ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ИГРОВОЙ МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (старшая, подготовительная группа)

Новичихина Наталья Александровна

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобра­зием реактивности организма ребенка. Важнейшие из мор­фологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, брон­хов и бронхиол, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податливости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева. В связи с этим у ребенка ограничены возможности вентиляции, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации ин­фекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ИГРОВОЙ МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Оздоравливающий аспект.

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податливости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева. В связи с этим у ребенка ограничены возможности вентиляции, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации инфекции.

Физиологическое своеобразие дыхания ребенка связано с большой функциональной нагрузкой при продолжающемся развитии и морфологической дифференцировке. В то же время отмечаются меньшая растяжимость легочной ткани и относительно большая работа дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, приводящая к ее истощению при повышенных требованиях к дыхательному аппарату. К физиологическим особенностям дыхания ребенка относится также более низкая возбудимость дыхательного центра и более поздняя адаптация к гипоксемии, сравнительно меньшее давление в малом круге кровообращения, обусловливающее наклонность к сдавливанию сосудов при воспалительных изменениях.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.

Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно возбуждает функцию дыхания. Работа мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Несмотря на произвольное регулирование дыхания, дыхательная функция тонко приспосабливается к меняющимся потребностям организма за счет наличия богатого рецепторного аппарата функциональной системы дыхания и ряда возможных путей регуляции функции.

Отмечаются некоторые особенности реагирования дыхания на мышечную работу у детей, которые сводятся к усилению вентиляции преимущественно за счет учащения и меньше за счет углубления дыхания. При системной работе над развитием дыхательного аппарата у детей наблюдается относительно больший прирост легочной вентиляции. Увеличение газообмена при мышечной работе достигает некоторого предела, известного в физиологии дыхания как величина максимального потребления кислорода, определяющего функциональные возможности дыхания, лимитирующие объем производимой работы. Максимальное потребление кислорода увеличивается по мере роста ребенка. В то же время у детей возможность длительно сохранять потребление кислорода на максимальном уровне ограничена и увеличивается с возрастом и в зависимости от занятий.

Под влиянием систематических занятий дыхательными упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания — жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха. Уменьшается работа дыхания в расчете на единицу вентиляции и потребления кислорода; улучшается кислородтранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания. Все эти благоприятные функциональные сдвиги являются не только прямым следствием возрастного преобразования дыхательной системы.

В патологических условиях при заболеваниях органов дыхания нарушается тонкий приспособительный механизм, обеспечивающий адекватное включение многочисленных звеньев функциональной системы дыхания и предупреждающий нарушения гомеостаза. Восстановление нейрогуморальной регуляции дыхания, приспособительная перестройка его в целях обеспечения жизнеспособности детского организма — важнейшая лечебная задача.

Произвольное изменение дыхания во время выполнения упражнений осуществляется по механизму условного рефлекса и вырабатывается на основе словесных раздражителей, по показу в игровой форме, применяется в связи с нормализующим действием мышечной работы на нервную систему, аппарат внешнего дыхания. Оказывая положительное влияние на корковые процессы, упражнения способствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости, уменьшение отечности и набухлости слизистой оболочки, уменьшение проявлений дискринии, т.е. устраняются основные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости.

Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Только правильное выполнение будет эффективным: дыхательные упражнения с удлиненным и ступенчато-удлиненным выдохом, дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели и бронхиального дерева (физиологический вибрационный массаж, приводящий к снижению тонуса гладкой мускулатуры), дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе, упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные, упражнения, корригирующие упражнения. Необходимо проводить подбор упражнений с учетом периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимостью физических нагрузок.

2. Развивающий аспект.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

В рамках теории деятельности в логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Сказка – популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Особое внимание обращается на тесную связь сказки с игрой. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.

Стихи – короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.

Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.

Взаимосвязь музыки, слова и движения прекрасно представлена в хороводах.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Развивать фонационный (озвученный) выдох.

Развивать речевое дыхание.

Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. Виды этой работы:

Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.

Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 минут.

Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.

Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

температура воздуха должна быть на уровне 18-20° С;

одежда не должна стеснять движений;

не заниматься сразу после приема пищи;

не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

3. Игровые дыхательные упражнения.

Таблица.

Внимание! Игровое оборудование раздается индивидуально каждому ребенку.

(Условные обозначения: О-оборудование, Х-ход игры, П-примечание.)

Название игры

Оборудование

1.

«Вертушки».

Одинарные вертушки на палочках

2.

«Дудочки».

Рожки или дудочки.

3.

«Шарики»

Воздушные шарики с длинной ниткой, привязанные к стульчикам или их держат на вытянутой руке мамы.

4.

«Бабочки»

Бабочки, вырезанные из салфеток величиной с детскую ладошку; коробочка-домик для бабочек.

5.

«Снежинки 1»

Снежинки, вырезанные из салфеток величиной с детскую ладошку; коробочка для снежинок.

6.

«Снежинки 2»

Снежинки –небольшие комочки ваты:

«Снежиночки-пушиночки

отправились все в путь.

Но вот они устали – Присели отдохнуть».

7.

«Футбол»

«Мяч» (ватный комок) нужно передвинуть через черту (или к маме, а мама обратно к ребенку, или вместе в колечко, лежащее на небольшом расстоянии от ребенка).

8.

«Осенние листья 1»

Осенние листья  (натуральные или сделанные из цветной бумаги) с длинной ниткой, привязанные к стульчикам или их держат на вытянутой руке мамы.

9.

«Осенние листья 2»

Осенние листья  (натуральные), ёмкость с водой. – «Как плавают листочки в маленьком озере?» -дуем на листочки.

10.

«Лодочки»

Лодочки-оригами запускаем в ёмкость с водой (двигаются с помощью выдыхаемого воздуха)

11.

«Перья»

Легкие небольшие перья птиц.

12.

«Ураган»

Трубочка вставляется в отверстие в крышке пластиковой бутылки(0,5 л), наполненной некоторым количеством бумажных кусочков (из жатой бумаги, размером 1см на 1см)

13.

«Ух» - «Дрова»

Х: «На зиму дрова пилили –З-з-з»

    И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с пилой – вперед, назад.

«Мы дрова кололи вместе топором –Ух!»

И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с топором- вверх (вдох), вниз (на выдохе «Ух»).

П: игра повторяется 3-4 раза.

14.

«Надувайся пузырь»

Х: дети и родители становятся в круг близко друг к другу, со словами: «Надувайся пузырь, надувайся большой, да не лопайся» -расходятся в стороны, продолжая надувать пузырь(вдох через нос, резкий выдох через рот). «Лопнул-«С-с-с»- сходятся к середине.

П: игра повторяется 4-5 раз.

15.

«Дождик»

Новогодний дождик, прикрепленный к палочке.

16.

«З» - «Комар»

Х: «Давайте поймаем комара (развести руки в стороны, затем медленно сводя вместе со звуком «З», хлопнуть в ладоши)–поймали».

П: повторить 4-6 раз.

17.

«С» - «Насос»

Х: «Мы будем накачивать колесо (или шарик), в руках у нас насос (стать прямо, ноги на ширине ступни, поднимаем руки до уровня груди-делаем вдох через нос, опускаем руки вниз – делаем выдох со звуком «С»)».

П: повторить 4-6 раз.

18.

«Ж» - «Жук»

О: игрушка жука (или другого летающего насекомого) на длинной нитке (25см), лежащая в яйце (от киндер-сюрприза).

Х: дети открывают яйца, а мамы за нитку поднимают жуков. Жуки улетают, а дети пытаются дотянуться и поймать их двумя руками. Жуки летают со звуком «Ж»- мамы и ведущий демонстрируют звук, побуждая детей к подражанию.

19.

«Ш» - «Ветер»

«Ш»(с бумагой)

П: можно использовать совместно с упражнением «Бабочки».

Х: «Подул сильный ветер-«Ш-ш-ш», бабочки разлетелись».

П: дети могут показать как быстро летали бабочки. Затем собрать бабочек и снова повторить игру.

С пергаментной бумагой-сминание-шелест.

20.

«А»-«Горячий чай»

О: посудка.

Х: «Давайте угостим зверят чаем (изобразить как наливаем чай из чайника), чай горячий «А», нужно остудить (подуть на чай). Теперь можно угощать-чай остыл».

21.

«Шарик»

Х: «Наши щечки превращаются в шарики. Надуваем их (и резким движением указательных пальцев выпустить воздух изо рта) – лопнул».

П: повторить 4-6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников.

Предлагаемый материал поможет родителям, логопедам, педагогам в игровой форме использовать дыхательные упражнения в своей деятельности....

«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...

Проблемно - игровые методы логико-математического развития дошкольников

Игровые методы являются сегодня наиболее популярными и преимущественными. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными....

Презентация: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.Цель: развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей в логико-математическом развитии дошколь...