Дидактическая игра «Девочка чумазая…»
материал (младшая группа)

Капитанова Елена Фёдоровна

 Дидактическая игра «Девочка чумазая…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igry.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Дидактическая игра «Девочка чумазая…»

 Цель: закрепляет полученные умения по мытью рук на кукле.

 Оснащение: кукла, тазик с водой, кусочек мыла, полотенце. Ход игры: покажите ребенку куклу с грязными руками. Прочтите отрывок из стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».

 – Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?  

Черные ладошки, На локтях – дорожки.

          Рассмотрите куклу. Попросите ребенка назвать грязные части тела куклы. Спросите: « Что нужно сделать для того, чтобы кукла была чистая?» Выслушайте ответы детей. Предложите вспомнить, что нужно для мытья рук (вода, мыло, полотенце). Рассмотрите картинку с алгоритмом выполнения последовательных действий для мытья рук.

        Предложите ребенку помыть грязные ручки куклы. Полюбуйтесь чистой куклой, воскликните: «А ладошки то отмылись!»

          Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой Тане личико!»

           Цель: совершенствовать навыки умывания, усваивать последовательность выполнения действий (алгоритм), ухаживать за младшими (куклой).

          Словарь: понимать, употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных: «водичка», «личико»; глагол повелительного наклонения «умой».

          Оснащение: кукла, мыло, полотенце.

       Ход игры: покажите детям куклу с грязным лицом. Попросите рассмотреть куклу и сказать, что с ней не в порядке.

              Прочтите потешку:

Водичка, водичка,

Умой моѐ личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щѐчки краснели,

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

                 Спросите:

– Что нужно сделать, чтобы лицо у куклы стало чистым? (Куклу нужно умыть или искупать.)

 – Что нужно для того, чтобы умыть куклу? (Вода, мыло, полотенце.)

Предложите ребѐнку умыть куклу. Если ребѐнок затрудняется, окажите ему помощь.

Приложение 5

       Требования к предметно-пространственной среде для младшей группы

Куклы и все атрибуты для игры в кукол

- набор одежды и обуви

-мебель для кукол

– столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки - коляски, санки и качели для кукол

                 Посуда кухонная, столовая и чайная.

 Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, тостер и т.д.

 - Игровой центр « Магазин»

-прилавок

 - «Продуктовый магазин»: в корзинках илина лотках – различные имитаторы продуктов

. - «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.

 - «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.

-«Магазин игрушек». Игровой центр «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки и др.

 Игровой центр «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод и др.

Игровой центр «Больница» или «Аптека»: обратите внимание на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, пузырьки только пластиковые и коробки обклеиваются яркой бумагой.

Игровой центр «Транспорт»: грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы, лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Игрушки-животные: наборы домашних и диких животных.

Центр конструирования: большой напольный конструктор; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек. Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.

 Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр, они должны храниться в отдельном контейнере.

Приложение 6

КАТАЛОГ

Игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста.

     Игра «Уложим мишку спать»

         Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

         Оборудование: мягкая игрушка-мишка, детская кроватка.

            Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку-мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!». Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: «Баю-бай, баю-бай». Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

Игра «Угостим кукол чаем»

 Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

 Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

          Ход игры: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подводит итоги: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

 Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

 Кукол чаем угощать!

           Игра «Кукла идет на прогулку»

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умения выполнять предметно-игровые действия.

 Оборудование: кукла.

           Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду (шапку, куртку, ботиночки). Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава.

 Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!

Надеваем ботиночки на ножки. Вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки.

 Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

             Игра «Водичка, водичка!»

 Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

           Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!». Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает им вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!».

          Занимательная игра «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки

 Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды.

 В конце процедуры взрослый от имени  зайчика хвалит ребенка.

          Занимательная игра «Сделаем лодочки»

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

         Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);

открыть кран;

сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды, вымыть их; закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.

            Занимательная игра «Мыльные перчатки»

 Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

 Оборудование: детское мыло, полотенце.

             Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!». Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода.

 Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

 (взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

  В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки.

          Занимательная игра «Умывалочка»

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

           Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать.

Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

 Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!

 В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».

                 Занимательная игра «Почистим зубки»

 Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

          Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит: «Чтобы зубы не болели, нужно их чистить». Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик!

Где ты ротик?

Зубки, зубки!

Где вы зубки?

Щечка, щечка!

Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

 В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы.

               Занимательное упражнение «Носики-курносики»

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

 Оборудование: индивидуальные носовые платки.

           Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

 Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

 Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

 Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

              Игра "У нас порядок"

     Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

             Ход игры: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.

                Игра "Фонтанчики"

     Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

                  Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни. Рассказ о том, как русские люди закалялись в старину. Игра - драматизация «Девочка чумазая» (для детей старшего дошкольного возраста).

Цели:- дать сведения детям о здоровом образе жизни наших предков, о закаливании в старину;- воспитание у детей желания быть всегда чистыми, опрятными: иметь представление о воде как о природном ...

Конспект игры - занятия по развитию игровой деятельности в 1 младшей группе по теме: "Девочка чумазая"

"Использование  малых  фольклорных  жанров  в  формировании  культурно - гигиенических  навыков  у  детей  раннего  возраста"  ЦЕЛЬ:...

КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Ромашка» « ДЕВОЧКА ЧУМАЗАЯ»

Занятие по закреплению культурно-гигиенических навыков....

Театрализованная игра «Девочка чумазая»

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕКЦель. Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию в игре. Воспитывать желание всегда быть чистым....

Театрализованная игра "Девочка чумазая"

Театрализованная игра "Девочка чумазая" в первой младшей группе в рамках "Недели здоровья"...

Музыкально-дидактическая игра "Девочка - загадка"

Музыкально-дидактическая игра «Девочка — загадка» Идея создания данной игры появилась у меня после того, как я прочитала рассказ С. Силина «Загадочный разговор». Из картона я сделала плоскостное из...