Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ по требованиям ФГОС
статья

Кепко Ольга Николаевна

Организация новой системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ способствует повышению адаптивной возможности детского организма и укреплению физического и психического здоровья детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kepko_o.n._zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx314.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №60

 Приморского района Санкт- Петербурга

        

Статья на тему:

 Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ по требованиям ФГОС

(из опыта работы)

Выполнила: музыкальный руководитель

Кепко Ольга Николаевна

Санкт- Петербург

2022 г.

  1. Введение

                Каждое музыкальное занятие, насыщенное элементами здоровьесберегающих технологий, позволяет музыкальному руководителю сохранить эмоционально- психическое здоровье детей, шире и интересней рассказать детям о пользе здорового образа жизни, закрепить навыки личной гигиены.

              Роль музыкального руководителя -  бережно и последовательно приобщать детей к музыке и обеспечить каждому ребёнку психологический комфорт в совместной музыкальной деятельности.

            Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения является внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей, организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

      Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, бассейн, интерактивная песочница. Песочницы и музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Перед музыкальным руководителем встают вопросы:

  • Какие технологии и методики использовать в музыкальной деятельности для создания благоприятного эмоционально-психического климата и раскрепощения ребёнка?

  • Как привлечь родителей к совместной работе по коррекции эмоциональных и личностных проблем у дошкольников?    

Для меня ясно, что воспитательно-образовательный процесс надо организовать по-новому, с привлечением современных здоровьесберегающих технологий:

  1. Пальчиковые игры
  2. Валеологические песенки- приветствия
  3. Физкультминутки
  4. Дыхательная гимнастика
  5. Песочная терапия с музыкой
  6. Логоритмика
  7. Театрализованные игры и упражнения

  1. Основная часть

           Пальчиковые игры способствуют развитию творческой активности, укрепляют двигательный аппарат, развивают мелкую моторику. Дети производят движения правой и левой рукой, развивая при этом оба полушария мозга. Пальчиковые игры важно начать с весёлой разминки – сгибания и разгибания пальчиков, придумать с детьми сюжет (разбрызгиваем водичку, ловим мошек)

Это поможет настроить детей и увлечь.

 С музыкой я использую пальчиковую гимнастику Гусевой Л.Б.

«Пальчик мой», «Гриб-грибочек», «Сороконожки», «Цап-царапки».

Пальчиковые игры укрепляют двигательный аппарат ребёнка, мускулатуру, подготавливая его к игре на музыкальных инструментах.

Объяснения провожу спокойным, доброжелательным тоном, не спеша, и тогда ребёнок постепенно освоит все движения.

Валеологические песенки - приветствия настраивают детей в начале занятия на весёлый лад и помогают поддерживать доброе настроение на весь день.

«Доброе утро» (с оздоровительным массажем)  музыка Арсеневской

«Здравствуйте, ладошки»

«Солнышко встало»

«Кто у нас хороший»

«Ладошки, просыпайтесь»

          Физкультминутки применяю с целью психической разрядки, она способствует снятию невротических состояний, влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это динамические паузы по1-2 минуты.

Время проведения выбираю произвольно, в зависимости от утомляемости детей. Большинство физкультминуток сопровождается стихотворным текстом или выполняется под музыку.

 «Два клоуна» (дети выступают с воображаемыми мячами) под музыку Д.Б.Кабалевского «Клоуны»

 «Новая кукла» (девочки радуясь, танцуют с куклой) под музыку

П.И. Чайковского

Минутка релаксации

 «Факиры» (дети садятся по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, голова опущена, подбородок касается

груди, глаза закрыты, факиры отдыхают) музыка народная сирийская.

         Дыхательная гимнастика используется перед пением и готовит не только дыхательный и артикуляционный аппарат, но и психологически настраивает ребёнка, помогает чисто интонировать.

  Основными задачами дыхательной гимнастики являются:

  1. Укрепление физиологического дыхания
  2. Тренировка вдоха и выдоха
  3. Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

                 «Представьте, что перед нами игрушки надувные. Надувать будем так: короткий вдох уф, маленькая задержка и продолжительный выдох фу - у-у-у-у-у-у»

           Песочная терапия с музыкой очень нравится детям. Игры с песком поднимают настроение, приносят радость. В музыкальном зале нет ящика с песком, но есть экран и дети смотрят рисование на песке и слушают симфоническую музыку. Вначале поём логопедическую распевку «Песок».

Использую музыку П.И. Чайковского «Детский альбом», М.П.  Мусоргского «Картинки с выставки», А. Вивальди «Времена года»

           Логоритмика улучшает психомоторное развитие ребёнка, а музыкальный ритм является вспомогательным инструментом для создания у ребёнка чувства уверенности и комфорта. Специально подобранные песненки и упражнения из «Логоритмики» (Железновых), способствуют развитию речи, предотвращают развитие различных речевых патологий.

 Пропеваю с детьми: «У жирафа», «Гуси», «Мишка», «Машинка», «Краб», «Червячки».

 Дети могут сопровождать пение игрой на шумовых инструментах или использовать жесты: хлопки, шлепки, притопы (по методике К. Орфа)

            Театрализованные игры и упражнения можно рассматривать, как самую активную форму творческой деятельности для формирования произвольных психических функций. В процессе игры совершенствуется сенсомоторика, формируются умения и навыки общения. Начать можно с использования театра игрушек или кукол. Куклы встречаются, разговаривают, прощаются.

 Детям нравятся игры на создание образа: «петушок» – высоко поднимает колени, машет крыльями, «лиса» - хитро прищуривается, бежит, заметая следы хвостом…

Разнообразные по теме и методике игры и упражнения включаю в сетку занятий по музыкальной деятельности во всех возрастных группах, а также использую в индивидуальной и подгрупповой работе.

                        Организация работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа с логопедами и психологом ДОУ

       Мы вместе обсуждаем, как осуществить принцип личностно-ориентированного подхода, где в центре внимания ребёнок   с его неповторимым индивидуально-психическим складом

       Провожу анкетирование родителей, организовала консультации на тему: «Как слушать музыку с ребёнком дома», «Эмоциональный комфорт в семье», оформила стенд: «Значение игр на мелкую моторику»

        Организуем совместно с психологом и логопедами тренинги для родителей: «Коммуникативные игры и релаксация», досуг для детей и родителей «Дружба начинается с улыбки» с играми и упражнениями на положительные эмоции.

Такие формы работы сближают педагогов с родителями - мы чаще общаемся, ближе знакомимся. Родители видят в нас помощников, людей не безразличных к их детям. Так мы объединяем свои усилия и обеспечиваем эмоциональный комфорт и интересную содержательную жизнь ребенку в детском саду и дома.

Результаты работы:

  1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Именно эмоциональное благополучие необходимо для успешного развития каждого ребёнка и даёт положительный результат.

По итогам мониторинга за 2021/22год показатели эмоционального состояния детей улучшились на 25-30%

  1. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными        

болезнями)

  1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих  

развития способностей детей

4. Повышение уровня речевого развития

5. Стабильность физической и умственной работоспособности

Работа в данном направлении улучшает самочувствие детей и благополучно сказывается на морально - психологическом состоянии. Именно эмоциональное благополучие необходимо для успешного развития каждого ребёнка и даёт положительный результат.

Список использованных источников литературы:

  1. Гусева Л.Б. Музыкальная радуга. Колокольчик №9. СПб.,1988.-23с.
  2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб., 2008.-85с.
  3. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. СПб.,2004.-107с.
  4. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. СПб.,2008.-109с.
  5. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. СПб.,2010.-87с.
  6. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей.

Вып.1. Игры звуками. Учебно- методическое пособие. СПб.,2003.-100с.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990.-166с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в р...

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО

Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его...

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...

«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с учётом требований ФГОС и ФОП»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с учётом требований ФГОС и ФОП»...

«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с учётом требований ФГОС и ФОП»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с учётом требований ФГОС и ФОП»...