детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), консультаций с родителями

            Зимний праздник: «Зима спортивная»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, к активным упражнениям.

Задачи: 1.Развивать двигательную активность детей, физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

2.Формировать  умения и навыки действовать в коллективе.

3.Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности.

4.Вырабатывать умение выполнять групповые упражнения без усилий.

                          Ход праздника:

Ведущий: Начинаем зимний праздник: будут игры, будет смех,

                   И веселые забавы приготовлены для всех!

На праздник пришли наши родители, сейчас мы все вместе покажем нашу силу, ловкость, умение преодолевать препятствия.

Слышатся крики:

- Стойте, подождите! И мы хотим! Нас возьмите!

Выбегают два клоуна – Бим и Бом:

Я – клоун Бим! Я – клоун Бом!

Вместе: Мы на празднике не будем вам мешать!

                Вместе с вами мы хотим заданья выполнять!

Бим: Дорогая ведущая, а все ли собрались?

Ведущий:  Я думаю все!

Бом: А давайте проведем перекличку!

Бим: Смелые мальчики здесь? Мальчики прыгают и кричат: «Здесь!»

Бом: Ловкие девочки здесь?  Девочки  прыгают и кричат: «Здесь!»

Бим: Сильные папы здесь?   Папы   прыгают и кричат: «Здесь!»

Бом: Активные мамы здесь?  Мамы   прыгают и кричат: «Здесь!»

Бим и Бом: Спортивные дети и родители здесь? Все кричат: «Здесь!»

Ведущий: Теперь мы  убедились, что все на месте и можно начинать    соревнования.

На площадку становись скорее в ряд:  на зарядку, на зарядку вызываю всех ребят!

                                            Танец: «Утята»

Ведущий: Начинаем наши соревнования с разминки!

Бом: Ура! Разомнем крылышки!

Бим: Вот именно – крылышки! Сейчас мы полетаем на самолетах.

                            Игра: «Самолеты»

Папы – главные в своем звене, они летают по площадке вместе с детьми, но когда музыка останавливается, дети каждого звена должны «приземлиться» около «своего»  папы.

Ведущий: Вижу, вы, размялись и готовы к первому состязанию. Прежде чем его начать, я хочу представить наше жюри:

Заведующая детским садом – Расулова Ольга Сергеевна;

Учитель-логопед детского сада – Гавриленкова Светлана Александровна;

Медицинская сестра детского сада – Борисова Татьяна Борисовна.

    Жюри у нас строгое, но справедливое, оно будет следить, чтобы участники не нарушали правила состязаний, а так же, чтобы команды все делали дружно и весело.

Бом: Первое состязание называется «Мышки – норушки»

Бим: Папам и мамам будет трудновато, нужно просунуть своих «мышек» через кольцо.

Состязание проходит у гимнастической стенки с кольцами, папы просовывают детей в кольцо, а мамы принимают.

Ведущий: Уважаемое жюри, просим подвести итог первого состязания.

Слово жюри.

Ведущий: Все размялись,  присмотрелись к своим  соперникам, увидели, на что они способны. Теперь вам, нужно подготовиться ко второму состязанию, у вас, есть несколько минут, чтобы подразмяться.

Бом: Есть заданье для вас, выполняйте дружно в раз!

Бим: Вместе будем мы шагать!  Под музыку шагают.

Бом: Дружно руки поднимать!  Под музыку поднимают руки.

Бим: Приседать и вставать!        Под музыку приседают и встают.

Бом: Бегать и скакать!                Под музыку выполняют движения.

Бим: Сейчас я загадаю загадку, посмотрим, кто из вас первым отгадает и громко прокричит отгадку:    Сажусь и качусь, с горки мчусь!

                                                   Но это не санки, а просто… (ледянки)

У нас вместо ледянок ватрушки, придется папам поработать лошадками.

                 Второе состязание: «Кто скорее»

Бом: Третье состязание: «Лыжня»

Сейчас нужно постараться и папам и мамам.

Ведущий: Бим и Бом, а сейчас все команды отправляются в лес: ваша задача, ребята,  внимательно слушать Бима и Бома, выполнять задания правильно, весело, дружно.

Бим и Бом:  Вот пришли мы в зимний лес,

                       Сколько здесь вокруг чудес!

                       Справа -  березка в шубке стоит,

                       Слева – ёлка на нас глядит!

                       Марш.

Бим: Снежинки в небе кружатся – на землю тихо ложатся.

           Летят.

Бом: Вот и зайка проскакал – от лисы он убежал.

         Имитируют движения зайца.

Бим: Это волк сердитый рыщет – он себе добычу ищет.

          Имитируют движения волка.

Бом: Все мы спрячемся сейчас – не найдет тогда он нас!

             Приседают.

Бим и Бом: В лесу красота и покой, а нам  пора домой!

              Марш.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги второго и третьего состязания.

Ведущий: Четвертое состязание: «Заполни корзину»

Разноцветные кубики.

Бом: Внимание! Внимание! Спортивный поезд отправляется от станции «Старт» до станции «Финиш».

Пятое состязание: «Чей поезд придет раньше всех»

Игроки держатся за руки.

А теперь превращаемся    в веселых медвежат!

Все двигаются на ладонях и стопах.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Жюри подводят итоги четвертого и  пятого состязания.

Ведущий: Сейчас самый решающий, последний этап соревнования:

                     «Перетягивание  каната»

Соревнуются две команды, затем третья команда с победительницей.

Ведущий: Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

Жюри подводит итоги соревнований, награждение.

                        Путешествие за сокровищами.

                   Спортивный праздник с родителями.

Под  «Марш» дети старшей группы входят на площадку и занимают свои места. Дети подготовительной группы выполняют упражнение «Герои спорта»

1 ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас  

                     в нашем детском саду. Мы приглашаем вас, отправиться с нами

                      в  морское путешествие.

2 ведущий: Ребята, а одним можно отправляться в путешествие?

Дети: Нет!

2 ведущий: А почему?  (опасно, нам помогут родители)

1 ведущий: Я приглашаю на палубу корабля команду подготовительной

                     группы вместе с родителями.

Звуки моря.

1 ведущий: Мы на море. Слышите, как оно шумит?

                    1) Какая волна на море? Тихая, спокойная, ласково плещется

                     (дети изображают волны)

                     2) Я вижу кита. Как мы будем его  рассматривать?

                         (рука «козырьком», посмотреть в разные стороны)

                       Кит выпустил фонтан. Как  покажем фонтан?

                       (ладошки соединить – вверх)                

                     3) Кого мы ещё  увидели? Рыбок, которые плещутся. Давайте

                         покажем, как  рыбки плавают.

                         (ладошки соединить, плавают в разные стороны)

                      4) И опять волна.

                      5) Но вдруг в небе мы увидели чаек (рука «козырьком)

                      6) Как они летают?

                      7)  Мы плыли, плыли и вдруг поднялся шторм. Волны усилились

                         (показывают). Нас на корабле качает (показать). Чтобы не

                         упасть,  давайте присядем и  сгруппируемся  (дети садятся на

                         стулья,  обнимают себя).

2 ведущий: Буря закончилась. Я вижу сушу, она окружена водой. Как это

                      место называется?

Дети: Необитаемый остров.

2 ведущий: Я  не вижу строений, я не вижу людей, но вижу животных.

                      Сейчас дети старшей  группы покажут, какие животные гуляют

                       по острову, а родители отгадают.

Звучит музыка. 1.Слоны. 2.Страусы. 3. Кенгуру. 4. Обезьяны.

                             5. Птичка – колибри.

Звучит «Грозная музыка»

1 ведущий: Ой, ребята, кажется, кто-то ещё есть на этом острове.

Появляется Пятница.

Пятница: Люди! Люди! Человеки!  (бегает, обнимает, радуется)

                 Как долго я вас, ждала, возьмите меня с собой.

1 ведущий: Да, кто ты, такая?

Пятница:  Я – Пятница! Живу на этом острове и жду людей. Я хочу с вами,

                    возьмите меня с собой. А я поделюсь с вами золотыми  монетами.

                   Я открою вам секрет: на остров приезжали пираты и зарыли

                   золото под пальмой. Я покажу  вам этот остров и поделюсь,

                   только возьмите меня с собой.

1 ведущий: Пятница, мы очень устали, хотим есть. Сейчас мы отдохнем, а

                     потом поплывем дальше. Сначала нам надо развести костер.

                                        1.Игра: «Разведи костер»

                    Дети носят прутики, папы делают костер.                     

1 ведущий: Ну, а теперь будем варить уху. Что такое уха?

Дети: Это такой суп, его варят из рыбы.

1 ведущий: Значит,  нам надо наловить рыбы, а мамы сварят уху.

                   2. Игра: «Свари уху»

2 ведущий: Продолжаем наше путешествие. А чтобы было веселее плыть,

                     встанем в большой круг и за Пятницей будем все повторять.

                                      Танец:  «Офа-на-на»

1 ведущий:  Мы оказались около большой реки. Пятница, кто в реке

                      водится?

Пятница:  Крокодилы!

1 ведущий:  Много крокодилов! Как же нам перейти на другую сторону?

                  3. Игра: «Крокодилы»  (родители крокодилы)

Пятница спасает, кого поймают.

2 ведущий: Вот мы и перебрались на другой берег. Какой он красивый!

                     Сколько цветов! Давайте понюхаем, как они пахнут!

                     Сейчас девочки и мамы соберут цветы.

                     4. Игра: «Собери цветы»

1 ведущий: Ой, что же делать? Перед нами болото, придется переходить по

                     кочкам. Родители будут помогать детям.

                    5. Игра: «По кочкам»

                    3 дощечки, 1 родитель, 1 ребенок. Играют мальчики.

2 ведущий: Мальчики перешли, а девочки остались – им помогут папы.

                     Девочки преодолеют болото, как  «лягушка-путешественница»

                     6. Игра: «Лягушка-путешественница»

Пятница: Молодцы, преодолели  и это препятствие, осталось самое

                   сложное препятствие:

                 7. Игра: «Преодолей препятствие»

                   1) Перепрыгнуть через овраг;

                   2) Проползти по мостику;

                   3) Пробежать по извилистой дорожке;

                   4) Пройти по бревну;

                   5) Подлезть под деревом;

                   6) Перепрыгнуть с кочки на кочку.

Подошли к волейбольной площадке.

                   7) Самое сложное задание – перебросить мячи.

Пятница: когда все сели. Вот она пальма!

                   Помните, я говорила, что пираты закопали клад под пальмой.

                   Но под ней сидит обезьяна, она ни за что не отдаст клад.

                   Надо её задобрить. Что бы ей подарить?

                   Воздушный шарик!

                9. Игра: «Эстафета с воздушными шарами»

                Ребенок держит воздушный шар за ниточку, родители – ракеткой

                  его  подталкивают, последние - приносят обезьяне.

Пятница: Нашла, нашла шкатулку с золотыми монетами.

                   Садится на колени, шкатулку ставит перед собой, перебирает

                  монеты.

     Вот оно золото, вот как блестят медальки!

Протягивает ведущим: Берите, это вам!

                Повторить первую композицию.

После  чаек: А раз летают чайки, значит близко берег.

2 ведущий: Вижу землю! Это наш родной берег!

1 ведущий: Вот и закончилось наше путешествие.

             

               Награждение родителей грамотами, детям - медальки

 КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

на тему:

 «Зарядка и Простуда»

Ребята, отгадайте загадку: « Её мы делаем по утрам, она бодрость  и здоровье дарит нам» (ответы детей – зарядка). Правильно, а сейчас  послушайте, я расскажу вам одну историю.

В одном небольшом городке жила – была Зарядка. Симпатичная, молодая, с волосами, собранными в задорные хвостики. Ранним утром она пружинящим шагом спешила к ребятам в детский сад. В руках у Зарядки – то яркий большой мяч, то спортивный обруч, то теннисные ракетки. Ребятишки с нетерпением ждали Зарядку, хорошенько проветривали комнату, включали бодрую, весёлую музыку. Каждое утро Зарядка занималась с малышами упражнениями: ходьбой, бегом, прыжками, игрой в мяч. В этом же городке жила вредная востроносая старушонка. Она вечно хлюпала покрасневшим носом, чихала, кашляла, вытирала слезящиеся глаза и норовила всех вокруг заразить. Звали эту старуху  Простудой.

Однажды Простуда прочитала объявление в газете, что детскому саду требуется уборщица. Она повязала клетчатый платок, надела тёмно – синий застиранный халат и отправилась в детский сад наниматься на работу.

 - Очень хорошо, что вы пришли! – обрадовалась заведующая детским садом, - нам как раз нужна уборщица, а заодно и дворник по совместительству. Вы согласились бы исполнять эти должности?

 - Согласна. Согласна! – закивала головой Простуда и тут же громко чихнула. – Ап – чхи! Ап –чхи!

 - Будьте здоровы! – вежливо пожелала ей заведующая. – Может быть, вы нездоровы?

 - Нет, нет! – возразила Простуда. – Я совершенно здорова, это у меня аллергия на пыль. Больно уж у вас тут пыльно! Давно уборку никто не  проводил.

На следующее утро она пришла в детский сад, взяла ведро, тряпку, швабру и сделала вид, что берётся за уборку. А сама принялась кашлять, громко сморкаться и чихать прямо на ребятишек. День чихала, два чихала, три чихала, а толку никакого! Никто из детей не заболел. Ведь ребятишки в этом саду закалёнными были, любили делать физические упражнения и зарядку.

Разозлилась востроносая старуха Простуда, а потом призадумалась. Думала она, думала и догадалась, что всё дело в Зарядке!

С утра пораньше вышла Простуда к воротам детского сада и давай пыль  метлой поднимать. Мимо как раз Зарядка пробегала. Только она хотела войти в ворота, как Простуда ей преградила путь. – Пустите, бабушка, а то я опаздываю! – попросила Зарядка Простуду. – И – и – и, милая! Зря торопишься, деток – то в саду нет!

- Как – нет? А куда же они делись? – удивилась Зарядка.

- Их в другой сад перевели, а здесь ремонт намечается. Так – то ! – сказала Простуда и снова взялась за метлу.

 - Что ж, жаль! – ответила Зарядка и повернула назад. Напрасно ждали её ребята. Зарядка к ним больше не приходила…  А вредная  Простуда между тем старалась вовсю: непрерывно чихала, кашляла и сморкалась в огромный грязный платок. Что же было дальше, спросите вы? А вот что.

Сначала заболела одна девочка, за ней другая, потом ещё один мальчик, и скоро вся группа слегла с температурой, насморком и кашлем.

Как вы думаете, почему заболели дети?

Верно! Всех заразила вредная старушонка Простуда. Только с одной девочкой Таней – Простуда не справилась! Та не кашляла, не чихала, а продолжала ходить в детский сад бодрая, как всегда.

 - В чём тут дело? – недоумевала Простуда.

А как вы думаете, почему Таня не заболела?

А всё было очень просто! Таня утром обливалась холодной водой, а потом вместе с мамой и папой занималась физическими упражнениями. Вот Простуда и не смогла девочку свалить! Как  - то Таня шла по улице и встретила Зарядку. Девочка поздоровалась с ней и спросила, почему Зарядка не ходит в детский сад. – Как? – удивилась Зарядка. – А разве ваш садик не переехал?

- Конечно нет! Никуда мы не переехали, а вот без тебя ребята заболели.

- Хорошо, что ты мне об этом сказала. Сейчас же пойдём в детский сад! – воскликнула Зарядка. Те ребята, что уже поправились, очень обрадовались, когда улыбающаяся Зарядка вошла в зал. Она сейчас же включила музыку, и занятие началось. Зловредной Простуде это очень не понравилось: она стала ещё сильнее чихать, кашлять и шмыгать носом. Наконец, это заметила заведующая. Она вызвала уборщицу в свой кабинет. – Уважаемая! – обратилась она к Простуде. – Вы сказали мне, что совершенно здоровы, а сами всех обкашливаете и обчихиваете, это не дело! Вы мне всех малышей перезаразили! Отправляйтесь – ка домой и лечитесь. Вызовите врача, возьмите больничный лист. Пока совсем не поправитесь, на работе лучше не появляйтесь. Это мой приказ! – строго добавила заведующая.

Простуде ничего не оставалось, как убраться восвояси.

А ребята снова стали заниматься по утрам с Зарядкой и совсем перестали болеть.

А сейчас, ребята, давайте с вами тоже разомнёмся. Дети встают врассыпную.

Физкультминутка:

1,2,3,4,5 – хлопаем руками,

1,2,3,4,5 – топаем ногами,

1,2,3,4,5 –прыгаем мы высоко,

1,2,3,45 – дышим мы глубоко (повторить 3 раза).

Вопросы детям:

1.Кто приходил к ребятам в детский сад каждое утро?

2.Кто ста работать в детском саду?

3.Почему дети не заболели?

4.Как Простуда обманула Зарядку?

5.Как вы думаете, почему, перестав заниматься с Зарядкой, дети заболели?

6. Почему не заболела девочка Таня?

7.Кто объяснил Зарядке, что случилось?

8.Почему заведующая детским садом отправила Простуду домой?

                 Беседа «Зачем нужны витамины?» 
-Ребята, вчера мне рассказали, что наши дети в детском саду стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Их дети очень любят. Витамины очень полезные. 
- А вы, ребята, пробовали витамины? 
-А для чего нужны витамины? 
Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. 
- А в каких продуктах есть витамины? 
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек). 
Вы запомнили, а теперь скажите, где еще мы можем встретить витамины? 
Игровая ситуация «Как защититься от микробов?» 
- Ребята, а вы знаете, что такое микробы? Представьте, в нашей группе поселился микроб. Что вы будете делать? ( ответы детей). 
   Микробы они очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла. 
Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное и в живот залезет, и спокойно там живет. Залезет шалопай, где захочет. Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание. 
- Вы, ребята, моете руки перед едой? Ой, братец микроб хитер, если ты не помыл руки, ты станешь выглядеть через некоторое время больным и простужены. « Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!» 
   Вместе с детьми можно рассмотреть ситуации защиты от микробов и сделать вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды). 
Дидактическая игра «Полезные продукты» 
Воспитатель: 
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. 
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок. 
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис. 
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины. 
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти. 
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся. 
- Ребята, вы молодцы, обязательно скажу вашим родителям, что вы умеете выбирать полезные продукты. 

Консультация для родителей и педагогов:

«Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»

    Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что хорошо и что такое плохо". Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

     Одно из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где нередки скандалы, кто-то из родителей пьет, царит культ насилия и грубости.

      Второе условие успешности формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.

      Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в специальной литературе, помогающей людям сохранить здоровье, где изложены специальные комплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.

       В наше непростое время трудно давать советы по организации правильного питания, но, на наш взгляд, восполнить недостаток витаминов в зимний и весенний периоды по силам каждой семье. Достаточно вспомнить о чудо-травах, которые растут рядом с нами. Липа, листья и цветы земляники, иван-чай, чабрец, душица, мята, зверобой, листья брусники, сухие лепестки роз. Надо только не полениться и не нарушать правила сбора и сушки. Очень полезны ранней весной салаты из одуванчиков, клубней топинамбура, щи из молодой крапивы.

    Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд — один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

   Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, не заправленные постели, непродуманный интерьер, — к сожалению, это достаточно широко распространенные явления во многих семьях. Между тем в доме необходимо создать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты, по возможности подобрать в тон к обоям шторы и т.п. Украсят интерьер живые цветы или композиции из сухих трав. Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними.

      Ничто так не влияет на обстановку в семье, как подготовка к семейным праздникам. Совместное приготовление подарков (в тайне от виновника торжества) сближает старших и младших членов семьи. Когда же отшумят праздники, интересно почитать и обсудить с мамой и папой книги. Очень полезны для формирования детской души произведения о природе и бережном к ней отношении: В.Бианки, Б.Рябинина, М.Пришвина, Н.Сладкова и др. В последнее время появились новые издания, расширяющие кругозор детей: серия книг "Окно в мир", детский экологический журнал "Свирель" и др.

    А сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, ждет детей вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников и деревьев и уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц; уход за содержащимися дома животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок. Особую значимость имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес или в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными (зимой — лыжными) или автомобильными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представления детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу. Прогулки дают ребенку значительный объем информации. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру.  

     Важнейшим условием охраны здоровья и правильного воспитания ребенка является обеспечение его безопасности. Нужно не только ограждать ребенка от возможных травм в игровой деятельности, но и постепенно формировать у него представления о необходимости остерегаться возможной опасности во время прогулок, занятий физическими упражнениями, игр с крупногабаритными игрушками, пособиями. Необходимо приучать малыша остерегаться бездомных животных, во время загородных прогулок не собирать ягоды, грибы, дикорастущие плоды, не брать их в рот. Необходимо также оберегать нервную систему ребенка от перенапряжения, избытка впечатлений, стрессовых ситуаций. Для этого дома должна быть создана обстановка психологического комфорта, которая обеспечивается, в частности, и предъявлением к ребенку единых воспитательных требований со стороны всех взрослых членов семьи.

     По определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье – это состояние полного физического, духовно и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов". Поэтому, нужно стремиться к тому, чтобы совместная работа педагогов и родителей помогла детям стать истинно здоровыми.

                             

                                        Консультация для родителей.  

                             

                                    Закаливание.

             В каждой семье  родители отдают детям все лучшее, стремятся создать для них наиболее комфортные условия. Ребенка излишне укутывают, свежий воздух именуют «сквозняком», вот и растет малыш систематически болеющим, казалось бы, без всяких  на то причин. Плавание в раннем возрасте, плескательные водные процедуры, одежда по погоде без лишнего укутывания, продолжительные прогулки и систематические занятия физкультурой - надежный источник развития резервов здоровья.

               Природа наделила человека способностью приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и прежде всего температуры, но сохраняется эта способность лишь при постоянной тренировке.

              Закаливающие процедуры не только снижают заболеваемость человека, но и повышают его работоспособность, физические возможности организма.

              Методика закаливания требует соблюдения четырех основных правил, основанных на физиологических закономерностях, обусловливающих течение процессов адаптации организма человека к изменяющимся температурам.

              Первое правило. Постепенное нарастание закаливающего фактора. Очень важно, чтобы после каждой процедуры у ребенка возникала последовательная реакция, одна из них – покраснение кожи. Некоторые родители опасаясь действия холода, либо вообще не изменяют температуру, либо изменяют ее столь незначительно, что это не вызывает никакой реакции.  Такое закаливание почти бесполезно.

              Постоянно увеличивать порог раздражителей необходимо потому, что со временем воздействие уже привычной разности температур перестает быть раздражителем, становится нейтральным. Постепенное увеличение закаливающей дозы –обязательная ступенька для повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

            Второе правило. Закаливание должно быть индивидуальным, учитывать возраст, состояние здоровья,

особенность реакций на раздражитель.

           Третье правило. Систематичность и непрерывность проведения закаливающих процедур.  У детей, как и у взрослых, закаливающий эффект наступает через 2-3 недели, а исчезает он при отсутствии тренировок за 1,5-2 месяца, поэтому устойчивого результата можно достичь только под влиянием постоянных тренировок.

            Четвертое правило. Применять следует  различные раздражители, не имеющие перекрестного эффекта. Это связано с различными физиологическими механизмами  адаптации к теплу и холоду, продолжительности  действия  тренирующих факторов. Так,   например, закаленный к воздействию высоких температур может быть очень восприимчивым  к холоду, таким  образом, закаливание необходимо проводить и к теплу, и к холоду.

             Основными закаливающими факторами являются воздух, солнце и вода, таким же действием обладают  измененные человеком источники закаливания: душ, бани, сауны.

             Для дошкольников предпочтительны  естественные средства.

              Начинать закаливание  можно в любое время года.

Детям полезно принимать свето - воздушные ванны.        Для чего ребенка на 2-3 минуты оставляют в одних трусиках при температуре окружающего воздуха 16-18 градусов по Цельсию, для детей старше 4 лет – температура на 2градуса  ниже, увеличивая время процедуры до 15-20 минут.

           Если есть возможность, используйте дневной сон на воздухе летом.

          Солнечные ванны    можно проводить в летние месяцы – это 11-13 часов, в южной полосе – 8-10 часов. В весенние и осенние дни время закаливания сдвигается ближе к полудню.

         Обнаженные дети до 3 лет первый раз могут быть на солнце не более 3 минут, это время увеличивается  каждый день на 1 минуту, постепенно  это время доводится до получаса (для 3-летних детей).

         Если кожа детей особо чувствительна к солнечной радиации, покройте его в первые дни одеждой, не забывайте надеть на голову белую панамку.

         Пребывание на воздухе следует сочетать с подвижными играми. Солнечные и воздушные ванны можно сочетать с водными процедурами.

         Вода  оказывает на организм очень многостороннее влияние, особенно ценен эффект от купания в морской воде, в которой растворены практически все известные микроэлементы, да и в обычной ванне можно усилить химический эффект, добавляя в воду те или иные вещества по рекомендации врача.

       Водные процедуры могут быть местными и общими, интенсивность действия  зависит от разницы температуры кожи и воды, а также от величины соприкасаемой поверхности,

температуру воды обязательно определяйте термометром, а не на ощупь.

       Первая закаливающая процедура для всех детей – ежедневные  умывания водой. Вода для умывания доводится с 28  до 18-16 градусов.

     Высокоэффективная закаливающая процедура  -обтирание влажным полотенцем, смоченным в воде с температурой 28-30 градусов. Через каждые 3-4 дня температуру  воды снижают на 1 градус и доводят до 24-25 градусов для маленьких детей и до 16- 18 градусов для более старших, хорошо отжав смоченное полотенце,  обтирают тело  ребенка, начиная с лица, шеи, потом переходят на руки, переднюю и заднюю поверхность грудной клетки.

       Высокоэффективная процедура – обливание – душ в течение 2-3 мин. Детей начинают обливать водой 33 градусов, с  4-6 лет – не ниже 31 градуса, понижая до 24-26 градусов.

     Можно обливать не все тело, а только предплечья и кисти или же голени и стопы. С 6 лет проводят ежедневные обливания до пояса, если ребенок плохо переносит холод, то заканчивать процедуру под теплым душем, затем кожу вытереть насухо  и растереть до порозовения.

        Эффективным закаливающим свойством обладают и полоскания горла. Сначала для этого используют  воду при температуре 30 градусов  и доводят до комнатной, ежедневно снижая на 1 градус. Продолжительность полоскания – 1-2 минуты. Приучите детей к этой процедуре так же, как к умыванию и чистке зубов.

        Высоким закаливающим эффектом обладает купание в естественных водоемах. Большинство детей не боятся воды. Приучение тех, кто ее опасается, можно начинать с игр на мелком  месте в ясный, безветренный день с температурой воздуха

не ниже 24 градусов, а воды - 22 градуса. Детям достаточно одноразового  купания в день в течение 4-5 минут.

           В каждом конкретном случае продолжительность купания в естественном водоеме должна определяться индивидуально  в зависимости от предварительной закаленности малыша.

         Очень полезно приучать детей ходить босиком по земле, конечно, когда она хорошо прогрета, а до этого пусть ребенок ходит дома по 10 минут  утром и вечером без тапочек, только в хлопчатобумажных носках, через 7-8 дней можно снять и носки. Хождение босиком не только закаливает, но и тренирует свод стопы, предупреждая тем самым плоскостопие.

        Никогда не поздно начать закаливание, в том  числе и часто болеющих детей.

        При проведении процедур родители должны быть примером и хотя бы на ступеньку опережать ребенка, чтобы он стремился стать таким же, как папа и мама. Закаливание показано не только детям, но и взрослым.

       Закаливание является  высокоэффективной системой повышения устойчивости организма к различным заболеваниям и должно культивироваться  в каждой семье.

     

      Бережем здоровье с детства  или 10 заповедей   здоровья.

Заповедь 1. Соблюдаем режим дня.

     Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, гулять , играть в одно и то же время.

     Следует уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание  - не позднее 21.00-22.00 ,минимальная длительность сна 9- 10 часов.

    Необходимо регламентировать просмотр телепередач как по времени, так и по содержанию.

    Все это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течение дня, делает его более спокойным и позитивным.

Заповедь 2. Регламентируем нагрузки.

    Очень важно регламентировать как физические нагрузки, так и эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами,  жить под девизом «Делу время – потехе час».

   Нужно внимательно следить за поведением ребенка. При этом нужно ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок. При первых признаках этих проявлений  следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения.

  При первой же возможности дать ребенку отдохнуть. Лучший отдых –двигательная активность на свежем воздухе.

   Внимание! Превышение даже эмоционально-положительных нагрузок (увлекательные игры, радостное общение – особенно у детей 3-5 лет) может привести к перегрузкам и как следствие к негативным результатам. Если мы , взрослые, вовремя не примем меры и не прекратим или не снизим нагрузки ребенка, за этим состоянием могут последовать истощение ,недомогание, истерика , а затем и болезнь.

Заповедь 3 . Свежий воздух.

  Свежий воздух необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости  и истощаемости. Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на свежем воздухе минимум 3 часа  в день и в проветренном  помещении во время сна.

  Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка.

  Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной ,дыхательной и пищеварительных систем, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови.

Заповедь 4. Двигательная активность.

Движение – это естественное состояние  ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого - детская площадка, парк, такт как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.

  Пусть ваш ребенок  как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает.

Заповедь 5.  Физическая культура.

  Систематические занятия физкультурой  очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер ,способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности ,умения дружить.

  Видов физической культуры очень много: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия в детском саду, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др. и,  конечно, спортивные секции – виды спорта, которые нравятся ребенку.

     Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился ребенку,  чтобы он занимался этим с удовольствием.

    В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит, основой успеха является личный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.

 Заповедь 6. Водные процедуры.

                          Давайте же мыться, плескаться,    

                          Купаться, нырять, кувыркаться….

   Всем  с детства известны строки К.Чуковского.

Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом.

   Вы можете выбрать любой ,подходящий для вашего ребенка вид водных процедур или же чередовать разные виды.

 -обливание утром и вечером  перед сном  теплой ,прохладной или холодной водой.

-контрастный душ, контрастные ванны для рук и ног.

-обтирание мокрым полотенцем.

Предварительно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Главное, пусть ребенок получает удовольствие от этой процедуры. И вы радуйтесь вместе с ним!

Заповедь 7. Используйте простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин, лица и тела.

   Массаж биологически активных точек, расположенных в области носа, глаз, ушей,у висков, на пальцах рук и ног , на кистях рук, на подошвах ,путем надавливания ,растирающих линейных и вращательных движений является  прекрасным средством улучшения регуляции деятельности всех систем организма. Таким образом, он нормализует работу всех органов и систем, в том числе и психики.

Заповедь  8. Теплый, доброжелательный психологический климат в семье.

    Обстановка, в которой воспитывается ребенок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное,  что его окружает. И это делает его сильным,  счастливым и уверенным в себе человеком.

   И , наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где присутствуют агрессия, раздражение ,злость, тревога, страх ,он заражается этими негативными эмоциями и чувствами , что приводит к  расстройствам его здоровья и , следовательно, к задержке в развитии.

   Чтобы ваш ребенок рос здоровым и счастливым,  мы предлагаем вам установить в семье кодекс чести, провозглашающий следующее:

- Позитивное, доброжелательное настроение всех членов семьи.

- Ровный, спокойный тон в процессе общения в семье.

- Единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи во всех ситуациях.

- Обязательное поощрение ребенка при минимальных успехах и даже при их отсутствии, если ребенок постарался.

- При любой возможности осуществление с ребенком телесного контакта (погладить,  взять за руку, легкий массаж тела и т.д.) и визуального контакта (посмотреть ребенку в глаза, желательно на одном  уровне с ним, т.е. присесть).

- Организация совместной деятельности с ребенком  (по возможности чаще).

Никогда не отказывайте  ребенку в общении!

Установите в семье запрет:

- На бурные негативные эмоции, особенно вечером, перед сном.

- На крик,

- На раздражение,

- На непонятное для ребенка наказание (особенно в жестких формах),

- На агрессию,

- На злость.

Стремитесь быть мудрыми в воспитании  ребенка. Наш негатив разрушает неокрепшую психику ребенка,  дезориентирует его и,  следовательно , в конечном счете ослабляет его здоровье.

Заповедь 9.    Питание.

Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка  следует придерживаться простых, но очень важных правил.

- Питание должно быть по режиму (выработать у ребенка привычку есть в строго отведенные часы).

-Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок.

- Включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты.

-Важно, чтобы питание  было хорошо сбалансировано : в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов.

-Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи.

-Еда должна быть простой, вкусной и полезной.

- Настроение во время еды должно быть хорошим.

- Аппетит ребенка зачастую зависит  от внешнего вида еды.

Заповедь 10. Творчество.

     В творчестве ребенок может выразить себя: свои мысли,  чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам, почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от  них. Через творчество ребенок постигает прекрасное, гармонию мира.

    Помогите ребенку увидеть прекрасное в мире, влюбиться в красоту и поддержите его желание созидать.

    Для этого подходят различные виды деятельности:

- рисование,

- лепка ( из пластилина, глины, теста),

- изготовление поделок из бумаги,

- шитье, вязание, плетение,

- занятие музыкой и пение, прослушивание классической и детской музыки,

- занятия танцами, театрализованной деятельностью.

  Все это и многое другое дает возможность эмоционального выражения , учит ребенка любить труд , гордиться собой.

Список литературы

1. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

2. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.

3. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.

4. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.

5. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста /

 Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

6. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.

7.  Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

тема: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....

Опыт работы по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Опыт работы по теме:«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»...