"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Практико-значимый проект:
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_zdorovesberezheniyu.doc | 132.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Горская СОШ (дошкольное отделение)
Практико-значимый проект:
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры»
Составила:
Старший воспитатель,
Подшивалова Татьяна Ивановна
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение 3-4
II. Глава I 5-12
III. Глава II 13-17
IV. Заключение 18
V. Используемая литература 19-20
VI. Приложение 21-26
ВВЕДЕНИЕ.
Все мы родом из детства, тем не менее то самое детство, которое мы «прошли», остается для нас загадкой, и мы, взрослые, неустанно о нем размышляем с тем, чтобы сделать детство современных детей по-настоящему детским, то есть уберечь детей от горестей и ошибок.
Детство имеет одно важное преимущество: в нем нет возрастных напластований, в нем информационная чистота, свобода и готовность к познанию мира. Это преимущество, будь оно творчески использовано взрослыми, могло бы произрасти прекрасными плодами, но взрослые, тяготеющие к излишне устойчивым принципам и критериям, в большинстве случаев препятствуют гибкому, свободному развитию ребенка. Поэтому нередко дети вырастают не «благодаря», а «вопреки», через тяжелые душевные страдания приобретая жизненный опыт.
Детство- праздник для души,
Но кричать ты не спеши,
Что у всех оно прекрасно,
И безоблачно,
И ясно…
Есть, есть в этом мире зло,
Убить его нам не дано,
Оно дамокловым мечом
Висит над маленьким челом.
Ксения Соловьева (г. Тольятти)
Риторически спросим: «Легко ли быть ребенком?». Ответ ясен. Нелегко. Сфера детства, как воображаемая шаровая поверхность необъятного радиуса, наполнена видимыми и невидимыми взаимосвязанными, противоречивыми явлениями. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы эта сфера детства была здоровой, т.е. валеологической.
Предметом валеологии является здоровье здорового человека. Педагогическая валеология, развиваемая учеными Г.К.Зайцевым, В.В.Колбановым, В.П.Петленко, Л.Г.Татарноковой, выдвигает в качестве основной задачи сохранение и укрепление здоровья детей.
Н.К. Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в которую, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении.
Образовательные учреждения (школы, дошкольные учреждения, специализированные школы) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Остановимся поподробнее на дошкольных учреждения.
ГЛАВА I.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).
Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:
поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.
В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено:
формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
использование в образовательной деятельности дошкольного учреждения духовно-нравственного и культурного потенциала города, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого потенциала;
обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
реабилитационные мероприятия (фитотерапия, кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “слаженностью” в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.
Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:
Психическое здоровье (ментальное здоровье) – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе. Здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
Оздоровительная гимнастика.
Игры – релаксации.
Разные виды массажа.
Привитие детям гигиенических навыков.
Простейшие навыки оказания первой помощи.
Физкультминутки во время занятий.
Функциональная музыка.
Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
Массовые оздоровительные мероприятия.
Упражнения для глаз.
2. Работа с семьей.
Пропаганда здорового образа жизни.
Консультации.
Индивидуальные беседы.
Выступления на родительских собраниях.
Распространение буклетов.
Выставки.
Проведение совместных мероприятий.
3. Работа с педагогическим коллективом.
Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.
Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
Посещение научно-практических конференций.
4. Создание условий и развивающей среды.
Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.
Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Подбор картотек.
Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
Ведение кружков.
С целью реализации здоровьесберегающей технологии в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, тренажёрный (по возможности) и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. В каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.
Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.
В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:
1.Осуществление профилактики простудных заболеваний.
Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений.
2.Проведение закаливающих процедур.
Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Ежедневные прогулки зимой на лыжах, различные спортивные игры являются немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе. Доказано, что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение и дыхательную, и сердечно сосудистую системы, а также способствует снятию психоэмоционального напряжения.
Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни:
Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.
Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.
Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.
Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
“Не навреди!”
Принцип сознательности и активности.
Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
Рациональное питание.
Оптимальная двигательная активность.
Соблюдение режима дня.
Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.
ГЛАВА II.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
Цели использования здоровьесберегающих технологий:
- сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ,
- укрепление психического и физического здоровья дошкольников.
Задачи:
- распределять образовательные и физические нагрузки;
- предотвращать перегрузки и усталость;
- пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и детей.
Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
В современных социально – экономических условиях остро встает проблема формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
- качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
- технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Средства здоровьесберегающих технологий:
1.Средства двигательной направленности:
•элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
•физические упражнения;
• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.).
Методы здоровьесберегающих технологий:
фронтальный,
групповой,
практический метод,
познавательная игра,
игровой метод,
соревновательный метод,
метод индивидуальных занятий.
Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Особенное внимание в своей работе я уделяю благополучной адаптации дошкольников и организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности.
Это:
1. Обеспечение оптимальных гигиенических условий в спортивном зале и создание экологического пространства: освещение, проветривание.
2. Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.
3. Глазодвигательные упражнения (вверх – вниз, вправо – влево, вдаль – близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
4. Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражненияв группе и во время прогулок способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности и профилактике гиподинамии.
5. В развитии общей и ручной моторики используются комплексы физминуток, которые подбираются к изучаемым на занятиях в группах темам и проводятся в игровой форме.
Основные задачи физминутки – это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
6. Для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.
7. Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работе с детьми использую комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
8. Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
9. Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдается определенная последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
10. Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения в кроватях помогают детскому организму проснуться, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус.
11. Просветительно – воспитательная работа с детьми представлена методическими разработками бесед, направленных на воспитание здорового образа жизни у дошкольников.
12. Мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников направлены на формирование у детей навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях, а также на профилактику и предотвращение детского дорожно– транспортного травматизма.
13. Просветительно – воспитательная работа с родителями проводится в форме консультаций на родительских собраниях и индивидуально, а также через папки – передвижки.
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по развитию речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи, ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
В своей работе, на занятиях по развитию речи, воспитатели используют разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, глазотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, точечный массаж, самомассаж и т.д.
Я применяю следующую схему построения занятий:
в организационный момент я включаю релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
в ходе занятий предусматриваются артикуляционные, мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения, пальчиковые игры;
игры со словами несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют своевременно скорректировать развитие ребенка и в дальнейшем оказывают существенное влияние на качество школьного обучения.
Процесс формирования речи осуществляется на основе междисциплинарного подхода, который позволяет в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данные методы и приемы здоровьесберегающих технологий помогают детям преодолеть имеющиеся нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар!
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.
Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. – 2004.
И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Нищеева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- 2008.
Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы. Вторая младшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012.
Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3 – 7 лет. – 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – Спб.:КАРО, 2004.
Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007.
Смирнова Т.В. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе младших дошкольников)/авт.-сост.Т.В.Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2013.
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.
Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»
(нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний)
1. «Массаж живота» (скульптор замешивает глину). Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
Цель – улучшить работу кишечника.
С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем «готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).
2. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая (ый), чудесная (ый), прекрасная (ый)» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).
3. «Заводим машину». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставим пальчики на середину грудины, от вилочковой железы вниз 8 точек, и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком: «Ж—Ж—Ж». Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «ПИ» (сигнал, что машина завелась).
4. «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.
5. «Чебурашка». Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины). Растираем за ушами, «промазываем глину», чтобы ушки не отклеились.
6. «Массаж головы». Поза сидя на коврике, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
7. «Лепим красивое лицо». Поза сидя на коврике, ноги «по-турецки». Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.
8. Игра «Буратино». Поза сидя на коврике. Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.
9. «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.
Поза сидя на ковре, ноги согнуты «по-турецки», в руке небольшая мочалочка. Трем «рукой-мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья; «смываем водой мыло» — ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду».
При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.
10. «Массаж ног».
Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.
Поглаживание, пощипывание, сильное растирание голени и бедра (воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах).
«Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая
руки.
11. Игра «Покачай малышку». Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармоничного движения ног.
12. «Качалочка». Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (боковая качалочка). Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма.
13. «Велосипед». Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.
УЛУЧШИМ ОСАНКУ
1. «Улучшим осанку»
Встать вплотную к стене, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут (укрепление мышц спины и брюшного пресса). Сидеть «по-турецки» 20—30 секунд, дыхание произвольное.
Поза «священной коровы» — сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально), из положения сидя на коленях. Чередовать это упражнение сидя и во время ходьбы.
2. «Птица перед взлетом»
Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5—6 секунд).
Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.
Ребенок садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела, «кто там?», возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.
ПСИХОГИМНАСТИКА.
1. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
2. «Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание — вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
3. «Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2—3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
4. Игра «Шарик». Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.
Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.
5. Игра «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек.
Шалтай-Болтай Шалтай-Болтай
Сидел на стене, Свалился во сне.
Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол.
6. Игра «Зернышко». Ребенок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки-корешки» и «ручки-росточки» и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.
ЙОГА В ИГРЕ
1. «Поза кошечки». Ребенок в позе спящей кошечки (лежа на боку, ноги согнуты в коленях и подтянуты к груди; руки, согнутые в локтях, скрещены возле груди) лежит и мурлычет. «Котенок» встает на колени и выгибает спину со звуком «ш — ш — ш — ш». Упражнение обучает приемам саморасслабления.
2. «Кошечка проползает под забором». Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует продвижение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках и входит в позу «змеи».
3. Поза «змеи». «Змея» плотно прижата животом к полу, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево — вправо (шипит). Упражнение тонизирует и является профилактическим при заболевании почек.
4. «Собачка». Исходное положение — упор на руках и ногах, ягодицы подняты кверху. «Собачка» лает, «виляет» хвостиком. Во время виляния «хвостом» ягодицы движутся влево и вправо. Укрепляются мышцы рук, ног, улучшается кровоснабжение.
5. «Левушка». И. П. сидя на пятках, язык прижат к небу под зубами, «лев ищет добычу» — ребенок поворачивается в левую сторону до предела, одновременно двигая язык за зубами в сторону поворота, как бы заглатывая его. Возврат в И. П., то же в правую сторону. «Лев нашел добычу» — ребенок встает на колени, пальцы согнуты, как когти, сильно напряжены (или сжаты в кулаки), глаза смотрят вверх, лев рычит, днем — со звуком, ночью — беззвучно (на выдохе). Повторить 2—4 раза.
Упражнение оказывает положительное воздействие на голосовые связки, миндалины и щитовидную железу.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
2. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
5. Энергично произносить «п — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
6. Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
7. Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.
8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
1. «Покорители космоса».
Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:
1. «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.
2. «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
3. «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости.
На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.
2. «Гудок парохода».
Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.
3. «Полет самолета».
Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.
4. «Упрямый ослик».
Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».
Что же ты хочешь, мой милый «И-а» ? Сена, лепешек иль молока?
«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.
Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом, излечиваются.
«Плакса».
Ребенок плачет со звуком «ы».
Что ты плачешь «ы» да «ы» ? Будем мы с тобой играть,
Слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.
«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.
«Кто знает больше добрых слов».
Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительный качества: милый, добрый, хороший, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т.д.
Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры.
Индивидуальный план самообразования....
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры»
План по самообразованию по теме ФГОС...
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры»
план по самообразованию инструктора по физо...
Использование инновационных технологий на занятиях физической культурой в ДОУ
Презентация на тему Использование инновационных технологий на занятиях физической культурой в ДОУ...
Проект на тему: Использование современных здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры в ДОУ.
В данном проекте рассмотрены современные здоровьесберегающие технологии применяемые в МБДОУ ДС №8 "Снеговичок" на занятиях физической культуры. Раскрыты возможности их применения.Целью разра...
ОТЧЕТ по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год.
Данная разработка предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....
«Скиппинг - инновационные здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культуры (методическая разработка)»
Здоровье человека и особенно ребенка – тема достаточно актуальная в нашем детском саду. Перед нами регулярно встает вопрос поиска новых эффективных форм работы с дошкольниками по здоро...