Семинар – практикум «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»
методическая разработка по математике

Солохина Татьяна Михайловна
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
1.        Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2.        Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
3.        Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4.        Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
5.        Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.
6.        Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7.        Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kafedra_logiko-matematicheskoe_razvitie.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Жемчужинка»

КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Семинар – практикум

 «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»

Разработчик : Солохина Т.М., педагог-психолог

Харп

2018

ЧТО ТАКОЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

 Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся.

Фигуры делятся по таким признакам: Цвет. Синие, красные, желтые. Размер. Маленькие, большие. Толщина. Толстые, тонкие. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

МЕТОДИКА

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1.        Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2.        Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3.        Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4.        Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5.        Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.

6.        Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7.        Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Оптимальный возраст для начала занятий – 2-3 года

КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

 Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

 Свободная игра. Цель – научить ребенка решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые». Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ

 Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

КАРТОЧКИ

АЛЬБОМЫ

 Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами).

Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.

Игра «Большой – маленький» (умение соотносить величину предмета с движением). Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

Игра «Мышки – норушки» (умение различать цвета)

К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки

• Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

- найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета;

- найди все фигуры как эта по цвету (воспитатель показывает фигуру и спрашивает, какого она цвета);

- найди все фигуры в форме круга (воспитатель треугольника, квадрата, прямоугольника);

- найти все фигуры как эта по форме (воспитатель показывает и спрашивает, какая она по форме);найти все маленькие (большие фигуры);

- найти все фигуры как эта по размеру (воспитатель показывает и спрашивает, какая она по размеру – большая или маленькая);

• Более сложный вариант – найти не такие фигуры: все не красные, не круглые, не тонкие и т. д.

• Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме.

• Составь плоскостные изображения предметов: для этих игр используется как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых, используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

• Игра «Волшебный мешочек». Все фигуры складываются в мешок. Попросить детей на ощупь достать фигурку и характеризовать ее по одному или нескольким признакам. Либо назвать форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

• Игра «Что изменилось». Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6, просим внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» просим закрыть глаза и убираем одну из фигур. Произносим считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и просим сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложняем его фигурки не убираются, а меняются местами.

• Игра «Магазин». Все фигуры раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) в начале года, и покупателя (продавцом может быть и взрослый, и другой ребенок) в конце учебного года. Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное печенье. Продай мне его, пожалуйста» Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».

Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение. В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 2-3 признака.

Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.

  1. Игра "Найди пару" Ход игры: ребёнку предлагается найти пару каждому блоку (большой красный квадрат – маленький красный квадрат; маленький желтый круг - большой желтый круг и т. д.). Я выкладываю большой круг, большой квадрат, большой треугольник и т..д. . Ребенок должен найти пару – маленький круг и т.д. 
  2.   Игра «Чудесный мешочек»

Ход игры: все фигурки складываются в мешок. Попросим ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

  1. Игра «Выложи по картинке». Картинка из альбома. выкладывание

Блоки Дьенеша в младшей группе: система работы с детьми Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру). В середине года можно задавать два свойства для искомой фигуры. Например: «Найди жёлтую большую фигуру, красную треугольную, маленькую квадратную и т.д.».

Игры с блоками Дьенеша в младшей группе

 Игра «Что изменилось» Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.

 Игра «Третий лишний» Выложите три фигуры, две из которых объединены одним признаком. Попросите ребёнка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.

 Игра «Волшебный мешочек» Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.

 Игра «Раздели фигуры» Игра направлена на умение выделять фигуру с заданным признаком из других. В гости к детям приходят Сова и Ёжик. Сове нужно дать только круглые фигуры, а Ёжику только большие (только синие и только прямоугольные, только квадратные и только красные и т.д.).

 Игра «Чередование» Выкладывание цепочки (последовательности): красная, жёлтая — круглая, прямоугольная — большая, маленькая и т.д. Игра «Найди пару» Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую. Игра «Опиши фигуру» Каждый ребёнок берёт из мешочка фигуру и называет её свойства: круглая, большая, красная, тонкая. Игра «Найди клад» Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать и для такой игры: на полу разложить несколько фигур. Когда дети закроют глаза, воспитатель прячет монетку под одну из них. Дети должны узнать, под какой фигурой клад, задавая вопросы: «Клад под жёлтой фигурой? Клад под большой фигурой?». Постепенно вариантов фигур останется меньше, и внимательные малыши смогут найти клад. Игра «Второй ряд» Выложите 5-7 фигур в ряд и предложите малышам выложить второй ряд так, чтобы под каждой фигурой оказалась фигура другого цвета (или формы, или размера). Во второй половине года в младшей группе можно познакомить детей со знаками (каточками), обозначающими свойства фигур: цвет, форма, размер и толщина и организовывать более интересные игры. Игра «Разложи на группы» Педагог предлагает детям разделить фигуры, опираясь на соответствующую карточку-признак: в одну группу синие, в другую большие, в третью треугольный и т.д. Игра «Помоги ёжику добраться до дома» («Выложи дорожку») Ребёнку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению). Для игры понадобятся специальные схемы, по которым дети будут выкладывать дорожку для ёжика. Например, сначала нужно положить красную фигуру, потом жёлтую, потом синюю, потом жёлтую, потом красную и т.д. по стрелке. Более сложный вариант, в котором необходимо учитывать сразу два признака: сначала положить синюю треугольную фигуру, потом красную квадратную, потом синюю круглую, потом жёлтую прямоугольную и т.д. Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать как элемент образовательной деятельности, а так же для индивидуальной работы с малышами для развития математических представлений.

Средняя группа (4–5 лет) Методика работы с детьми.

 В средней группе дети уже знакомы с карточками-символами и могут выделять 2-3 признака предметов. Для развития логического мышления целесообразно предлагать дошкольникам составлять загадки с использованием карточек-символов.

 Для этого можно воспользоваться пустой таблицей 1х3 (или специальными заготовками). Выложите в квадраты два знака, например: толстая и круглая, а в третий ребёнок должен положить соответствующую фигуру из набора — толстый круг (цвет при этом не учитывается). Я в своей работе использую логические таблицы с блоками и играю с детьми в игру «Какой фигуры не хватает».

Квадрат разделите на 9 частей, в 8 из них положите определенные значки или воспользуйтесь готовыми таблицами. Ребёнок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки. Варианты игр с блоками Дьенеша в средней группе

 Игра «Волшебный кубик» Для некоторых игр могут понадобиться кубики, на гранях которых наклеены символы (и символы-отрицания, для более сложного варианта). Я изготовила 8 таких кубиков, соответствующих свойствам фигур. На гранях первого изображены символы цвета, на втором — символы формы, на третьем — символы размера, на четвёртом — символы толщины. Остальные четыре дублируются, но на них уже символы-отрицания. Такие кубики можно использовать для классификации фигур по 1-4 признакам, выбрасывая одновременно от 1 до 4 кубиков с разными признаками. Ребёнок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2, 3, 4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2, 3, 4 свойства.

Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (внимание)

Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.

Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям восстановить первоначальный вариант.

Игра на развитие логического мышления «Что лишнее?»

Варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр

Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для разв...

Презентация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

Опыт работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

laquo;Развитие элементов  логического мышления дошкольников  посредством логико-математических игр»...