Тренинг по профилактике эмоционального выгорания "Помоги себе сам"
методическая разработка
Цели:
- профилактика и сохранение психологического здоровья руководителей в образовательной среде;
- ознакомление с приемами саморегуляции
- профилактика синдрома эмоционального выгорания через снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- знакомить с понятием «профессиональное выгорание»;
- снижать уровень эмоционального выгорания у руководителей ДОО;
- находить внутренние ресурсы, творчески раскрываться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 133.63 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 676.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
по профилактике эмоционального выгорания «Помоги себе сам» на заседании руководителей дошкольных образовательных организаций в рамках августовского совещания работников образования Сабинского муниципального района РТ
подготовила: заведующий МБДОУ Шеморданский детский сад № 3 «Салават купере» Адгамова Гузель Рафисовна
Цели:
- профилактика и сохранение психологического здоровья руководителей в образовательной среде;
- ознакомление с приемами саморегуляции
- профилактика синдрома эмоционального выгорания через снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- знакомить с понятием «профессиональное выгорание»;
- снижать уровень эмоционального выгорания у руководителей ДОО;
- находить внутренние ресурсы, творчески раскрываться.
Ход тренинга.
-Добрый день, уважаемые руководители.
В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания, как педагогов, так и руководителей. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности руководителя, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
Эмоциональное выгорание - это ответ на хроническое эмоциональное напряжение. В современном мире сложно сохранять эмоциональное равновесие, тем более руководителю, когда все возникающие профессиональные проблемы приходится разрешать, сохраняя при этом педагогический такт и уважение коллектива.
Упражнение «Грецкий орех» (5 мин)
Задачи:
- настроить участников на тональность тренинга;
- создать атмосферу ценностного отношения к теме;
- поговорить об особенностях личности.
Ведущий. В этом мешочке находятся грецкие орехи. Возьмите каждый по одному ореху, внимательно рассмотрите его, изучив структуру и особенности строения.
По форме грецкие орехи напоминают человеческий мозг. Подобное сходство не случайно: природа дает понять, что эти плоды — самая подходящая пища для ума и не только. А кто является «мозговым центром» в детском саду?
Участники. Заведующий.
Ведущий. Да, грецкий орех символизирует руководителя ДОО.
О полезных свойствах грецкого ореха люди знают уже давно. С древних времен они считались пищей богатырей, а в Древнем Вавилоне жрецы вообще запрещали употреблять орехи простым смертным. Чем же так ценен грецкий орех?
По рецепту тибетской медицины грецкие орехи рекомендуется регулярно употреблять в пищу людям при стрессах и переутомлении (как нервном, так и физическом, при головных болях, после тяжелой болезни, для укрепления сердца. Недаром грецкий орех называют «царским». Ведь ежедневное употребление этих плодов позволит избавиться от переутомления, держать в тонусе нервную систему, укрепить сердечную мышцу, отрегулировать кислотность и не допустить возрастного ухудшения зрения. А если во время диеты на завтрак съедать немного орехов с медом, организм будет обеспечен питательными веществами на весь день.
Возьмите себе орехи на память и помните всегда, что вы являетесь ядром (мозговым центром) своей организации и должны быть: крепкими, уравновешенными, мудрыми, выдержанными, полезными, обладать большим запасом энергии.
Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное выгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть» на работе или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома.
Упражнение «Лестница»(4 мин)
Задача: осознавать себя как личность, находящуюся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Упражнение «ЛЕСТНИЦА» (раздаточный материал)
У вас в раздаточном материале нарисована ЛЕСТНИЦА. Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры, вот как вы решите так себе ее и обозначьте. Теперь обозначьте где вы находитесь, здесь в центре, внизу, вверху. Просто ответьте себе на вопрос: Где я нахожусь в данный момент?
Давайте рассмотрим ответ на ваши вопросы?
Первая ступенька - Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!
Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ (не умею, не получится)
Третья (следующая) ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Пятая ступенька – Я попробую…
Шестая ступенька – Я могу это сделать!
Седьмая ступенька – Я это делаю!
Восьмая ступенька – Это же так просто!
Конечно же здесь важно нигде вы находитесь, а место которое вы выбрали, оно идет в движением вверх или вниз. Готово ли вы решать свои проблемные вопросы, или остановились на месте. Что вам нужно сделать для того чтобы перейти на лестницу ВЫШЕ!
Лестница нужна для того, чтобы понять, кто готов к переменам, а кто нет. Так как стресс, если он хронический, или собственно эмоциональное выгорание, предполагает следующий шаг, это желание хочу или не хочу что-то менять в себе, в своей жизни.
Участники отвечают.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам посмотреть короткометражный позитивный мультфильм «Барашек и Кролень», в котором заложен глубокий философский смысл осознания себя как личности, находящейся в определенной жизненной ситуации, и сделать выводы. Мультфильм яркий, в нем немного героев, но они все забавные и интересные. Я уверена, вы не пожалеете о потраченном времени на просмотр.
Просмотр мультфильма «Барашек и Кролень» .
В мультфильме вы увидели барашка, который слишком себя любил. Обычно такие личности очень сильно страдают, когда нарушается их стабильность, и они уже не такие, как были раньше. Так случилось и с нашим барашком, пока он был красив, был веселый и озорной, но в один момент все рухнуло: он стал посмешищем, и что он начал делать? Унывать и расстраиваться. Согласитесь, многие бы так поступили, потеряв свою красоту и «карьеру». Но Кролень дал ему очень хороший совет, ведь, и правда, если есть здоровье, руки и ноги, значит еще не все так плохо, просто нужно из всего происходящего брать все самое лучшее и делать выводы. Ведь если что-то и случилось плохое, не стоит опускать руки и отчаиваться, потому что жизнь продолжается, и все самое интересное ждет нас впереди. Да, конечно не все будет гладко, и на педагогическом пути не всегда случается только хорошее, но это жизнь, и к ней нужно относиться философски. У каждого из нас найдется свой Кролень, который поддержит в трудную минуту и укажет верный путь.
Уважаемые коллеги, безвыходных ситуаций не бывает - есть непредвиденные обстоятельства. Не теряйте надежду - ищите выход.
- Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из сложившейся ситуации, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
Таблица «Помоги себе сам»
- Обратите внимание на таблицу психосоматических проявлений, в которой представлено описание психологических причин болезни, указан орган, на котором отражается данное заболевание, и рекомендован способ самопомощи – аффирмации (Привожу пример).
Психологическая причина болезни В каком органе проявляется болезнь Повторяйте себе несколько раз в день
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема -Высокое давление- Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен
Самокритика, страх -Головная боль - Я люблю и одобряю себя
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь - Желудок -Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.
Черствость, отказ от радости – Сосуды- Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.
Хроническое нытье - Печень - Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.
- Чтобы сохранить психическое здоровье, творческую активность и осознать свое «Я», важно правильно расставлять акценты на социально-значимые роли.
Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.
Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Упражнение "Подарки".
Цель: положительное завершение тренинга.
Материалы: конфеты с "секретом" в вазочке.
Ход упражнения:
Ведущий: когда говорят о поражениях, то рядом ставят слово «горечь», когда о победах – "сладость". Если считать нашу сегодняшнюю работу маленькой победой, то можно получить награду – конфету. Только конфета не простая – к каждому фантику прикреплены особые помогающие пожелания и позитивные мысли. Оранжевый и жёлтый цвета очень хорошо притягивают удачу, приятные моменты и новые интересные знакомства.
Предлагаем каждому выбрать свою конфету из вазочки.
И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.
Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»
- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?
- Здравствуйте! Соединяю!
- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!
- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!
- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!
… Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с оператором отдела исполненных желаний” … Жду…
- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?
- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.
- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?
- Да, внимательно.
- Начинаем с последнего года:
1) Надоела эта работа! ( исполнено: “работа надоела!”)
2) Муж не обращает внимания! ( исполнено: “не обращает!”)
3) Ой, мне бы немного денег! ( исполнено: денег – немного)
4) Подруги – дуры! ( исполнено: они – дуры)
5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! ( исполнено: на 10 этаже под самой крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)
6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! ( исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)
7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь ( исполнено: к свекрови на дачу, ей как раз рабочая сила нужна)
Ну что такое, никто цветов не подарит ( исполнено: не подарит)
Продолжать? Здесь примерно на год чтения!
- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!
- Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?
Смешок в трубке…
- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!
И конечно же не забывайте про САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Рефлексия деятельности
Уважаемые коллеги, приятно было с вами общаться. И мне хочется вам пожелать, чтобы работа приносила радость и позитив! Удачного дня!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
8 7 6 5 4 3 2 1
Таблица « Помоги себе сам »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»
В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...
тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...
Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ
Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ...
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания «Гармония в душе»
Тренинг для педагогов...
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Помоги себе сам!»
Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. Если есть проблема, значит, есть способы решения.У каждого человека есть выбор:Опустить руки, поз...
Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.
Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...