Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы: звуковая сторона речи, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rechevaya_gotovnost_k_shkole.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Подготовили:
Учитель-логопед
Бадайкина Оксана Александровна
Учитель-логопед
Тонкоглас Татьяна Георгиевна
29.09.2022 г.
Уважаемые родители, перед школой осталось совсем немного времени, и Вы волнуетесь – готов ли Ваш ребёнок к школе. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе? По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить речевую готовность к школе вашего ребенка? Давайте рассмотрим все направления, речевого развития.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы: звуковая сторона речи, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь. Помимо развития речи у ребёнка ещё должны быть сформированы графомоторные навыки.
Остановимся подробнее на каждом из них.
1. Звуковая сторона речи (звукопроизношение).
Ребёнок должен уметь:
- правильно произносить все звуки речи;
- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи (говорить медленно или быстро);
Нарушение звукопроизношения приводит в итоге к тому, что ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме появляются замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи, а также появляются ошибки при чтении.
2. Грамматическая сторона речи (навыки словоизменения и словообразования).
Ребёнок должен уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например, я бегу, ты бежишь, он (она) бежит).
В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать следующие аграмматизмы:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
Навыки словообразования:
Ребёнок должен уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
3. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Ребёнок должен уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи);
- употреблять сложные слова (например, длинноногий, вислоухий);
- пользоваться эпитетами (например, чистое поле);
- подбирать метафоры (например, туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);
- подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный);
- подбирать антонимы (высоко — низко, длинный — короткий).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.
4. Связная речь.
Ребёнок должен уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
5. Сформированность графомоторных навыков.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе»
Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладетьпрограммным материал...
Консультация для родителей на тему: «Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?»
Консультация для родителей на тему: «Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?»...
Консультация для родителей "Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?"
Ваш ребенок готовится стать школьником. Для полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога...
Родительское собрание в саду. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....