Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ по требованиям ФГОС
статья
Организация новой системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ способствует повышению адаптивной возможности детского организма и укреплению физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kepko_o.n._zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 314.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №60
Приморского района Санкт- Петербурга
Статья на тему:
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ по требованиям ФГОС
(из опыта работы)
Выполнила: музыкальный руководитель
Кепко Ольга Николаевна
Санкт- Петербург
2022 г.
- Введение
Каждое музыкальное занятие, насыщенное элементами здоровьесберегающих технологий, позволяет музыкальному руководителю сохранить эмоционально- психическое здоровье детей, шире и интересней рассказать детям о пользе здорового образа жизни, закрепить навыки личной гигиены.
Роль музыкального руководителя - бережно и последовательно приобщать детей к музыке и обеспечить каждому ребёнку психологический комфорт в совместной музыкальной деятельности.
Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения является внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей, организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия - музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, бассейн, интерактивная песочница. Песочницы и музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Перед музыкальным руководителем встают вопросы:
- Какие технологии и методики использовать в музыкальной деятельности для создания благоприятного эмоционально-психического климата и раскрепощения ребёнка?
- Как привлечь родителей к совместной работе по коррекции эмоциональных и личностных проблем у дошкольников?
Для меня ясно, что воспитательно-образовательный процесс надо организовать по-новому, с привлечением современных здоровьесберегающих технологий:
- Пальчиковые игры
- Валеологические песенки- приветствия
- Физкультминутки
- Дыхательная гимнастика
- Песочная терапия с музыкой
- Логоритмика
- Театрализованные игры и упражнения
- Основная часть
Пальчиковые игры способствуют развитию творческой активности, укрепляют двигательный аппарат, развивают мелкую моторику. Дети производят движения правой и левой рукой, развивая при этом оба полушария мозга. Пальчиковые игры важно начать с весёлой разминки – сгибания и разгибания пальчиков, придумать с детьми сюжет (разбрызгиваем водичку, ловим мошек)
Это поможет настроить детей и увлечь.
С музыкой я использую пальчиковую гимнастику Гусевой Л.Б.
«Пальчик мой», «Гриб-грибочек», «Сороконожки», «Цап-царапки».
Пальчиковые игры укрепляют двигательный аппарат ребёнка, мускулатуру, подготавливая его к игре на музыкальных инструментах.
Объяснения провожу спокойным, доброжелательным тоном, не спеша, и тогда ребёнок постепенно освоит все движения.
Валеологические песенки - приветствия настраивают детей в начале занятия на весёлый лад и помогают поддерживать доброе настроение на весь день.
«Доброе утро» (с оздоровительным массажем) музыка Арсеневской
«Здравствуйте, ладошки»
«Солнышко встало»
«Кто у нас хороший»
«Ладошки, просыпайтесь»
Физкультминутки применяю с целью психической разрядки, она способствует снятию невротических состояний, влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это динамические паузы по1-2 минуты.
Время проведения выбираю произвольно, в зависимости от утомляемости детей. Большинство физкультминуток сопровождается стихотворным текстом или выполняется под музыку.
«Два клоуна» (дети выступают с воображаемыми мячами) под музыку Д.Б.Кабалевского «Клоуны»
«Новая кукла» (девочки радуясь, танцуют с куклой) под музыку
П.И. Чайковского
Минутка релаксации
«Факиры» (дети садятся по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, голова опущена, подбородок касается
груди, глаза закрыты, факиры отдыхают) музыка народная сирийская.
Дыхательная гимнастика используется перед пением и готовит не только дыхательный и артикуляционный аппарат, но и психологически настраивает ребёнка, помогает чисто интонировать.
Основными задачами дыхательной гимнастики являются:
- Укрепление физиологического дыхания
- Тренировка вдоха и выдоха
- Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)
«Представьте, что перед нами игрушки надувные. Надувать будем так: короткий вдох уф, маленькая задержка и продолжительный выдох фу - у-у-у-у-у-у»
Песочная терапия с музыкой очень нравится детям. Игры с песком поднимают настроение, приносят радость. В музыкальном зале нет ящика с песком, но есть экран и дети смотрят рисование на песке и слушают симфоническую музыку. Вначале поём логопедическую распевку «Песок».
Использую музыку П.И. Чайковского «Детский альбом», М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», А. Вивальди «Времена года»
Логоритмика улучшает психомоторное развитие ребёнка, а музыкальный ритм является вспомогательным инструментом для создания у ребёнка чувства уверенности и комфорта. Специально подобранные песненки и упражнения из «Логоритмики» (Железновых), способствуют развитию речи, предотвращают развитие различных речевых патологий.
Пропеваю с детьми: «У жирафа», «Гуси», «Мишка», «Машинка», «Краб», «Червячки».
Дети могут сопровождать пение игрой на шумовых инструментах или использовать жесты: хлопки, шлепки, притопы (по методике К. Орфа)
Театрализованные игры и упражнения можно рассматривать, как самую активную форму творческой деятельности для формирования произвольных психических функций. В процессе игры совершенствуется сенсомоторика, формируются умения и навыки общения. Начать можно с использования театра игрушек или кукол. Куклы встречаются, разговаривают, прощаются.
Детям нравятся игры на создание образа: «петушок» – высоко поднимает колени, машет крыльями, «лиса» - хитро прищуривается, бежит, заметая следы хвостом…
Разнообразные по теме и методике игры и упражнения включаю в сетку занятий по музыкальной деятельности во всех возрастных группах, а также использую в индивидуальной и подгрупповой работе.
Организация работы проводится по трем направлениям:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
- Совместная работа с логопедами и психологом ДОУ
Мы вместе обсуждаем, как осуществить принцип личностно-ориентированного подхода, где в центре внимания ребёнок с его неповторимым индивидуально-психическим складом
Провожу анкетирование родителей, организовала консультации на тему: «Как слушать музыку с ребёнком дома», «Эмоциональный комфорт в семье», оформила стенд: «Значение игр на мелкую моторику»
Организуем совместно с психологом и логопедами тренинги для родителей: «Коммуникативные игры и релаксация», досуг для детей и родителей «Дружба начинается с улыбки» с играми и упражнениями на положительные эмоции.
Такие формы работы сближают педагогов с родителями - мы чаще общаемся, ближе знакомимся. Родители видят в нас помощников, людей не безразличных к их детям. Так мы объединяем свои усилия и обеспечиваем эмоциональный комфорт и интересную содержательную жизнь ребенку в детском саду и дома.
Результаты работы:
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
Именно эмоциональное благополучие необходимо для успешного развития каждого ребёнка и даёт положительный результат.
По итогам мониторинга за 2021/22год показатели эмоционального состояния детей улучшились на 25-30%
- Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными
болезнями)
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих
развития способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности
Работа в данном направлении улучшает самочувствие детей и благополучно сказывается на морально - психологическом состоянии. Именно эмоциональное благополучие необходимо для успешного развития каждого ребёнка и даёт положительный результат.
Список использованных источников литературы:
- Гусева Л.Б. Музыкальная радуга. Колокольчик №9. СПб.,1988.-23с.
- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб., 2008.-85с.
- Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. СПб.,2004.-107с.
- Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. СПб.,2008.-109с.
- Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. СПб.,2010.-87с.
- Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей.
Вып.1. Игры звуками. Учебно- методическое пособие. СПб.,2003.-100с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990.-166с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в р...
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО
Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его...
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО...
Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »
Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...
«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с учётом требований ФГОС и ФОП»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с учётом требований ФГОС и ФОП»...
«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с учётом требований ФГОС и ФОП»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с учётом требований ФГОС и ФОП»...