Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников
статья
Раскрывается понятие здоровьесберегающие образовательные технологии. Речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_problemy_formirovaniya_zdorovya.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по теме «Современные проблемы
формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников»
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Поэтому целью нашей работы является повышение компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Актуальность проблемы позволила сформулировать направление системы коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию, связанное с организацией образовательного развивающего процесса. Он основан на системе личностных ценностей, главная из которых культура здоровья, обеспечивающая включение самого ребёнка с ОВЗ в построение здоровьесберегающего пространства, способствующего привлечению всех его личностных положительных ресурсов в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.
Значительно выросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаем важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые нами в коррекционно-развивающей работе по физическому воспитанию, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- Приобщение детей к физической культуре.
- Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашем образовательном учреждении:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представлений о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья.
Для реализации этих принципов используется комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Принципы, лежащие в формировании единства:
- Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий.
- Принцип формирования осмысленной моторики – становится произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.
- Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы.
- Принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.
Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ОВЗ ведётся нами на протяжении многих лет.
Этому способствует созданная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:
- Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием (мячи фитбол, комплект мягких модулей: полоса препятствий, игровой модуль «Трансформер», тоннель мягкий модуль, игровое пособие «Парашют», массажная дорожка «Следочки», игровое пособие «Гамачок», игровое пособие «Цветные полоски» игровое пособие «Звучащая мишень») и другими спортивными атрибутами и тренажерами (батут, сухой бассейн, беговая дорожка и др.).
- В группах созданы спортивные мини - центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашем образовательном учреждении является одной из значимых и приоритетных. Они представляют собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и ребенка, ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные.
В нашем образовательном учреждении физкультурно-оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.
В своей работе с детьми с речевыми нарушениями мы используем современные образовательные технологии и методики, так как педагогическая технология – важный фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности помогает делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата. Тщательно продумываются условия реализации технологий, предметная среда, необходимые атрибуты, материалы и оборудование.
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ОВЗ, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
Основные отличительные особенности здоровьесберегающих педагогических технологий заключаются в следующем:
1. В процессе непосредственно - образовательной деятельности активизируются разные виды восприятия ребенка - зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации.
2. Используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.
3. Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма. Проводятся динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием деятельности.
4. В течение всей деятельности дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам - слуховым (на источник звука) и зрительным - предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).
В своей работе мы используем следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня; возраст детей | Особенности методики проведения |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
1.Подвижные и спортивные игры | Как часть непосредственно-образовательной деятельности (НОД), на прогулке, ежедневно | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр |
2.Физкультурные минутки | Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах | Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики переутомления |
3.Пальчиковая гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, ежедневно | Игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение |
4.Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы | Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса |
5.Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка |
6.Динамические паузы | Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2 младшей группы | В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации |
7.Ритмопластика | На утренней гимнастике (элементы) 2 раза в неделю по 30 мин, во время НОД | В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой |
8.Логоритмика | Как часть непосредственно-образовательной деятельности | Направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение» |
9.Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
10.Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватях; ходьба по ребристым дощечкам и другие |
11.Релаксация | В любом подходящем помещении | В зависимости от состояния детей и целей, педагог-психолог определяет интенсивность технологии |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
1.Непосредственно – образовательная деятельность | 2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке | Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения |
2.Проблемно-игровые ситуации | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
3.Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями | 1 раз в квартал | Поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Например: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Неделя здоровья» |
4.Технология валеологической направленности | Серия игровых занятий «Азбука здоровья» - 1 раз в неделю по 30 мин | Используется самостоятельно и в качестве вспомогательного средства |
5.Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук
| В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание |
6.Проектная деятельность | По мере планирования | Процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Например: проект «Все на свете я смогу, я здоровье сберегу», «Туристическая тропа» |
3. Коррекционные технологии | ||
1.Игровые технологии Игровой с (игровой стретчинг, игры-путешествия и др.) | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Преимущества физкультурных занятий с использованием игровых технологий в целях здоровьесбережения по сравнению с традиционными занятиями в том, что: -повышается двигательная активность и степень участия в занятии каждого дошкольников формируется устойчивый интерес к двигательной активности, развивается двигательное творчество; -ненавязчиво формируется культура здоровья, которая позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение и удовольствие; -физическая нагрузка воспринимается детьми легко и с интересом (они не испытывают усталости); -создается и поддерживается оптимальный психологический комфорт. |
2. Игровая технология - геокешинг | Используется в работе с детьми 5-7 лет на занятиях, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей | Мы нашли современную форму работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности и образовательной, используя игровую технологию в стиле геокешинг, которая предполагает адаптированную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, карт и схем. Это командная игра с элементами спортивного ориентирования. |
3. Музыкальная игра -сказка | Используется в работе с детьми 4-7 лет на занятиях, утренниках, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей | Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание |
4.Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя |
5. Мяч и речь | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, ежедневно | Включает в себя словесные, дидактические, подвижные игры с использованием мяча. |
6. Песочная терапия | Используется в работе с детьми 2-7 лет на занятиях | Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя |
7.Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. | Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений |
Таким образом, применение в нашей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....
«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...
Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий. ( выступление из личного опыта работы)
Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий.( выступление из личного опыта работы)...
Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников
В статье раскрыты современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников....
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....