"Гендерное воспитание детей на музыкальном занятии." Консультация для педагогов.
консультация (подготовительная группа)
Гендерное воспитание детей на музыкальных занятиях.
Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это тот возраст, когда ребенок начинает стремительно развиваться интеллектуально, психически, психологически и, что очень важно — социально
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. То есть, девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Целью данного направления является необходимость сформировать понятие у ребёнка о половой принадлежности.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- Воспитывать уважительное отношение мальчиков к девочкам.
- Воспитывать межличностные отношения между мальчиками и девочками.
- Воспитывать элементарные правила этикета разнополых детей.
- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия через песни, танцы и музыкальные игры.
- Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и
творчества движения мальчиков и девочек в парных танцах.
Так, все основные части музыкального занятия: музыкально- ритмические движения, пение, слушанье музыки, танцевальная деятельность, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактическая игра — следует проводить с учетом гендерных различий.
В процессе обучения важно ещё учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии. (модели, схемы)
На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности, наиболее продуктивна и ярко выражена работа по гендерному воспитанию при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, полонез и т. д., обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, в подготовке и проведении праздников, развлечений.
Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость).
Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах, требующими к себе внимание.
В развитии характерных мужеских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают такие средства воздействия, как музыка, художественное слово, элементы мужских и женских костюмов.
С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду объясняю детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах приучаю к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.
К тому же на музыкальных занятиях у педагога есть масса возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола. Так как, все основные части музыкального занятия: музыкально- ритмические движения, пение, слушанье музыки, танцевальная деятельность, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактические игры — следует проводить с учетом гендерных различий или гендерного подхода.
В музыкально-ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами, платками и т д).
Слушание музыки может быть тоже организовано с учетом формирования гендерной идентичности. На занятиях дети учатся рассказывать о характере музыки, о ее эмоциональном настрое. Тихая, спокойная музыка колыбельной песни характеризует специфические черты девочек: нежность, скромность, терпимость. Бойкий, ритмичный марш – стремительность, активность и решительность мальчиков. Или же например, на одном занятии можно послушать часть «Карнавала животных» К. Сен-Санса «Лебедь», а затем попросить девочек подвигаться под эту замечательную музыку, а мальчиков — понаблюдать за движениями девочек и выбрать самую плавную, нежную лебедушку. На следующем занятии можно прослушать произведение из того же цикла, например, «Вступление и королевский марш льва» и попросить мальчиков изобразить львов, а девочкам выбрать самого важного и мужественного Царя Зверей.
Пение. При формировании у детей певческих навыков учитывается то, что особенно мальчики дошкольного возраста, обнаруживают при прослушивании крайне ограниченный диапазон и воспроизводят мелодию голосом более или менее верно в пределах кварты – сексты, в основном в первой и малой октавах. При этом тембры их певческого и разговорного голоса полностью совпадают, т. е. они «поют, как говорят». Так как мальчики говорят, используя преимущественно грудной регистр, а поют фальцетом, то для них большое значение имеет «разогрев» голоса, т. е. распевание, когда происходит торможение речевого двигательного динамического стереотипа. В хоровом пении мальчики и девочки поют вместе, их тембр сливается, но если же поют одни мальчики, их тембр конечно же отличается от тембра ансамбля девочек.
В репертуар дошкольников можно включить следующие песни: «Из чего же. ?» Ю. Чичкова, «Папа может» В. Шаинского, «Капитан» З. Роот, «Мама» В. Гаврилина, «Маленькая мама» Г. Струве и др.Например, для мальчиков 5-6 лет, песни «Бравые солдаты», «Все мы моряки», А, Филиппенко, воспитывают мужественность, и героизм.
Для девочек, песни «Солнышко», муз. А. Ермолаева, «Колыбельная» муз. Назаровой, воспитывают такие качества как: доброта, бережное отношение друг к другу и т. д.
В танцевальной деятельности, особенно в парных танцах, тоже необходимо подчеркивать отличительные движения девочек и мальчиков.
Следует акцентировать внимание детей на таких моментах, как: приглашение на танец исходит от кавалера, или же мальчик например, как настоящий рыцарь, встает на одно колено и подает руку девочке, в танце она обходит мальчика легкими шажками. Существует ряд специфических различий у мальчиков и девочек в объяснении основных положений в танце, технике и манере исполнения движений:
Положение рук: у девочек - «на юбочке», у мальчиков - «на поясе».
Специальные движения: для мальчиков - глубокие приседания с вставлением пятки, присядки, хлопки с притопом, большие прыжки, широко раскрытые руки. Покачивания с руками за спиной.
У девочек - всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие кружения, плавные ходы, взмахи руками.
Манера исполнения: у девочек – плавная, кокетливая, нежная, кроткая У мальчиков - мужественная, широкая, чёткая, сдержанная. После танца мальчик провожает девочку на место.
С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду необходимо объяснять детям, что правильная осанка, это и женская красота, и мужская статность.
Хороводная игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности.
Песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.
Для мальчиков старшего возраста, все патриотические праздники «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Космонавтики», где дети знакомятся с историей Российского государства, его традициями и устоями, являются важными, опорными моментами их мужского воспитания.
Для девочек – «День Матери», «Международный женский день», где девочки учатся воспринимать внимание мальчиков с благодарностью, а мальчиков приучают оказывать знаки взаимного внимания, и т. д. При проведении этих праздников ребята показывают все свои умения, приобретенные знания и навыки внимательного отношения друг к другу.
Строя музыкальные занятия и учебно- воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, необходимо воспитывать у мальчиков мужское, а у девочек женское начало. Соответственно подобранные танцевальные композиции, песенный репертуар, решают задачи эстетического и духовного развития.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Важная задача педагога в детском саду, создать условия, способствующие гендерной социализации детей, которые реализуют положительные результаты. Соблюдая все эти условия, педагог заметит, как повысится уровень его психолого-педагогической компетентности и творческий потенциал. Расширится кругозор детей и объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Обогатится культура поведения и общения детей, мальчики будут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети познаю половую принадлежность своего имени, отношение к нему.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика
В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
гендерное воспитание детей на музыкальных занятиях
презентация...
Проект на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формир...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность
Статья предназначена как для музыкальных руководителей, так и для родителей воспитанников ДОУ. Раскрыты основные поятия гендерного воспитания и осуществление полоролевой социализации дошкольника...
Внешний вид детей на музыкальных занятиях (консультация для родителей).
Внешний вид на музыкальных занятиях...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»,
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»,доклад...