Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры
статья (старшая, подготовительная группа)
Шахматы – это целый мир, мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, воспитывает уверенность в своих силах. Приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения и начинать обучение этой мудрой игре можно и нужно в раннем возрасте, но безусловно на уровне, доступном для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_doshkolnikov_posredstvom_shahmatnoy_igry.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры
Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы.
Почему же необходимо активно приобщать ребят к играм в шахматы? Какая польза от этих игр для детей?
Шахматы — это не просто интересная игра, она способна принести детям разностороннюю пользу:
- Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации. Умение логически мыслить развивается от партии к партии. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.
- Развивают память и пространственное воображение.
- Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности.
- Игра в шахматы — это всегда соревнование, своего рода борьба. А это закаляет детский характер и психику. Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, анализировать их причины.
- Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
- Игра в шахматы способствует социализации, развитию навыков общения, приучает дошкольников доброжелательно относиться друг к другу.
- Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.
Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься шахматами. Недопустимо заставлять ребенка играть в новую для него игру: взрослый должен сделать так, чтобы они сами этого захотели.
Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, в нашем объединении оно проходит в виде спектакля, где дети знакомятся с историей игры.
Ребёнка необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш нельзя: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Нужно научить его воспринимать поражение спокойно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. В другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.
Занимаясь с шахматами, дошкольник учится размышлять, принимать решения, поэтому ни в коем случае не следует торопить его сделать ход. Ведь ребёнок сам несёт ответственность за собственные действия. Также нельзя подсказывать детям ходы: помогать тактично, не напрямую (например, можно сказать «подумай ещё», «может быть, есть другой вариант?»).
Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, необходимо продумать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шахматами в дальнейшем.
Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:
- Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Взрослый учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельное поле.
- Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какое поле («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения.
- Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
- Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
- Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.
В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:
- «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
- «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
- «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
- «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а взрослый убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
- «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одно поле и бьёт другие фигуры тоже на одно поле, но по диагонали».
- «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
- «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.
Усилить интерес к шахматам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.
На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры. Всегда с интересом ребята слушают различные легенды, отгадывают ребусы, кроссворды, занимательные задачи, викторины.
С помощью шахмат можно разыгрывать с ребенком небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием воинов-фигур, которые защищают короля, или про одинокую пешку, которая искала себе друзей. Всё зависит от креативности взрослого. Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.
Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться.
Влияние шахмат на развитие умственных способностей ребенка изучено в теории, и доказано на практике проведением множества исследований и экспериментов. Шахматы учат думать, у шахматистов формируется не механическое запоминание, а аналитическое и логическое мышление. Осознавая, какое значение для развития интеллекта ребенка имеют шахматы, сегодня этим вопросом занимается Министерство образования и науки РФ.
Список использованной литературы:
1. Балашова В.Ю. Герои сказок играют в шахматы или шахматы для самых маленьких. – М.: Издательство, 2012. – 104 с.
2. Гришин В.Г., «Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада, М.: Просвещение, 1991. – 158с.
3. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих/ Д.В. Нестерова. - М.: РИПОЛ классик, 2007. – 256с.
4. Сухин И.Г., Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.
5. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр
Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для разв...
Презентация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
Опыт работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста....
Развитие логического мышления дошкольника посредством использования игр со счётными палочками
В материале представлены идеи использования счётных палочек для развития логического мышления дошкольников...
Семинар – практикум «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:1. Блоки Дьенеша знакомят д...
Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр
Статья посвещена вопросу ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах дея...
План по самообразованию "Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр".
Перспективный план работы на 2020-2021 по данной теме....