Проект "Азбука здоровья"
проект (средняя группа)
Тип проекта: информационно - практико-ориентированный, групповой
Цель проекта: Сохранять и укреплять здоровье детей. Использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Азбука здоровья" средняя группа | 105.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Азбука здоровья.
Автор:
Воспитатель
Селютина Людмила Ивановна.
г.Бийск
ДЕВИЗ ПРОЕКТА:
Здоровье свыше нам дано.
Учись малыш, беречь его.
Расти гармоничным,
бодрым, здоровым!
Тип проекта: информационно - практико-ориентированный, групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный 3 месяца
4
Актуальность проекта
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Конечно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Только взаимодействие педагогов и родителей будут способствовать эффективному овладению культурно- гигиеническими навыками, воспитанию у детей привычки к аккуратности, чистоте, порядку. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Цель проекта:
Сохранять и укреплять здоровье детей. Использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
- знакомить детей с правилами правильного питания;
- совершенствовать знания о правилах гигиены;
- прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
- воспитывать умение бережного отношения к своему организму,
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников
Паспорт проектной деятельности
Дети среднего дошкольного возраста
Направленность
- познавательно-речевая;
- коммуникативная;
- оздоровительная;
- игровая;
- физическая.
Участники проекта
- воспитатели группы;
- дети среднего дошкольного возраста;
- музыкальный руководитель;
- родители.
Формы проведения
- занятия;
- беседы;
- игры;
- самостоятельная деятельность детей;
- изучение специальной литературы (научной, методической);
- совместная деятельность педагогов, детей, родителей,
- работа с родителями (родительское собрание, рекомендации, памятки).
Методы и приёмы
Словесный метод:
- объяснение,
- указание,
- вопросы,
- беседы,
- рассказы.
Наглядный метод:
- показ видеоматериалов,
- раздаточный и дидактический материал,
- показ правильного выполнения движений,
- рассматривание плакатов, иллюстраций, альбомов.
Практический метод:
- упражнение,
Игровой метод:
- Создание игровой ситуации.
Материально - техническое обеспечение
- демонстрационный и раздаточный материал;
- аудиозаписи;
- видеозаписи;
- предметно – развивающая среда;
- художественная, методическая литература.
Предполагаемый результат
Дети:
- Расширение знаний детей о здоровье;
- полученные знания и представления о себе, о соблюдении правил гигиены позволят выработать у детей бережное отношение к своему здоровью.
- у дошкольников сформируется биологический смысл гигиенических
мероприятий по уходу за своим телом.
- приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Родители:
- повышение заинтересованности родителей в укреплении здоровья
дошкольников.
- повышение активности родителей в образовательном процессе.
Воспитатели:
- обогащение развивающей среды:
- оформление дидактических и настольно-печатных игр;
- пополнение книжного уголка литературой, иллюстрациями, альбомами по теме проекта.
Этапы проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
I этап Целеполагание | Подготовительный, реализация проекта: 1.Обоснование темы. 2.Подготовить необходимое оборудование. 3.Работа с родителями. 4.Подобрать необходимую литературу. | 1.Вхождение в проблему. 2.Принятие задачи. 3.Дополнение задач проекта. 4.Вживание в игровую ситуацию. | |
II этап Разработка проекта | 1. Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность. | 1. Объединение детей в рабочие группы. 2.Воспитание командного духа. | |
III этап Выполнение проекта | 1.Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта. | 1.Формирование специфических знаний, умений и навыков. | |
IV этап Итоги проекта | Заключительный. Презентация. | 1.Готовят продукт деятельности к презентации. 2.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности |
Этапы работы с детьми, родителями над проектом
«Азбука здоровья»
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Время проведения | |
Месяц | Режим дня | |||
I этап | 1.Анкетирование родителей «Культура здоровья в семье» | Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье и привитие культурно-гигиенических навыков | Январь | 1-я поло-вина дня |
2.Экскурсия в зимний лес. | Радость, эмоциональный подъём, созерцание красоты природы | Январь | 1-я поло- вина дня | |
3.Родительское собрание «О воспитании культурно- гигиенических навыков» | Обогащение педагогических знаний родителей по культуре и этикету, знакомство с требованиями программы воспитания в детском саду. | Январь | 2-я поло- вина дня | |
4. Консультация «Гимнастика для стоп - профилактика плоскостопия» | Познакомить родителей с массажем ног при плоскостопии | Январь | ||
5. Изготовление нестандартного оборудования | Создание необходимой Развивающей среды | Начало февраля | ||
II этап | 1.«В здоровом теле – здоровый дух» (утренняя гимнастика, ароматизация группы) | Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, навыки гигиены Продолжить учить детей заботиться о своем здоровье для укрепления иммунитета. | Январь, Февраль, Март | ежедневно1-я поло- вина дня |
2. «Островок босоножия» (бодрящая гимнастика после сна, босохождение по дорожке здоровья.) | Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний | Январь, Февраль, Март | ежедневно 2-я поло- вина дня | |
3. Беседа с детьми на тему: "Беседа о здоровье, о чистоте" | Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций | Февраль | 1-я поло- вина дня | |
4. Заучивание пословиц | Знакомство с пословицами о спорте и физкультуре | Февраль | 1-я поло- вина дня | |
5.Подвижная игра «Лисы и зайцы» | Закреплять знания о культурно-гигиенических навыках. Упражнять в ловкости и беге с увертыванием. | Февраль | 2-я поло- вина дня | |
6.Познавательное занятие «Да здравствует мыло душистое» |
| Февраль | 1-я поло- вина дня | |
7.Настольно-печатная игра «Мой выбор» | Закрепить правила личной гигиены. | Февраль | 2-я поло- вина дня | |
III этап | 1.Познавательное занятие «Подружись с зубной щеткой» |
| Февраль | 1-я поло- вина дня |
2.Беседа «Ухаживай за своими руками» | Формировать привычку следить за чистотой рук, ногтей. | Февраль | 1-я поло-вина дня | |
3.Словесная игра «Как нужно ухаживать за собой» | Формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены. | Февраль | 1-я поло- вина дня | |
4. Консультация для родителей «Уход за волоса- ми, зубами и те- лом» | Необходимость гигиенических процедур в семье | Февраль | ||
5.Занятия-прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима». | Совершенствовать технику дыхательных упражнений на морозном воздухе. Развивать двигательные навыки. Содействовать развитию общей выносливости. | Март | 1-я поло- вина дня | |
6.Настольно-печатная игра «Мой выбор» | Закрепить правила личной гигиены. | март | 2-я поло- вина дня | |
7. Занятие с деть- ми «Зачем человек ест» | Познакомить детей с правилами здорового питания | март | 1-я поло- вина дня | |
8.Статьи в родительский уголок (Закаливающие процедуры, осанка, плоскостопие). | Ознакомить родителей | Январь, февраль, Март | ||
9. Занятие лечебной физкультурой | Развитие координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата | Март | 1-2-я половина дня | |
IV этап | 1.Физкультурное развлечение (с участием родителей) «В гостях у Мойдодыра» | Закреплять знания детей о гигиене. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Способствовать развитию межличностного общения. | Март | 2-я поло- вина дня |
2.Изготовление фотовыставки «Наши успехи». | Активное участие детей в выборе и оформлении фотовыставки . | Март | ||
3.Презентация альбома «Азбука здоровья» | Закрепление знаний детей полученных в ходе данного проекта. | Март |
Список используемой литературы
1.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.
2.Новикова И.М., формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. [Текст] : Для работы с детьми 5-7 лет. / И.М. Новикова.– М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
3.Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада/ В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др. –М.: «Просвещение», 1984. – 288 с.
4.Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: «Владос», 2001. – 175с.
5.Сулим Елена Владимировна Издательство: Сфера, 2010 г. Серия: Здоровый малыш
6.Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» Волгоград «Учитель» 2008.
7.Вареник Е.Н. «Утренняя гимнастика в детском саду» .М:ТЦ «Сфера»2008.
8.Железняк Н.Ч. , Желобкович Е.Ф. «100 комплексов ОРУ для младших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования» М:»Скрипторий» 2003.
9.Кострыкина Л.Ю., Рыкова О.Г., Корнилова Т.Г.»Малыш, физкульт-привет» М: «Скрипторий» 2006.
10.Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» М: «Метафора» 2007.
Приложения
Анкета для родителей
«Условия здорового образа жизни в семье»
Уважаемые родители!
Мы обращаемся к вам с просьбой оказать содействие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представления ребенка о здоровье и привитие культурно-гигиенических навыков. Для этого вам нужно заполнить анонимную анкету, которая лично для вас не несет никаких негативных последствий.
Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отображающий ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да. Нет. Иногда.)
2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании вашего ребенка? (Да. Нет. Иногда.)
3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым? (Да. Нет. Иногда.)
4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? (Да. Нет. Иногда.)
5. Есть ли у вас или у других членов семьи вредные привычки? (Да. Нет. Иногда.)
6. Знаете ли Вы как правильно нужно ухаживать за органами слуха? (Да. Нет.)
7. Как часто напоминаете Вы ребенку правила по уходу за руками и ногами?_
8. Что вы считаете здоровым образом жизни? ___________________________
9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них культурно-гигиенических навыков? (Да. Нет.)
10.Делаете ли вы с ребенком оздоровительную гимнастику для глаз? (Да. Нет. Иногда.)
11. Контролируете ли Вы процесс умывания Вашего ребенка? (Да. Нет.)
12. Чистит ли Ваш ребенок зубы перед сном? (Да. Нет. После приема пищи)
13.Часто ли болеет ваш ребенок? ( Да. Нет.)
14.Каковы причины болезни вашего ребенка? (Недостаточное физическое воспитание в детском саду, недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням)____________________
15. Согласны ли Вы принимать участие в физкультурно-оздоровительных развлечениях в ДОУ? ( Да. Нет.)
16. Какую информацию в области здоровьесбережения детей Вы хотели бы получить?__________________________________________________________
Благодарим вас за оказанную помощь. Желаем вам здоровья и благополучия.
Родительское собрание
«О воспитании культурно- гигиенических навыков»
Цель. Обогащение педагогических знаний родителей по культуре и этикету, знакомство с требованиями программы воспитания в детском саду.
Ход собрания.
Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.
Под термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании культуры поведения детей можно условно выделить следующие компоненты:
культура деятельности,
культура общения,
культурно-гигиенические навыки и привычки.
Подробнее остановимся на каждом из них. Культура деятельности. Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. Проявляется в поведении ребенка на занятиях, уроках, в играх, во время выполнения трудовых поручений. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, в школьном - на уроках, труде, играх т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в образовательном учреждении в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности, привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после трудовых поручений.
Под руководством взрослых, деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.
Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Необходимо современно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простыми и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.
Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.
Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем, регулировать свою деятельность и отдых. Это хорошая основа для формирования у него навыков эффективной организации труда. У ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность.
Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения детей.
В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. На занятиях, уроках – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову педагога, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.
Культура общения. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:
- умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции
- культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в образовательное учреждение (детский сад или школу), круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с педагогами и другими работниками учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности.
Общительность - в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в образовательном учреждении.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки общения друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало.
Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети школьного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться точного и четкого выполнения действий.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагог должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу.
Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Консультация для родителей
Гимнастика для стоп - профилактика плоскостопия
Стопы, благодаря своему уникальному строению и возложенным на них функциям, оказывают непосредственное влияние на весь организм. Поэтому, начиная с раннего возраста, особое внимание необходимо уделять профилактике деформации стоп.
Необходимо отметить, что после прохождения диспансеризации многим детям старшего дошкольного возраста ставится диагноз: плоскостопие.
причины плоскостопия:
- слабый мышечно – связочный аппарат;
- избыток массы тела;
- частые простуды;
- хронические болезни;
- недостаточная двигательная активность;
основное средство профилактики плоскостопия:
гимнастика для стоп, направленная не только на укрепление мышечного аппарата стоп и голени, но и всего организма.
Гимнастика для стоп:
- увеличивает общую и силовую выносливость мышц, и в первую очередь нижних конечностей;
- повышает физическую работоспособность;
- формирует правильную осанку.
- улучшает кровоснабжение;
- тонизирует мышцы, подтягивающие свод стоп.
Продолжительность гимнастики для стоп невелика, а оздоровительный эффект очень большой. Особенно полезны упражнения из исходного положения сидя и лёжа. Хорошо, когда такая гимнастика сопровождается стихами или потешками. Дети, повторяя запомнившиеся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту, и в самостоятельной игровой деятельности.
Упражнения для профилактики плоскостопия
Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс).
Ходьба на внешней стороне стопы — пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
Ходьба с поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь.
Ходьба по ребристой доске.
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
Ходьба на носках в полуприседе.
Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
Ходьба по наклонной плоскости на носках.
Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.
Поэтому игры и задания в этой главе подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков). Кроме нижеприведенных игр вы можете придумать сами игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием пальцами ног различных предметов, приседаниями в положении носки внутрь (пятки разведены).
Кроме игр, описанных в этой главе, вы можете также использовать игры, описанные в других главах, но также полезные для профилактики и лечения плоскостопия. Это такие игры, как: «Едем в зоопарк», «Найди клад», «Петушок». Обратите внимание, что при выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиваниями с высоты.
«Спящий кот»
Цели игры: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимания.
Необходимый материал: стулья.
Ход игры
Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине площадки (комнаты), изображая спящего кота. Остальные дети - мыши - тихо на носках обходят его со всех сторон. По сигналу ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом.
«Парашютисты»
Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление связочно-мышечного аппарата ног; улучшение рессорной функции стопы.
Необходимый материал: скамейка или стул, мел.
Ход игры
Около скамеечки чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (скамейки) в кружок.
Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.
«Ловкие ноги»
Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.
Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.
Ход игры
Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами - палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки.
Выполняя упражнение, можно приговаривать:
Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю,
Палку я не зацеплю.
«Бегущая скакалка»
Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: длинная скакалка или веревка.
Ход игры
Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то, ускоряя, то, замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее.
«Мяч бросай, не теряй»
Цели игры: умение координирование выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры
Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!». Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3-4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу.
Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например:
- поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить;
- развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз;
- наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч;
- присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч;
- поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади.
Во время выполнения упражнений контролируют спокойное размыкание губ.
«Заяц, елочки и мороз»
Цели игры: тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быстроты реакции, координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.
Ход игры
Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Ведущий чертит круги, в них расставляет «елочки».
По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к ближайшей «елочке» укрыться под ней от «мороза». «Мороз» стремится «заморозить» - осалить - «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «елочка», он становится «елочкой», а «елочка» - «зайчиком» и бежит от «мороза», вытесняя затем из другого круга следующую «елочку». Осаленный «зайчик» становится «морозом». Если «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой, а от последней - «домой» «мороз» не сумеет осалить, то «мороз» продолжает водить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика», последний становится «морозом». «Мороз» может осалить «зайчика» в двух случаях: 1) когда тот перебегает к «елочке» или 2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик», и, став сама «зайчиком», не выбежала из круга.
«Донеси, не урони»
Цели игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.
необходимые материалы: стулья, простынки.
ход игры
В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
«Гуси-лебеди»
Цели игры: тренировка навыков правильного дыхания; укрепление мышц туловища и конечностей; формирование осанки, сводов стоп; развитие координации движений.
Ход игры
На одной стороне площадки (зала) чертится круг - «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома - логово, в котором находится «волк». Остальное место - «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»: ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят - выдыхают «шшш». «Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси». Гуси останавливаются и хором отвечают: «Га-га-га». Пастух: «Есть хотите?». Гуси: «Да, да, да». Пастух: «Так летите». Гуси: «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». Пастух: «Так летите, как хотите, только крылья берегите».
Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначаются «пастух» и «волк». Игра продолжается.
«Самый стойкий»
Цели игры: тренировка равновесия, координации движений; воспитание выносливости, решительности.
Ход игры
Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие - сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
«Поймай комара» Цели игры: развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп.
необходимые материалы: прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.
Ход игры
Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1-1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.
«Прыжки со скакалкой»
Цели игры: развитие ловкости, координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.
Необходимые материалы: скакалка.
Ход игры
Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть.
Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.
«Кто первым соберет простынку»
Цели игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
Необходимые материалы: простынки (50-80см) одинаковой длины, стулья.
Ход игры
Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней - простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.
Подвижная игра «Лисы и зайцы»
Задачи:
Закреплять знания о культурно-гигиенических навыках.
Упражнять в ловкости и беге с увертыванием.
Ход игры.
На площадке чертятся две линии, расстояние между ними 1,5 метра. Дети делятся на две команды «Лисы», «Зайцы». «Лисы» становятся к одной черте, «Зайцы» к другой. Педагог говорит утверждение если оно верное, то после сигнала команда «Лис» догоняет и ловит детей другой команды, если утверждение неверное, то команда «Зайцев» догоняет и ловит команду «Лис». Дети, которых засалили, становятся к воспитателю. После сигнала оставшиеся участники игры встают на свои места. Выигрывает та команда, которая быстро сориентировалась.
Познавательное занятие «Да здравствует мыло душистое»
Цель:
- Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;
2.Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
3.Подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здоровья»;
4.Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Материал к занятию: кусочки туалетного мыла по количеству детей; коробочка; киоск, мыло туалетное, хозяйственное, банное, жидкое; для опытов: колбочка с водой, стружки мыла, трубочки для коктейля; видеофильм по сказке К. Чуйковского «Мойдодыр»; мыльные пузыри.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу красивую коробочку, в которой находятся кусочки мыла (по количеству детей) разного цвета и запаха.
Ребята, нам принесли посылку, и мы пока не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо отгадать загадку.
Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится,
Запенится вода.
От страха грязь бледнеть начнет
И побежит, и потечет,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Душистыми, душистыми
Узнали без труда.
Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нем сказать?
Ответы: дети обследуют кусочки мыла, гладкое, душистое, скользкое, розовое, белое, желтое, теплое и т.д.
Воспитатель обобщает ответы детей: мыло имеет цвет, запах, форму.
Какое мыло нравится вам? (Ответы детей).
А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (Ответы: водой.)
Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетное. А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в киоск, где продается мыло. Оказывается, мыло бывает не только туалетным. (Дети приходят в импровизированный киоск, где на полочках лежит разное мыло: туалетное, хозяйственное, банное, жидкое).
Воспитатель в роли продавца рассказывает о разных видах мыла, где и как оно применяется, при этом привлекает к высказываниям детей.
Теперь, дети, придя в киоск, вы без труда выберете себе необходимое мыло.
После экскурсии воспитатель вместе с детьми проводит опыты.
В коробочки с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
С помощью трубочки для коктейля выдувать воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра «У кого пена выше и пышнее?»
(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).
Вывод: Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель предлагает посмотреть отрывок из мультфильма по сказке К. Чуйковского «Мойдодыр», обращает внимание на окончание произведения.
Для чего люди моются, стирают белье, убираются в доме? (Ответы детей).
Чтобы в доме чисто, уютно, не было микробов, все были чистыми, опрятными, аккуратными, а главное здоровыми, ведь чистота - залог здоровья.
Игры детей с мыльными пузырями.
Настольно-печатная игра «Мой выбор»
Цель. Закрепить правила личной гигиены.
Детям предлагаются сюжетные картинки и соответствующие тексты к ним.
Воспитатель зачитывает текст, а дети объясняют, какие правила поведения нарушены.
За верное объяснение ребенок получает красную фишку, за неверное — синюю.
Правила чистоты
- Каждое утро умывайся, а вечером принимай ванну или душ перед сном.
- Зубы чисти утром и вечером.
- Следи за чистотой ногтей — подстригай их через каждые10 дней.
- Не забывай следить за чистотой ушей — мой их каждый день.
- Следи за чистотой носа, всегда имей при себе носовой платок.
- Нижнее белье меняй каждый день.
- Обязательно мой руки перед едой и после каждого посещения туалета.
- Помни, что расческа, зубная щетка, полотенце и мочалка — предметы личной гигиены, они должны быть у каждого свои.
Какие пищевые продукты помогают стать закалённым?
(рекомендации для родителей)
- Черная смородина и шиповник повышают устойчивость
организма к охлаждению и ОРВИ. - Напиток «защиты» - морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи.
З.Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода - она обогащена биологически активными веществами растительных клеток.
Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки - это еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов.
Чтобы повысить защитные силы организма, рекомендуется прием витаминов.
Слово «витамин» происходит от латинского «вита» - жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость не менее чем в 2 раза.
Познавательное занятие «Подружись с зубной щеткой»
Программное содержание:
- Продолжить знакомить с правилами личной гигиены;
- Дать более полное представление о назначении и строении зубов;
- Формировать у детей биологический смысл гигиенических мероприятий по уходу за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней);
- Положительно относиться к зубным врачам.
Материалы: зеркала на каждого ребенка, магнитофон, кассета «Улыбка», зубочистка на каждого ребенка; черный картон, зубные щетки на каждого ребенка. Стакан с водой на каждого ребенка, иллюстрация больного зуба, плакат.
Предварительная работа: рассматривание книг и иллюстраций, чтение стихов, загадок, пословиц, словесно-дидактические игры, целевая прогулка в поликлинику, экскурсия в кабинет врача детского сада.
Ход занятия
I
– Дети, вы уже большие, скоро пойдете в школу, многое знаете и умеете.
– Давайте вспомним, почему мы умываемся, расчесываемся и т.д.? (ответы детей)
– Ребята, сегодня у нас необычное интересное занятие. Сначала, пройдите в комнату для умывания и помойте руки.
(Дети моют руки и рассаживаются за столы.)
– Вы уже познакомились с некоторыми частями и органами тела, а сегодня поговорим о зубах.
– Скажите, где расположены зубы? – Для чего они нам нужны? (ответы детей: жевать, откусывать)
Рассматривание зубов при помощи зеркала.
– Одинаковы ли зубы по форме и размеру? (ответы детей: нет)
Рассмотреть сначала передние зубы
– Какие они по форме?
– Для чего нужны?
(Передние или резцы имеют ровные острые края и используются для срезания и откусывания пищи)
– Как выглядят зубы, расположенные по бокам? Для чего они нужны?
Предложить детям крепко их сжать, почувствовать давление. (Это коренные зубы, они имеют 4-5 бугорков и служат для дробления пищи)
Рассматривание одного зуба. Предложить поводить языком по зубу. Определить, что он гладкий.
– Какого цвета зуб?
– Какой формы?
Поступать по нему – он крепкий?
То, что вы видите – это верхняя часть зуба и называется коронкой. В нижней части коронка сужается и самая узкая часть называется шейкой. Между зубами в районе шейки образуется межзубная щель, в которой скапливаются остатки пищи.
Предложить подергать пальцами зуб.
– Можно ли его вытащить?
– Почему он так крепко сидит?
– Что такое десна? (Это то, что окружает шейку зуба, а ниже – челюстная кость)
Предложить пальцами поводить по десне.
– Что вы чувствуете на деле? (бугорки)
– Как вы думаете, что это за бугорки? (Это корни зуба, с помощью которых он крепко держится. Корни размеру такие же, как и коронка.)
Физкультминутка «Улыбка»
Дети под песенку «Улыбка» улыбаются друг другу и замечают, что у некоторых детей уже выпали молочные зубы.
II.
– Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут и вырастут постоянные, на всю жизнь.
– Дети, а могут ли зубы болеть? Как вы думаете, почему? (от сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженного, когда грызут орехи зубами, открывают зубами крышки, грызут сухари, не чистят зубы, не поласкают)
– Как отличить больной зуб от здорового?
Предложить рассмотреть еще раз зубы, найти и определить у кого есть больные зубы?
– Почему зубы начинают болеть? Во рту много микробов – полезных и вредных, между ними идет постоянная борьба. Если вредных микробов больше, то они побеждают и начинают грызть здоровый зуб. Постепенно они разгрызают верхний белый слой, и на зубе появляется сначала темное пятно, потом дырочка. (Иллюстрация больного зуба) Если ее не лечить, то она разрастается и зуб начинает сильно болеть. Может начаться воспаление и зуб придется удалить.
Игра с мячом «Что полезно для зубов, что не полезно»
Полезно | Не полезно |
Морковь | Шоколад |
Яблоко | Конфета |
Молоко | Печенье |
Творог | Леденцы |
Сметана | Зефир |
Масло | Пирожное |
Микробов, которые портят нам зубы, мы можем с вами даже увидеть.
Эксперимент со спичкой
Дети с помощью зубочистки соскабливают желтый налет и на черной бумаге рассматривают его – это есть вредные микробы.
Предложить сухой зубной щеткой почистить зубы, прополоскать щетку в чистой воде – и отметить. Что вода помутнела.
III
– Как вы думаете, надо ли бороться с вредными микробами?
– Что для этого надо делать? (чистить зубы, полоскать рот, грызть овощи и фрукты)
– Как часто следует чистить зубы? (утром и вечером)
– Почему? (Микробы мелкие, их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы. Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день)
– Как вы думаете, у детей и у взрослых щетки должны быть одинаковыми (ответы детей)
-Правильно, щетки для детей и для взрослых должны быть разными (Показ щеток зубных)
– Как правильно надо чистить зубы? (Показ на руке – пальцы – это зубы) Чтобы дети могли определить правильный это прием или нет.
Предложить детям самим почистить зубы понаблюдать за правильным выполнением
Процедуры (зубы чистят, проводя щеткой в верх – вниз, как бы «выметая» микробов)
– Но это еще не все, что надо знать о зубах. А вдруг у вас все-таки разболятся зубы. Что делать? (Надо обратиться к врачу-стоматологу)
– Если зубы лечить вовремя, то они никогда не будут болеть. Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу о вас, ребята. Стоматолог передал вам привет, пожелал вам здоровья и подарил вам этот плакат.
Беседа «Ухаживай за своими руками»
Цель: формировать привычку следить за чистотой рук, ногтей.
Такого совершенного организма, как человеческая рука, нет ни у одного животного. С помощью рук ребенок познает мир. Став взрослым, человек руками строит, растит хлеб, пишет стихи, создает удивительные предметы искусства.
Дошкольнику многое приходится делать руками: рисовать, лепить, вырезать, писать, шить. Поэтому его следует научить тщательно ухаживать за своими руками.
Правила ухода руками
- Подстригать ногти следует не реже 1 раза в 10 дней.
- Подстригая ногти на руках, следует закруглять уголки, но не
слишком глубоко — под ноготь может попасть инфекция. - Перед каждым приемом пищи, после прогулки, после посещения туалета необходимо мыть руки с мылом.
Словесная игра «Как нужно ухаживать за собой»
Цель: формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.
Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.
Вопросы
- Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания
(мыло, полотенце). - Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
- Как часто нужно мыться? (Каждый день.)
- Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером.)
- Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в
10 дней.) - Как часто нужно мыть уши? (Каждый день.)
«Зимушка – зима»
( Интегрированное занятие-прогулки по экологической тропе здоровья)
Задачи:
Показать детям состояние природы зимой (деревья, кусты - в покое, без листьев; земля покрыта снегом); продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы).
Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
Совершенствовать технику дыхательных упражнений на морозном воздухе.
Развивать двигательные навыки, содействовать развитию общей выносливости.
Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к природе.
Материалы: Лесовичок, карта экологической тропы здоровья, указатели.
Ход занятия
Подготовительная часть
1. Дети строятся в одну шеренгу на площадке. Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, затем приглашает в гости к Лесовику.
2.Дети перестраиваются в пары. Ускоренной ходьбой идут от детского сада к экологической тропе. В процессе ходьбы можно использовать специально подобранные речевки, сочетая ритм речи с ритмом движений.
Например:
Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Н. Бакай
З. В начале экологической тропы дети делают разминку.
Мы в поход идти желаем,
Ноги выше поднимаем. Ходьба на месте.
Птицы учатся летать,
Плавно крыльями махать,
Полетели, полетели,
Опустились, посидели. Руки перед грудью, затем отведенue рук в cmoроны.
Наклоняемся вперед,
Прогибаемся назад.
Кто носочки достает
Ровно десять раз подряд? Наклоны вперед.
Основная часть
1.Появляется Лесовичок, здоровается с детьми и загадывает загадки.
Белая скатерть все поле укрыла. (Снег)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил во всю реку (Мороз)
Далее Лесовичок спрашивает у детей, знают ли они, что происходит с деревьями зимой. Дети поднимают руки, воспитатель называет детей, которые должны ответить, и помогает им, если нужно. Лесовичок выслушивает ответы детей, уточняет и дополняет их.
Лесовичок.
Все бело - тропинки, кочки. И уснули до весны
На ветвях деревьев почки, спят они и видят сны .
• Физкультминутка «Ветер»
Следить за правильным дыханием, во время движения дыхание носовое.
Ветер дует нам в лицо. Кистями рук дети машут по направлению к лицу.
И качает деревцо. Размахивают руками над головою.
Ветер тише, тише, тише, Наклоны корпуса влево-вправо.
Ветки выше, выше, выше. Поднимают руки вверх.
Лесовичок предлагает детям по карте-схеме посмотреть, к каким деревьям они пойдут. Далее ищут указатели с изображением деревьев, определяют их .
Подвижная игра «К дереву беги!»
Лесовичок говорит: «Раз, два, три к березе беги!», «Раз, два, три - к сосне беги!» и т. д. Дети выполняют.
2. По карте-схеме дети с Лесовичком находят место кормушек для птиц и отправляются к кормушкам.
• Беседа по вопросам.
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел.)
- Какие птицы прилетают к нам с севера? (Снегирь, свиристель.)
Лесовичок.
А теперь отгадайте загадку.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает и в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Лесовичок предлагает покормить птиц, насыпать корм в кормушки.
Физкультминутка «Серенькие перышки»
Воробьи-воробышки, Дети похлопывают руками по бокам
Серенькие перышки! Машут руками вверх-вниз.
Клюйте, клюйте крошки, Стучат кулаками перед собой один о другой.
У меня с ладошки! Дуют на раскрытые ладошки.
Нет, с ладошки не клюют, Разводят руки в cmoроны, noжuмают плечами.
И погладить не дают Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Подвижная игра. «Прыгающие воробышки»
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
На снегу чертится круг диаметром 4-6 м. Выбирается водящий - «кошка». Кошка стоит или приседает в середине круга. Остальные играющие - «воробьи» - становятся вне круга.
По сигналу ведущего воробьи начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка старается поймать того, кто не успел выпрыгнуть из круга. Пойманный садится в кругу у кошки. Когда она поймает 3-4 воробьев, выбирается новая кошка из пойманных. Игра начинается сначала. Побеждает тот кого ни разу не поймали.
Упражнение дыхательной гимнастики «Снежинки»
Дети делают обычный вдох через нос и выдох через рот, изменяя характер выдоха: первый раз - сильный резкий выдох («сильный порывистый ветер, подул, сдул снежинки»), второй раз - средний выдох («ветер чуть стих, снежинки не сдулись»), третий раз - медленный тихий выдох («снежинки чуть шевельнулись под дуновением легкого ветерка».
Заключительная часть
Дети прощаются с Лесовичком, он желает им счастливого возвращения. В спокойном темпе дети возвращаются по маршруту экологической тропы в
группу.
Комплекс физических упражнений для исправления осанки
(рекомендации для родителей и педагогов)
- Лечь на спину, руки в стороны. Опираясь на затылок, руки
и таз, прогнуться в груди - вдох, вернуться в и. П. - выдох. - И. П. - встать на колени, руками взяться за голени, ближе
к пяткам. Сильно прогнуться назад в грудной части, подавая таз
вперед, а голову опуская назад - вдох, вернуться в и. П. - выдох.
И. П. - лечь на живот, руки за головой согнуты в локтях, ладонями к шее, стопы подсунуть под неподвижный предмет. Поднять туловище вверх - назад, как можно выше разводя локти, наклоняя голову назад, сильно прогибаясь в грудной части - вдох, вернуться в и. П. - выдох.
- И. П. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать глубокий вдох, наклониться назад как можно ниже, разводя локти, прогибаясь в грудной части и отводя голову назад. Вернуться в и. П. - выдох. Темп медленный.
- И. П. - сесть на стул (табурет), руки согнуть в локтях, ладони положить на затылок. Сильно прогнуться в грудной и поясничной частях, опуская голову назад — вдох, вернуться в и. П. - выдох. Темп медленный.
- И. П. - лечь на живот, руки согнуть в локтях у груди, кистями опереться о пол. Разгибая руки, поднять туловище, не отрывая бедер от пола, сильно прогнуться в грудной части и наклонить голову назад - вдох, вернуться в и. П. - выдох. Темп медленный.
- И. П. - лечь на спину, руками опереться о пол у головы. Согнуть ноги в коленях, расставив их на ширине таза, - вдох. Опираясь руками и ногами о пол, сделать мостик. Вернуться в и. П. - выдох. Темп медленный.
- И. П. - поставить два стула спинками внутрь, сесть, ноги
развести в стороны шире плеч, туловище наклонить до горизонтального положения. Руки разведены в стороны, лежат на спинках стульев. Покачивание вверх-вниз с прогибанием в грудной части и подниманием головы. Темп средний. Дыхание произвольное. - И. П. - стать спиной к стене, ноги на ширине плеч. Наклониться назад - вдох, сильно прогнуться в грудной части, опираясь согнутыми руками о стену до касания ее лбом. Темп медленный. Вернуться в и. П. - выдох.
Дыхательная гимнастика игрового характера для детей
(рекомендации для родителей и педагогов)
Вводная часть.
Обычная ходьба. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Проверяя осанку перед зеркалом, голову не опускать, встать прямо, плечи опустить и отвести назад. Грудную клетку развернуть. Дети выполняют упражнения, в строках стихотворения:
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы проходим на носках
И пойдём на пятках,
А затем - как все ребята
И как мишка косолапый.
Основная часть.
- «Куры». И. п. - наклониться пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову: вдох - основная стойка, руки к плечам: выдох – наклон вперёд, произнести «тах-тах-тах», похлопывая себя при этом по коленям. Повторять упражнение 3-5 раз.
- «Самолёт». И. п. - основная стойка - вдох - поднять голову, развести руки в сторону ладонями вверх; выдох – поворот в сторону с произношением «ж-ж-ж»; пауза - и. п.
3. «Насос». И. п. - основная стойка: вдох - и.п.; выдох - наклон в сторону с произношением звука «с-с-с», руки скользят вдоль туловища.
Это очень просто - покачай насос и ты,
Вправо, влево руками скользя.
Назад и вперёд наклониться нельзя.
Повторить упражнение 4-6 раз.
4. «большой и маленький дом». и. п. - основная стойка; вдох - встать на носки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки; выдох - присесть, обхватив руками колени, опустить голову с произношением звука «ш-ш-ш»; пауза - ходьба по залу. повторить 4-6 раз.
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Мишка наш пошёл домой,
Да и крошка заинька.
5. «Цветы». И. п. - основная стойка: дети по команде взросЛого поворачивают голову направо, налево, наклоняют вперёд, отводят назад; при чтении последней строки стихотворения дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой.
Каждый бутончик наклониться бы рад
Направо, налево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались быстро в цветочном букете. Повторить упражнение 6-8 раз.
6. «Ёж». И. п. - лёжа на спине, прямые руки вытянуты над головой. Вдох - и. п., выдох - обхватив руками колени, прижать их к груди. Пауза потянуться.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся –
Ёжик сладко потянулся.
Повторить упражнение 4-6 раз.
7. «Трубач». И. п. - сидя, кисти сжаты, имитируя держание
трубы. Поднося руки ко рту, дети произносят стихотворение:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
Заключительная часть. «Катаемся на лыжах».
Ходьба по залу: выполнять шаг лыжника, одна рука впереди, вторая сзади; через каждые 15-20 шагов выполнять спуск с горы, произнося «ух-х-х».
Мы идём сейчас на лыжах
То быстрее, то потише.
Пусть высокая гора –
Не боится детвора!
Продолжительность 30-50с. Ходьба с правильной осанкой, упражнение на восстановление дыхания и расслабления.
Памятка для родителей
«Признаки склонности к кариесу»
- у ребенка постоянно вязкая слюна (например, тянется нитью при размыкании губ);
- он жалуется на постоянное кислое ощущение в полости рта;
- у ребенка, несмотря на полоскания рта, после еды и правильно чистку зубов, повышенное отложение зубного налета;
- есть недоразвитые зубы или было преждевременное прорезывание зубов (временных — на полгода и более; постоянных — на год и более);
- отмечена наследственная предрасположенность, беременность
матери протекала с токсикозом.
Как сохранить здоровые зубы без лекарств
Энергично и много жевать, после еды съесть морковку или яблоко.
Не употреблять много сладостей и мучных изделий.
Научиться медленно пить, особенно молоко, чай, задерживая их во рту на 1 —2 мин.
После каждой еды, особенно после употребления сладкого,обязательно хорошо прополоскать рот водой, а еще лучше — щелочной минеральной водой (нарзан, боржоми) или раствором питьевой соды (1/4 чайной ложки на стакан воды).
Правильно чистить зубы дважды в день — после завтрака и ужина.
После чистки зубов втирать пальцем зубную пасту в поверхность эмали зубов в течение двух минут.
Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной соли терпимой крепости 2—3 раза в день.
Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, поочередно то слабо, то крепко сжимая зубы; захлопывая рот легко, затем с силой; отводя нижнюю челюсть
то вправо, то влево со скольжением зубов по зубам.
Закалять свой организм и заниматься утренней гимнастикой.
Рекомендации для родителей
«Гимнастика для глаз»
Научите ребенка делать гимнастику для глаз. Это должно стать для него такой же нормой, как чистка зубов. Конечно, желательно, чтобы в первый раз упражнения показал и провел вместе с вами врач, чтобы не наделать ошибок. Есть множество видов гимнастики. Самый распространенный и всем известный сводится к тому, что надо двигать глазами по часовой стрелки и против, сжимать веки с определенной частотой и силой и так далее. Это полезно, улучшает питание глаза, такую гимнастику стоит делать раз в день, вместе с утренней зарядкой. Но для аккомодационного аппарата нужны еще и другие упражнения. Помните, мы говорили, как вредно, чтобы глаз долгое время не менял фокусировку? Так вот, после каждой большой нагрузки, ну, скажем после занятий и после выполнения домашних заданий, надо, чтобы ребенок несколько раз внимательно разглядывал изображение то вдали, то вблизи. Например, какой–нибудь предмет за окном или в квартире, а потом другой, на расстоянии 25-30 см от лица – скажем, карманный календарик.
Упражнения для глаз
Комплекс № 1
Глаза крепко зажмурить на 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.
Быстро моргать в течение 15 сек. Повторить 3-4 раза.
Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты
Комплекс № 2
Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5-6 раз.
Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. Повторить 3-4 раза в каждую сторону
Конспект физкультурного развлечения: «В гостях у Мойдодыру»
Программное содержание:
Закреплять знания детей о гигиене.
Развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.
Воспитывать дружеские взаимоотношения и гигиенические привычки.
Оборудование: костюм Мойдодыра, музыкальное сопровождение, воздушные шарики, эмблемы, пластиковые стаканчики, фантики от конфет, бумаги, детали конструктора, 2 куклы, 2 ведра, 2 полотенца, емкость с водой, расческа, мыло, шампунь, зубная щетка.
Ход развлечения
Ведущий: Под музыку выходят две команды (с эмблемами на груди)
«лучики» и «звездочки».
Ведущий: Сегодня мы отправляемся в путешествие по дороге Здоровья в гости к Мойдодыру. Нас ждут разные испытания и неожиданности. Предлагаю вам взять с собой быстроту, смелость, находчивость, смекалку и пожелать успехов. За нашим путешествием наблюдают Полиция Здоровья (представляет жюри)
Ведущий: Первая остановка на нашем пути - ПОГРАНИЧНАЯ.
1 испытание: «Чей экипаж построиться быстрее»
Дети делятся на две команды выстраиваются в 2 колонны по 5 человек.
Под музыку они бегают врассыпную по залу, а по команде
«В шеренгу становись», «В круг становись», «В колонну становись» строятся. Чей экипаж построиться быстрее - выигрывает.
Ведущий: Ох, что это я вижу, почему здесь везде мусор и грязь. (На полу разбросаны пластиковые стаканчики, фантики от конфет, бумаги, детали конструктора)
Разве можно сохранить здоровье, находясь среди этих предметов ,что же делать? Правильно ребята, а давайте здесь все приберем.
2 задание «Уборка»
Под музыку дети по одному ребенку от команды собирают в корзинку «мусор». Выигрывает тот – кто больше наберет.
Ведущий: Ну, вот чистота и порядок.
(Из-за дверей слышатся шаги)
Под музыку зал входит Мойдодыр (воспитатель).
Мойдодыр: Здравствуйте дети! Я рад, что вы пришли ко мне в этот чудесный день.А сейчас мы проверим: как развиты быстрота, ловкость, скорость, меткость, прыгучесть, сила у наших уважаемых родителей – пап и мам. И, конечно же, их детей.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Все они влетят…
Отгадайте кто мои солдаты:
Зимой падает,
Весной журчит,
Летом шумит,
Осенью капает.
Дети: Вода
3 задание - «Умой куклу» выходят 2 семейные пары (повторить столько раз, сколько семей – участников мероприятия).
От одного конца зала нужно пробежать до стола и выполнить следующие задания: папа - несет воду, мама умывает куклу, ребенок - вытирает куклу полотенцем и бежит с ней обратно. Выигрывает самая быстрая команда.
Должен быть он чистым, свежим.
Чтоб дышалось нам легко.
Вы, ребята, мне ответьте, что же это? –
Дети: Воздух
4 задание – «Перенеси шар»: выходят 2 семейные пары (повторить столько раз, сколько семей – участников мероприятия). Папа с мамой, держа руки за спиной, лицами друг к другу проносят воздушный шар и кладут его в корзину. Прибегают обратно. И уже бежит ребёнок; берёт шар из корзины и приносит его родителям.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Дети (Мыло)
4 задание – Игра «Кто больше поймает» Родители выдувают мыльные пузыри, а дети стараются поймать как можно больше пузырей.
Мойдодыр:
«А зачем нужны воздух и вода и мыло?»
Дети: «Для умывания; чтобы не было микробов, надо мыть руки с мылом, воздух должен быть чистым».
Подвижная игра «Соберись там, где назову»
Ведущий: Сейчас мы проверим, какая группа самая внимательная и быстрая.
По 5 человек от группы. Звучит музыка, по залу размещены предметы гигиены. Дети бегают врассыпную, по сигналу ведущего смолкает музыка, дети должны подбежать к тому предмету, который будет назван, поднять руки вверх. Игра повторяется 2-3 раза. (Предметы: расческа, мыло, шампунь, зубная щетка, полотенце).
Ведущий: Молодцы ребята, вы оказались очень внимательными!
Полиция Здоровья подводит общий итог. Команды награждаются призами.
Мойдодыр: Какие вы молодцы!
Аппетит у тех бывает, кто на воздухе гуляет, ночью крепко спит, а днем- занимается трудом.
Безволие, неряшливость и лень-
К заболеванию первая ступень.
Едва ли мы болезней избежим,
Не соблюдая правильный режим.
Известна истина, для всех одна:
«Залог здоровья - чистота!»
Ведущий: Хочется, чтобы друзья и помощники Мойдодыра стали и вашими верными спутниками.
Мойдодыр: Ребята вы побывали на острове гигиены. А что интересного и нового вы здесь узнали? Вы не забыли, что вы обещали Почтальону Печкину? Презентация альбома «Путеводитель по острову гигиены» (В альбоме размещены рисунки детей, которые они рисовали в ходе проекта, желающие дети рассказывают, что они изобразили на рисунках)
Мойдодыр: Ребята, спасибо вам большое за столь увлекательные рассказы и рисунки. Но меня волнует один вопрос.
Ведущий: Что такое, уважаемый Мойдодыр?
Мойдодыр: Вот вы все говорите гигиена, опрятность, чистота, здоровье. Мне все понятно, но недавно я слышал о закаливании, но что это такое я не знаю?
Дети как мне быть, как узнать, что такое закаливание?
(Дети предлагают Мойдодыру свою помощь, воспитатель совместно с детьми формулирует тему нового проекта «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»)
А теперь пора прощаться…
Вам желаем закаляться,
Гигиену соблюдать,
Не болеть и не хворать!
Дети: Физкульт – ура.
Звучит музыка. Все уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»
Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный: с 01.09.2012г.- ...
ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономи...
Проект «Азбука здоровья»
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физиче...
проект "Азбука здоровья"
Проект для подготовительной группы "Азбука здоровья"...
Разработка и реализация проекта «Азбука здоровья»
Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического развития детей и укрепления их здоровья – проектная деятельность. Эта деятельность помогает д...
Проект "Азбука здоровья"
В публикации представлены материалы проекта "Азбука здоровья" для детей старшего дошкольного возраста. Разработан план реализации проекта, реализуемые мероприятия с детьми и родителями....
Проект " Азбука здоровья"
Цель проекта.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здорового образа жизни и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и з...