Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья предназначена как для музыкальных руководителей, так и для родителей воспитанников ДОУ. Раскрыты основные поятия гендерного воспитания и осуществление полоролевой социализации дошкольника в процессе музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 61.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства.
В течение пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит-наблюдает вокруг. И поэтому мы – взрослые, в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями.
В детском саду осуществляется полоролевая социализация детей дошкольного возраста, с учетом условий дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии. Средство: игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песни. Методы: игры, познавательно-развивающие этические беседы, проблемные ситуации, схемы-действия. Формы: игровая деятельность, экспериментальная, проблемно – поисковая.
Английская писательница Мэри Уолстоункрафт (1759-1797) высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания. Девочки наряжаются и играют в куклы, а мальчики играют в другие игры — шумные, активные (сегодня это принято называть «гендерной социализацией»).
На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности, наиболее продуктивна и ярко выражена работа по гендерному воспитанию при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, полонез и т.д.), обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, проведении праздников и развлечений. В музыкально – ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
В игре на музыкальных инструментах, используются: ложки, барабаны, коробочки – для мальчиков. Бубны, колокольчики, треугольники – для девочек.
Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость).
Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах), требующими к себе внимание.
В развитии характерных мужеских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают такие средства воздействия, как музыка, художественное слово, элементы мужских и женских костюмов.
С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду объясняются детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах дети приучаются к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.
Девочки и мальчики участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи. Например, танец «Приглашение», р.н.м., обр. М.Раухвергер; «Дружные пары», «Полька» И.Штраус; «К нам гости пришли», муз. А.Александрова. Их привлекают знакомые нам с детства русские народные игры: «Кто у нас хороший?», р.н.п.; «Гори – гори ясно», р.н.п.; «Ворон», р.н.п.. «Яша и Маша», игра, где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек.
В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрых, нежных отношения друг к другу. Например, для мальчиков 4-5 лет, хоровод «Ходит Ваня», русская народная песня.
Хороводная игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности. Например, хоровод «Весёлая девочка Алёна», муз. А.Филиппенко.
Но самое главное – через хоровод, игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дошкольники.
Для мальчиков 5-6лет, «Танец богатырей», муз. С.Намина «Богатырская» - помогает дошколятам освоить: «езду на коне», «стрельбу из лука», «битву на мечах» и т.д. Для девочек 5-6лет, «Танец Фей», «Танец лебедей», муз. П.И.Чайковского, где девочки, через музыку и танец, знакомятся с основами классического балета.
Песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Объединение девочек в инсценирование песен, сказок основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к содержанию игр, сказок, песен.
Например, для мальчиков 6-7лет, песня «Танкисты», Дмитрий Покрасс, основанная на дружбе и воспитывающая мужественность, и героизм. Для девочек, песня «Солнышко», муз. А.Ермолаева, воспитывающая такие качества как: доброта, любовь к природе, нежное отношение к родной Отчизне и бережное отношение друг к другу.
Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ.
Для мальчиков старшего возраста, все патриотические праздники «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Независимости», «День Космонавтики», где дети знакомятся с историей Российского государства, его традициями и устоями, являются важными, опорными моментами их мужского воспитания.
Для девочек – «День Матери», «Международный женский день», где девочки учатся воспринимать внимание мальчиков с благодарностью, а мальчиков приучают оказывать знаки взаимного внимания, и т.д. При проведении этих праздников ребята показывают все свои умения, приобретенные знания и навыки внимательного отношения друг к другу.
Строя музыкальные занятия и учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, позволяет воспитывать у мальчиков мужское, а у девочек женское начало. Соответственно подобранные танцевальные композиции, песенный репертуар, решают задачи эстетического и духовного развития.
Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу - моделью поведения, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения. Сотрудничество разных специалистов ДОУ по гендерному воспитанию детей объединяет усилия разных специалистов детского сада, для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Этим вопросом занимаются не только музыкальный руководитель, а непосредственно воспитатели и другие специалисты: педагог – психолог, инструктор по физической культуре. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей. «Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка – это два разных мира. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!» В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.
Литература
- Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
- Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.
- Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М., 1988.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.
- Репина Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. М.,1995.
- «Девочки и мальчики — два разных мира» В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман
- http://ru.wikipedia.org/wiki Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- www.grani.vspu.ru А.Н. Харчевникова Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Проект на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формир...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через призму ФГОС ДО
Гендерное воспитание это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности....
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевых игр»
В современном дошкольном образовательном учреждении мальчики и девочки могут воспитываться вместе без нарушения статуса, если у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность....
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность в тесном взаимодействии детского сада и семьи
Статья на конференцию...
Гендерное воспитание детей младшего возраста через игровую деятельность
Гендерное воспитание детей младшего возраста через игровую деятельность...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»,
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»,доклад...