Консультация для воспитателей «Закаливание в условиях летней прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной. Этим определяется его основная цель и задачи. Важно всесторонне использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок окреп и закалился.
Закаливание детей летом – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.
Так что же такое закаливание? Ответ вы найдете в данной консультации. Будьте здоровы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie_2022.docx | 98.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14 «Ромашка»
города Белореченска муниципального образования Белореченский район
Консультация для воспитателей
«Закаливание в условиях летней
прогулки на площадке детского сада и в групповом помещении»
Подготовила: инструктор ФК,
Стрельцова А.П.
ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной. Этим определяется его основная цель и задачи. Важно всесторонне использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок окреп и закалился.
Закаливание детей летом – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.
Так что же такое закаливание?
Закаливание – это прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Цель закаливания – выработка способности организма реагировать должным образом на изменение окружающей среды, развивать выносливость организма ребенка.
Принципы закаливания:
- Систематичнось использования закаливающих процедур.
- Постепенность увеличение силы раздражающего воздействия.
- Последовательность в проведении закаливающих процедур.
- Учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояние его здоровья.
- Комплексность воздействия природных факторов.
- Положительно – эмоциональное отношение ребенка к закаливающим процедурам.
ПРАВИЛА И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Закаливание в детском саду может проводиться при определенных условиях:
- Закаливание должно проводиться регулярно.
- Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
- Закаливание начинается со слабых раздражителей и затем переходит к более сильным. Это касается постепенного понижения температуры воды, например, в ванночках для ног или температуры воздуха в помещении.
- Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка.
Существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание ребенку не рекомендуется, а именно:
- если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;
- если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания;
- карантин в детском саду;
- повышенная температура у ребенка вечером;
- страх у ребенка перед закаливанием.
По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?
Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.
Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.
Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.
Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.
Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5 – 15 мин.), во время сна отмечается расслабления мышц, ребенок не пробуждается от звука и света.
Лето — пора солнечных ванн. Ведь пребывание ребенка на свежем воздухе 2,5 — 3 часа обеспечивает организм суточной нормой витамина D. Лучшее время для солнечных ванн с 9 до 11 часов или с 16 до 18 часов. Но стоит придерживаться принципов дозированного пребывания на солнце.
Водные процедуры — одно из оздоровительных мероприятий. В комплексе с воздухом и солнцем они самые эффективные. Однако в детском саду к применению всех видов и методов закаливания следует подходить дифференцированно и индивидуально, учитывая состояние здоровья каждого ребенка, его психические и физиологические особенности, принципы закаливания и тому подобное.
Дети чувствительны к различным изменениям. Чтобы сделать незаметным для них переход к новым условиям, необходима четкая организация всех режимных моментов, особое внимание к каждому ребенку, забота о его хорошем самочувствии, бодром настроении. При выполнении режима необходимо придерживаться постоянства основных его моментов — часов питания, сна, игр, занятий. Это ведет к выработке динамического стереотипа.
Летний период — самая благодатная пора для физического развития детей. Именно летом такие природные факторы, как солнце, воздух и вода эффективно влияют на организм человека, укрепляют здоровье и повышают работоспособность. Все эти факторы используются как самостоятельные средства закаливания организма. Они повышают сопротивляемость организма к переохлаждению и инфекционным заболеваниям, придают ему способности приспосабливаться к резким метеорологическим изменениям.
Во время занятий на свежем воздухе, при солнечной погоде, в воде усиливается эффективность воздействия физических упражнений. Они вызывают у детей положительные эмоции, повышают функциональные возможности отдельных органов и систем.
Эффективным средством оздоровления и физического воспитания детей являются прогулки, которые организуют на игровых площадках, оборудованных для каждой возрастной группы. Активная деятельность на прогулке (игры, физкультурные комплексы, спортивные развлечения, наблюдения, трудовая деятельность и тому подобное) закаляет детей, развивает их движения, формирует физические качества, повышает жизненный тонус и способствует всестороннему развитию. Поэтому в летний период следует обеспечить максимальную продолжительность ежедневного пребывания детей на свежем воздухе.
Летом в жаркие дни лучше организовывать игры в затененной зоне, где солнечные лучи рассеянные. Дети обязательно должны быть в головных уборах. Солнечные ванны проводят строго дозировано под наблюдением медицинских работников с учетом индивидуальной чувствительности детей к солнцу, особенностей состояния их здоровья.
В условиях жары при температуре + 30 °С и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на более раннее время, а деятельность, которую предусматривали организовать на площадке, с некоторыми изменениями можно провести и в помещении.
На прогулке нужно строго соблюдать питьевой режим, особенно в жаркие дни. Ведь повышенная двигательная активность и высокая температура воздуха способствуют обезвоживанию организма.
Закаливание воздухом:
- воздушные ванны в помещении (дети должны кушать, играть и спать в теплую погоду при открытых окнах);
- воздушно-солнечные ванны (на прогулках, которые организовывают каждый день по два раза. Проводить прогулки следует в любую погоду. При закаливании воздухом очень важно правильно одевать детей по сезону и погоде, чтобы обеспечить им свободную подвижность и необходимый тепловой комфорт. В теплые дни организуют игры средней подвижности, чтобы дети не перегревались).
Закаливание водой:
- обтирание (начинать закаливание водой можно с влажного обтирания (1-2 минуты) сначала с рук, шеи. Дальше обтирать до пояса, потом ноги;
- обливание (закалке способствует обливание стоп – как самостоятельная процедура и в комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку. После прогулки также можно обливать ноги детей нагретой на солнце водой);
- купание (в резиновых бассейнах, установленных на площадках).
Закаливание солнцем:
- Детям рекомендуется кратковременное пребывание на солнечном участке. Крайне осторожно солнечные ванны назначаются детям от 1 до 3 лет.
- Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже +18°С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа).
- Загорать часто, но непродолжительно. Лучшее время для загорания на юге – 8-11 и 17-19 часов.
- Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату.
- Не рекомендуется загорать непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха от +30 С.
ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ |
7 лет).
|
ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ БОСИКОМ ПО «ДОРОЖКЕ ЗДОРОВЬЯ» ЛЕТОМ Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, камни, травяной покров. |
ПАМЯТКА ПО ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ ВОЗДУХОМ ЛЕТОМ Общая воздушная ванна В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут. Контрастная воздушная ванна Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом – +14 –+15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".
Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду....
Летняя прогулка по территории детского сада.
Развивать умение узнавать и называть растения родного края, речь, мышление, наблюдательность. воспитывать бережное отношение к природе, закрепить знания о признаках лета....
консультация для воспитателей "Закаливание в условиях ДОУ"
Консультация для воспитателей " Закаливание в условиях Доу"...
Консультация для воспитателей «Закаливание детей в летний период»
quot;Закаливание детей в летний период"...
«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...
Консультация для воспитателей на тему: «Календарь работ на огороде в детском саду на летний период»
консультация...
Консультация для родителей на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»
Условие для успешной адаптации к детскому саду....