«Расскажи мне сказку!» Вечер встреч педагога-психолога с родителями детей старшей группы
статья (старшая группа)
В старшей группе МБДОУ "Детский сад №2" прошел вечер встреч педагога-психолога с родителями. Тема: "Расскажи мне сказку!" Цель встречи: расширение психолого-педагогических знаний в родительской среде о роли сказки в развитии дошкольника и важности знакомства со сказками в семье. Встреча прошла тепло и продуктивно. Мы вспомнили сказки своего детства, рассказали свои любимые, посмотрели видеоролик с детьми в главной роли и их рассуждения о сказках. И пришли к выводу: СКАЗКЕ в семье быть! Статья об этой встрече была напечатана в Научно-образовательном журнале "Вестник дошкольного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.v.kuznetsova._kuzbass.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Расскажи мне сказку!»
Вечер встреч педагога-психолога с родителями
детей старшей группы
Кузнецова Наталья Викторовна педагог-психолог,
МБДОУ «Детский сад №2 «Сказка», Кузбасс, г. Прокопьевск
Цель: расширение психолого-педагогических знаний в родительской среде о роли сказки в развитии дошкольника и важности знакомства со сказками в семье.
СКАЗКА….. Вкус детства и аромат счастья! Все мы выросли на сказках, у каждого из нас есть любимые сказочные истории и это одни из самых приятных воспоминаний о детстве. Волшебный мир сказок открывается ребёнку в раннем возрасте. А начинается все с того, что любящая мама с младенчества поет своему чаду потешки, пестушки, рассказывает стишки. Сказки становятся интересны детям примерно с 1.5 летнего – 2х – летнего возраста. С детской сказки начинается знакомство ребенка с окружающим миром, с миром человеческих отношений. Психологи сходятся во мнении, что сказка является таким же необходимым этапом полноценного психического развития, как игра! То, есть это то, что невозможно обойти стороной в детстве.
Язык сказки доступен и понятен любому ребенку. Сказка… казалось, что может быть проще и в то же время она всегда загадочна, волшебна: " Жили - были..." и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий и грез. Сказка никогда не учит напрямую, она умеет доносить образами, которыми ребенок увлекается, и незаметно для себя усваивает жизненно важные постулаты. Ведь дети так не любят нравоучений.
Каждая сказка имеет свой смысл и ее можно интерпретировать с разных точек зрения. Например, сказка «Колобок», почему на вопрос: «Жалко ли тебе Колобка?», ребенок 5 лет отвечает: «Нет, он был запрограммирован на то, чтобы его съели». Попробуем разобраться…И как будто, все просто - сказка о том, что хвастаться нехорошо и убегать от родителей не надо, но оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в мире и это не случайно. Наверняка, разные народы пересказывали эту сказку из поколения в поколение, вкладывая в нее что- то свое, не только ради развлечения. Такое широкое распространения сказки «Колобок» свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Ученые насчитывают у разных народов около 40 вариантов сказок с подобным сюжетом - сбежал хлеб! Белорусская сказка «Сбежавший пирог», в Англии - «Джонни-пончик», в Шотландии «Лиса и маленькая пышечка» и другие. Есть мнение, что в этой сказке показана цикличность: Колобок – это Солнышко, а животные - части суток, докатился до ночи - Лисы, она его и съела. Есть еще одна идея, если сравнить тексты сказки и древнерусские заговоры, можно заметить их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве, он будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей. Или сказка «Курочка Ряба», о чем она? (Диалог с родителями).
Роль сказки в формировании психических процессов малыша невозможно переоценить! Внимание и память, мышление и речь, эмоции и нравственные качества, воображение и творчество …. Полноценное развитие этих процессов невозможно без знакомства со сказочными историями в дошкольном возрасте.
Как рассказывать сказку ребенку?
Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его
психического развития и пригодность сказки с точки зрения языка, понятности ребенку. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет малышу интересна.
В два года детям очень нравятся сказки о животных. Они с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемыми сказочными животными, их действиям с различными предметами. Кроме того их завораживают повторяющиеся сюжетные обороты. И, действительно, во многих известных сказках присутствует этот прием - "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок". Подобные повторения помогают маленькому ребёнку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Позднее у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление, он представляет в уме, фантазирует. И в этом возрасте дети готовы к восприятию волшебных сказок. В 5 -7 лет детям можно предлагать любые сказки, сюжет которых интересен ребёнку. Кроме этого, малыш уже может сам придумать то, чего нет на самом деле, используя свое воображение, продолжить сказку или сочинить на новый лад. Часто дети влюбляются в одну сказку и просят постоянно только ее читать и рассказывать, не удивляйтесь, значит это именно та сказка, которая нужна ему на данном этапе, ведь сказка не только учит, она еще и лечит. В психологии существует целая отрасль – «сказкотерапия», где сказки рассказывают не только детям, но и взрослым.
Сказку нужно уметь преподнести, чтобы заинтересовать, заворожить! Полезно создать условия во время слушания сказки (уют, объятия, полумрак, можно укутаться в плед), хорошо, если рассказывание будет подкрепляться визуально: яркие картинки или постановка с куклами. Если ребенок устал можно остановиться. Необходимо отметить, что внимательно слушают сказки не все дети и не всегда, поэтому, организуйте пространство – если ребенок хочет, пусть рисует или лепит. Главное, чтобы ему и вам было комфортно!
По окончании встречи родителям предлагается видеоролик, в котором представлено интервью с их детьми. (Какие сказки знают малыши, как они их рассказывают, игра «Сказка на новый лад», где дети переделывают конец известной сказки, и занимаются словотворчеством).
Итак, читайте, рассказывайте своему малышу сказки! С ними вы передаете не только древнюю мудрость, развиваете, увлекаете своего ребенка, но, и самое важное, на мой взгляд, вы проводите вместе время, те золотые минуты, когда у родителей со своим малышом появляется душевная близость, доверие, гармония! Вы вместе сочиняете свою сказку под названием «Счастливое детство»!
Библиографический список
1.Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 176с.
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога-психолога с детьми в старшей группе на тему: «Осень».
1. Упражнение на развитие слуховой памяти.(Детям предлагается послушать стихотворение про осень М. Ходякова). 2. «Назови лишний п...
Конспект игровой встречи педагога-психолога с детьми и родителями адаптационной группы на тему "Что ты, Ёж, такой колючий?"
Данная игровая встреча входит в составленную мною программу "Доброе начало", предназначенную для работы в детско-родительской группе кратковременного пребывания. Цель программы - помочь детя...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми в старшей группе на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла».
развитие слуховой памяти, развитие зрительной памяти, релаксация, развитие чувства эмпатии...
Конспект игровой встречи педагога-психолога с детьми и родителями адаптационной группы на тему "Репка"
Данная игровая встреча входит в составленную мною программу "Доброе начало", предназначенную для работы в детско-родительской группе кратковременного пребывания. Цель программы - помочь детя...
Конспект игровой встречи педагога-психолога с детьми и родителями адаптационной группы на тему "Мишка, мишка, хватит спать!"
Данная игровая встреча проводится в конце марта, так как 24 марта отмечается День пробуждения медведя. Вместе с родителями и детьми 2-3 лет мы отправляемся на прогулку в весенний лес, чтобы разбудить ...
Интегрированное занятие педагога - психолога с логопедом в старшей группе. Тема занятия: «Путешествие к Мише»
Интегрированное занятие педагога - психолога с логопедом в старшей группе.Тема занятия: «Путешествие к Мише»...
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...