"Кризис 7 лет. Готовность к школе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ирена Владимировна Шилова

Готовность к школьному обучению

   формируется в ходе самого обучения.

   Пока не начали обучать ребёнка в логике

   программы , до тех пор нет готовности к

   обучению; обычно готовность к школьному

   обучению складывается к концу первого

   полугодия первого года обучения в школе.

                                                      Л.С. Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кризис 7 лет277.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению» Тренинг педагога- психолога ГБДОУ детский сад №18 Шиловой Ирены Владимировны

Слайд 2

Основная симптоматика кризиса: Потеря непосредственности ( желание-переживание-действие) Манерничанье ( душа уже закрыта) Симптом «горькой конфеты » ( не показывает свои чувства, замыкается) Возникновение внутренней жизни Ребёнок хочет выполнять социально-значимую и социально оцениваемую деятельность. Неуправляемость поведением ребёнка со стороны взрослых.

Слайд 3

Готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Пока не начали обучать ребёнка в логике программы , до тех пор нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе. Л.С. Выготский

Слайд 4

Дошкольное обучение Характеризуется интеллектуалистическим подходом ( умения читать, считать, писать) Готовность определяется тем, в какую деятельности умения включены Никогда нельзя измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков( письмо, чтение, счет) Ребёнок может не владеть ещё соответствующими механизмами умственной деятельности

Слайд 5

Готовность к школе по Д.Б.Эльконину Произвольное поведение ( как ребёнок играет, подчиняется ли правилам, берёт на себя роли) Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения !! Система социальных отношений ребёнок-взрослый лежит через выполнение правила. Сначала выполняются правила в присутствии взрослых, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого и затем правило становится внутренним

Слайд 6

Переход к системе школьного обучения по Л.С.Выготскому Научиться различать разные стороны действительности , только потом можно переходить к предметному обучению Для усвоения основ научного мышления ребёнку необходимо понять, что его собственная точка зрения не может быть абсолютной и единственной

Слайд 7

Мышление ребёнка дошкольного возраста по Ж.Пиаже Переход от дооперационного мышления к операционному мышлению школьника Операция –это внутреннее действие, ставшее сокращённым, обратимым и координированным с другими действиями в целостную систему Переход от центрации к децентрации Ц ентрация - это видение мира через свою точку зрения Д ецентрация - предметом мысли становятся мысли других людей. Обучение невозможно, пока децентрация не произошла(!)

Слайд 8

Три линии развития дошкольного возраста Линия формирования произвольного поведения Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности Линия перехода от эгоцентризма к децентрации

Слайд 9

Состояние неопределённости, как симптом кризиса: Нарушение биологического и психологического равновесия Снижается устойчивость к стрессам Растёт напряженность Ребёнку свойственна тревожность, капризы, упрямство, несосредоточенность , демонстративность , замкнутость Внешние и внутренние мотивы

Слайд 10

Личностная готовность Отношение ребёнка к школе, к учебной деятельности, к самому себе, мотивационная готовность , что ребёнок стремится к функции ученика Эмоционально-волевая (длительное время выполнять непривлекательные задания) Если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, прилагать усилия к реализации, преодоления препятствий, то эмоционально-волевая готовность к школе сформирована.

Слайд 11

Анкета признаков кризиса 7 лет ребенка В нижеприведенной анкете дайте ответы на вопросы с максимальной честностью : 0 – если такое поведение отсутствует у вашего ребенка ; 1 – что-то такое вы замечали, но не уверенны; 2 – это именно то, что с моим ребенком происходит .

Слайд 12

Вопросы теста Я стала замечать большие изменения, кажется, мой ребенок стал совершенно другим . Мой ребенок часто не слушает меня и грубит, когда я прошу его не перебивать взрослых . Ребенок перестал сам учить уроки, не увлекается играми, которые еще недавно вызывали дикий интерес, а только часами гуляет с друзьями . Я стала с трудом отводить ребенка в детский сад/или начальную школу – он напрочь отказывается туда ходить . Мы часто играем с ним/ней в школу . Мой ребенок стал вредничать и до посинения настаивать на своей точке зрения Гримасы, позирование, разговор писклявым голосом – его постоянное поведение . Все родные беспрерывно находятся с ним в конфликте. Кажется, его не устраивает абсолютно все.

Слайд 13

Анализ ответов Если у вас итоговая цифра от 11 до 20, то ваш ребенок сейчас находится в стадии кризиса 6 – 7 лет . Поэтому вам необходимо пересмотреть и свое поведение в корне. Поскольку ваше активное действие или пассивное бездействие могут сильно сказаться на направлении его воспитания. • Если ваше число составило от 6 до 10 балов : скорее всего, это последствия неправильного воспитания ребенка и возрастной кризис 7 лет пока не начался. Но обратите на это внимание и в ближайшем времени постарайтесь откорректировать ситуацию правильным воспитанием. • Для родителей с суммой баллов от 0 до 5 рекомендуется понаблюдать за поведением ребенка . Для семилетнего возраста ваш ребенок слишком спокоен . Возможно, кризис 7 лет проходит глубоко внутри, что явно не на пользу вашему чаду.

Слайд 14

Скорая помощь! 1 . Не паникуйте, это лишь очередная сложность, которую вы обязательно преодолеете. Как и любые болезни, кризисы – это лишь временное в вашей жизни. Просто правильно ведите себя, и вскоре все придет в норму. 2. Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку . Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно. 3. Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу .

Слайд 15

Рекомендации родителям 1. Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе. Слишком много в одночасье переходит в категорию «нужно делать » , а у ребенка сразу же появляется бесконечное «не хочу – не буду» . Рекомендации кризис 7 лет : корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить. Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример такого поведения. 2. В кризисные 7 лет ребенок уже может принимать решения, основываясь на личном опыте. В период очередного отказа не давите на него своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.

Слайд 16

Рекомендации родителям 3. Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением. 4. На переходном этапе кризиса 7 лет рекомендуется сразу не переключать ребенка с игрушек на книги и письмо. Вводите школьные предметы постепенно, даже играючи. Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка .

Слайд 17

Рекомендации родителям 5 . Особенностью кризиса 7 лет является непослушание. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его. Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым. Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных : задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. 6. В кризис семи лет ребенок хоть и взрослеет , но все же глубоко еще остается ребенком . Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать » с помощью прочих факторов.

Слайд 18

Рекомендации родителям 7 . Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет : не относитесь к ребенку как к своей вещи . Да, вы его родили и вырастили , но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас. Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей . Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить. Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять , что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет . Ваша основная задача, как родителя , поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.

Слайд 19

«Торопить» ребёнка в развитии- это травмировать его психику, самим «травмироваться», переживая «комплекс плохого родителя» Ждать от ребёнка , что он прыгнет выше головы , внутренне требовать от него , то на что он ещё просто физически неспособен, вот что з начит быть плохим родителем .

Слайд 20

Хороший родитель - это адекватный родитель, который понимает, с какими огромными трудностями на каждом этапе своего развития сталкивается ребёнок, и помогает ему эти трудности преодолеть, выстилая дорогу каждого конкретного успеха ребёнка положительными, с тимулирующими его подкреплениями. А.Курпатов

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Слайд 22

Литература: Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2011г Выготский Л.С.Педагогическая психология.М., 1999 Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.,1994 Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии развития ребенка дошкольного возраста: Сб.статей М.,1995 Статьи Черниговской Т.В., Петрановской Л.В., Доктора Андрея Курпатова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис 6—7 лет и психологическая готовность к школе

Многие родители, понимая важность и необходимость перестройки всей деятельности ребенка (с игровой на учебную), готовы сделать все, чтобы облегчить ему вступление в новую фазу жизни. Но часто основную...

Родительское собрание на тему :"Психолого -Педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет."

Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогическихособенностях детей семилетнего возраста.Задачи:- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнеговозраста в кризисный...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....