Дидактическая игра «Девочка чумазая…»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Девочка чумазая…»
Цель: закрепляет полученные умения по мытью рук на кукле.
Оснащение: кукла, тазик с водой, кусочек мыла, полотенце. Ход игры: покажите ребенку куклу с грязными руками. Прочтите отрывок из стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
– Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки, На локтях – дорожки.
Рассмотрите куклу. Попросите ребенка назвать грязные части тела куклы. Спросите: « Что нужно сделать для того, чтобы кукла была чистая?» Выслушайте ответы детей. Предложите вспомнить, что нужно для мытья рук (вода, мыло, полотенце). Рассмотрите картинку с алгоритмом выполнения последовательных действий для мытья рук.
Предложите ребенку помыть грязные ручки куклы. Полюбуйтесь чистой куклой, воскликните: «А ладошки то отмылись!»
Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой Тане личико!»
Цель: совершенствовать навыки умывания, усваивать последовательность выполнения действий (алгоритм), ухаживать за младшими (куклой).
Словарь: понимать, употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных: «водичка», «личико»; глагол повелительного наклонения «умой».
Оснащение: кукла, мыло, полотенце.
Ход игры: покажите детям куклу с грязным лицом. Попросите рассмотреть куклу и сказать, что с ней не в порядке.
Прочтите потешку:
Водичка, водичка,
Умой моѐ личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щѐчки краснели,
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Спросите:
– Что нужно сделать, чтобы лицо у куклы стало чистым? (Куклу нужно умыть или искупать.)
– Что нужно для того, чтобы умыть куклу? (Вода, мыло, полотенце.)
Предложите ребѐнку умыть куклу. Если ребѐнок затрудняется, окажите ему помощь.
Приложение 5
Требования к предметно-пространственной среде для младшей группы
Куклы и все атрибуты для игры в кукол
- набор одежды и обуви
-мебель для кукол
– столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки - коляски, санки и качели для кукол
Посуда кухонная, столовая и чайная.
Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, тостер и т.д.
- Игровой центр « Магазин»
-прилавок
- «Продуктовый магазин»: в корзинках илина лотках – различные имитаторы продуктов
. - «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.
- «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.
-«Магазин игрушек». Игровой центр «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки и др.
Игровой центр «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод и др.
Игровой центр «Больница» или «Аптека»: обратите внимание на то, что ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, пузырьки только пластиковые и коробки обклеиваются яркой бумагой.
Игровой центр «Транспорт»: грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы, лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Игрушки-животные: наборы домашних и диких животных.
Центр конструирования: большой напольный конструктор; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек. Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.
Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр, они должны храниться в отдельном контейнере.
Приложение 6
КАТАЛОГ
Игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста.
Игра «Уложим мишку спать»
Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка-мишка, детская кроватка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку-мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!». Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: «Баю-бай, баю-бай». Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.
Игра «Угостим кукол чаем»
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подводит итоги: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
Игра «Кукла идет на прогулку»
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умения выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду (шапку, куртку, ботиночки). Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава.
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки. Вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки.
Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
Игра «Водичка, водичка!»
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!». Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает им вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!».
Занимательная игра «Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки
Оборудование: заяц резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды.
В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Занимательная игра «Сделаем лодочки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);
открыть кран;
сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды, вымыть их; закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.
Занимательная игра «Мыльные перчатки»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!». Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода.
Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем, да, да, да!
Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки.
Занимательная игра «Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать.
Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».
Занимательная игра «Почистим зубки»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит: «Чтобы зубы не болели, нужно их чистить». Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик!
Где ты ротик?
Зубки, зубки!
Где вы зубки?
Щечка, щечка!
Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы.
Занимательное упражнение «Носики-курносики»
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Игра "У нас порядок"
Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.
Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.
Ход игры: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.
Игра "Фонтанчики"
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый образ жизни. Рассказ о том, как русские люди закалялись в старину. Игра - драматизация «Девочка чумазая» (для детей старшего дошкольного возраста).
Цели:- дать сведения детям о здоровом образе жизни наших предков, о закаливании в старину;- воспитание у детей желания быть всегда чистыми, опрятными: иметь представление о воде как о природном ...
Конспект игры - занятия по развитию игровой деятельности в 1 младшей группе по теме: "Девочка чумазая"
"Использование малых фольклорных жанров в формировании культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста" ЦЕЛЬ:...
КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Ромашка» « ДЕВОЧКА ЧУМАЗАЯ»
Занятие по закреплению культурно-гигиенических навыков....
Театрализованная игра «Девочка чумазая»
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕКЦель. Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию в игре. Воспитывать желание всегда быть чистым....
Театрализованная игра "Девочка чумазая"
Театрализованная игра "Девочка чумазая" в первой младшей группе в рамках "Недели здоровья"...
Музыкально-дидактическая игра "Девочка - загадка"
Музыкально-дидактическая игра «Девочка — загадка» Идея создания данной игры появилась у меня после того, как я прочитала рассказ С. Силина «Загадочный разговор». Из картона я сделала плоскостное из...