Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников
консультация
В статье раскрыты современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_problemy_formirovaniya_zdorovya.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение «Детский сад № 56»,
реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования
Консультация для педагогов по теме «Современные проблемы
формирования здоровья и здорового образа жизни дошкольников»
подготовили:
Рангаева А. А. – инструктор по физической культуре
Мартынова А. М. – педагог-психолог
2022 г.
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Поэтому целью нашей работы является повышение компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Актуальность проблемы позволила сформулировать направление системы коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию, связанное с организацией образовательного развивающего процесса. Он основан на системе личностных ценностей, главная из которых культура здоровья, обеспечивающая включение самого ребёнка с ОВЗ в построение здоровьесберегающего пространства, способствующего привлечению всех его личностных положительных ресурсов в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.
Значительно выросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаем важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые нами в коррекционно-развивающей работе по физическому воспитанию, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- Приобщение детей к физической культуре.
- Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашем образовательном учреждении:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представлений о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья.
Для реализации этих принципов используется комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Принципы, лежащие в формировании единства:
- Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий.
- Принцип формирования осмысленной моторики – становится произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.
- Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы.
- Принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.
Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ОВЗ ведётся нами на протяжении многих лет.
Этому способствует созданная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:
- Физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием (мячи фитбол, комплект мягких модулей: полоса препятствий, игровой модуль «Трансформер», тоннель мягкий модуль, игровое пособие «Парашют», массажная дорожка «Следочки», игровое пособие «Гамачок», игровое пособие «Цветные полоски» игровое пособие «Звучащая мишень») и другими спортивными атрибутами и тренажерами (батут, сухой бассейн, беговая дорожка и др.).
- В группах созданы спортивные мини - центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашем образовательном учреждении является одной из значимых и приоритетных. Они представляют собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и ребенка, ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные.
В нашем образовательном учреждении физкультурно-оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности.
В своей работе с детьми с речевыми нарушениями мы используем современные образовательные технологии и методики, так как педагогическая технология – важный фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности помогает делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата. Тщательно продумываются условия реализации технологий, предметная среда, необходимые атрибуты, материалы и оборудование.
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ОВЗ, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
Основные отличительные особенности здоровьесберегающих педагогических технологий заключаются в следующем:
1. В процессе непосредственно - образовательной деятельности активизируются разные виды восприятия ребенка - зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное. Обогащается сенсомоторный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации.
2. Используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей.
3. Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма. Проводятся динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием деятельности.
4. В течение всей деятельности дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам - слуховым (на источник звука) и зрительным - предметным и знаково-символическим (в старшем дошкольном возрасте).
В своей работе мы используем следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня; возраст детей | Особенности методики проведения |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||
1.Подвижные и спортивные игры | Как часть непосредственно-образовательной деятельности (НОД), на прогулке, ежедневно | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр |
2.Физкультурные минутки | Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах | Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики переутомления |
3.Пальчиковая гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, ежедневно | Игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение |
4.Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы | Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса |
5.Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка |
6.Динамические паузы | Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2 младшей группы | В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации |
7.Ритмопластика | На утренней гимнастике (элементы) 2 раза в неделю по 30 мин, во время НОД | В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой |
8.Логоритмика | Как часть непосредственно-образовательной деятельности | Направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение» |
9.Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
10.Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватях; ходьба по ребристым дощечкам и другие |
11.Релаксация | В любом подходящем помещении | В зависимости от состояния детей и целей, педагог-психолог определяет интенсивность технологии |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | ||
1.Непосредственно – образовательная деятельность | 2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке | Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения |
2.Проблемно-игровые ситуации | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
3.Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями | 1 раз в квартал | Поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Например: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Неделя здоровья» |
4.Технология валеологической направленности | Серия игровых занятий «Азбука здоровья» - 1 раз в неделю по 30 мин | Используется самостоятельно и в качестве вспомогательного средства |
5.Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук
| В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание |
6.Проектная деятельность | По мере планирования | Процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Например: проект «Все на свете я смогу, я здоровье сберегу», «Туристическая тропа» |
3. Коррекционные технологии | ||
1.Игровые технологии Игровой с (игровой стретчинг, игры-путешествия и др.) | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Преимущества физкультурных занятий с использованием игровых технологий в целях здоровьесбережения по сравнению с традиционными занятиями в том, что: -повышается двигательная активность и степень участия в занятии каждого дошкольников формируется устойчивый интерес к двигательной активности, развивается двигательное творчество; -ненавязчиво формируется культура здоровья, которая позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение и удовольствие; -физическая нагрузка воспринимается детьми легко и с интересом (они не испытывают усталости); -создается и поддерживается оптимальный психологический комфорт. |
2. Игровая технология - геокешинг | Используется в работе с детьми 5-7 лет на занятиях, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей | Мы нашли современную форму работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности и образовательной, используя игровую технологию в стиле геокешинг, которая предполагает адаптированную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, карт и схем. Это командная игра с элементами спортивного ориентирования. |
3. Музыкальная игра -сказка | Используется в работе с детьми 4-7 лет на занятиях, утренниках, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей | Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание |
4.Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя |
5. Мяч и речь | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, ежедневно | Включает в себя словесные, дидактические, подвижные игры с использованием мяча. |
6. Песочная терапия | Используется в работе с детьми 2-7 лет на занятиях | Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя |
7.Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. | Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений |
Таким образом, применение в нашей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Будем здоровы! Практический материал по формированию представлений о здоровом и безопасном образе жизни в ДОУ. часть III "Безопасность"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и...
Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...
Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть II "Факторы здоровья"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы по разделам программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у ...
Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей дошкольного возраста
Задача приобщения дошкольников к здоровому и безопасному образу жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом спос...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий. ( выступление из личного опыта работы)
Формирование здорового и безопасного образа жизни дошкольников посредством применения здоровьесберегающих технологий.( выступление из личного опыта работы)...
Особенности формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО.
В старшем дошкольном возрасте уже можно знакомить ребят с возможностями здорового человека. Рационально расширять набор представлений о рациональном питании (объеме пищи, последовательности её п...