Коррекция уровня тревожности дошкольника методом игровой терапии
консультация

Макарова Юлия Анатольевна

В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности. Работу, с тревожным состоянием, дошкольника, нужно начинать как можно раньше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция уровня тревожности дошкольника методом игровой терапии.

В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности, с одной стороны, как непродолжительном эмоциональном состоянии, с другой – формирующейся чертой характера. Система дошкольного образования в нашей стране одной из основных задач ставит «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», что отражено в ФГОС ДО [1].

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда поводов для беспокойства нет.

Тревожность у детей дошкольного возраста может возникать вследствие неблагоприятных форм воспитания (гипоопека, гиперопека, неровное воспитание, авториторизм) и внутриличностных конфликтов (противоречивые, неадекватные, негативные требования со стороны родителей и детского сада, а также в результате сильного испуга, вызванного чрезвычайными ситуациями, бесконтрольным просмотром телевизора.

Тревожность может возникать в разные периоды дошкольного возраста, что связано с появляющимися возрастными кризисами. В младшем дошкольном воз-расте в процессе кризиса 3х лет ребенок испытывает тревогу при вынужденном разрыве с матерью в связи с поступлением в детский сад. В старшем дошкольном возрасте причинами тревоги служат : заниженная самооценка, смена ведущего вида деятельности (с игровой на учебную, подготовка к школьному обучению.

Выявить детей в тревожном состоянии можно по внешним проявлениям в поведении ребенка: постоянное беспокойство, нарушение сна, раздражительность, рассеянность внимания, мышечное напряжение, низкий эмоциональный фон, проблемы с аппетитом, соматические нарушения. Психологами разработаны диагностики, помогающие определить наличие тревожности у детей дошкольного возраста : методика Р. Тэммла «Выбери нужное лицо» [9], тест А. И. Захарова «Страхи в домиках», проективные методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Барашек в бутылке», «Нарисуй свой страх» и другие.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Проводить работу с тревожными детьми следует в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Основными способами коррекции тревожности являются :

1) метод Арт-терапии (изотерапия, игротерапия, фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия);

2) метод телесно ориентированной психотерапии (снятие мышечного напряжения, релаксация, танец, дыхательные гимнастики, массаж);

3) коррекция взаимоотношения родителей и детей;

4) метод аффирмации (многократное повторение одной фразы, с целью возникновения эмоционально-положительного отношения);

Выбор способа борьбы с тревожностью у детей дошкольного возраста зависит от причины её возникновения, чаще всего коррекция тревожных состояний представляет собой систему различных мероприятий.

В большей степени, возникновение тревожности у ребенка дошкольного возраста связано с существующими внутрисемейными проблемами. Для ребенка дошкольного возраста семья является основным институтом социализации. Вследствие чего психологами разработаны следующие рекомендации для родителей тревожных детей :

1. Избегайте противоречий в выборе дозволенного и запретов на желания ребенка.

2. Не требуйте от ребенка выполнения просьб, действий, которые невозможно выполнить в данном возрасте.

3. Будьте с ребенком искренни и честны, принимайте его положительные и отрицательные стороны.

4. Повышайте самооценку ребенка через телесный контакт и похвалу.

5. Учите ребенка отдыхать, адекватно выражать свои негативные эмоции [12].

Более подробно рассмотрим игровой метод, как один из способов коррекции тревожности у детей. Игротерапия может быть применена для решения двух задач: психологической диагностики и коррекции. В процессе игры можно наблюдать эмоциональные нарушения ребенка; благодаря созданной игровой ситуации дети выражают свои эмоции, переживания, страхи.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности в которой переплетаются реальное и воображаемое ребенком. З. Фрейд [9] говорил об игре следующим образом: «Самая любимая всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится.» Игра для ребенка является комфортным состоянием, так как в воображаемом мире он находится в безопасности, может становится любым героем перенимая на себя желаемую роль. Также в игре он может устанавливать правила, проявлять себя и набираться опыта общения со сверстниками. Педагоги и психологи подчёркивают значительное влияние игры на различные сферы психики. Она способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения, речи.

Существует две формы игротерапии : активная, в которой психолог искусственно создает игровую ситуацию для выявления нужных психологических показателей и их коррекции, и пассивная, представляющая собой наблюдения за игрой ребенка без вмешательства.

Игротерапия подразумевает выполнение определенных требований в работе с тревожными детьми :

1. Постепенное включение ребенка в незнакомую для него игру.

2. Рекомендуется подбирать игры без состязательных моментов.

3. Использовать плавный переход от одного вида игры к другому, учитывая игровой опыт ребенка.

4. Обсуждать с ребенком правила игры, для предотвращения усиления тревожности.

5. Пред началом терапии необходимо установить эмоциональный контакт между психологом и ребенком.

6. Игротерапию целесообразно начинать с выполнения релаксационных и дыхательных упражнений.

Коррекцию тревожности у детей дошкольного возраста можно считать эффективной при получении определенных показателей:

• уменьшение количества фобий;

• повышение самооценки;

• улучшение эмоционального фона;

• появление навыков социального взаимодействия без проявления тревожных реакций;

• нормализация уровня требований ребенком по отношению к себе;

• научение проживания ребенком тревожных ситуаций в самостоятельной игре [5].

Таким образом, можно сказать, что игровой метод коррекции уровня тревожности является более эффективным способом психологической коррекции тревожности детей дошкольного возраста, что в первую очередь связано с значением игры для ребенка на данном этапе развития.

Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155

2. Абакарова, Э. Г. Игровая терапия как модифицированный психокоррекционный метод, направленный на восстановление механизмов конституциональной компенсации и адаптации / Э. Г. Абакарова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №6. - С. 313-318.

3. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - М. : Пер Сэ, 2012. - 160 c.

4. Ждакаева, Е. И. Игровая терапия как средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений / Е. И. Ждакаева // Омский научный вестник. – 2011. - №6. - С. 160-163.

5. Костина, Л. М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников / Л. М. Костина // Вестник МГТУ. - 2004. - №2. - С. 347-353.

6. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. - М. : Знание, 1988. - 80 c.

7. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 639 c.

8. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2000.- 304 c.

9. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей

10. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М. : 1997. - 552 c.

11. Хёйзинга, Й. Человек играющий / Й. Хёйзинга. - Санкт-Петербург. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.- 416 с.

12. Шарова, В. Повышенная тревожность у детей. Советы психолага [Электронный ресурс] : статья / В. Шарова // 2012. - Режим доступа: https://pishikrasivo.ru/povyshennaya-trevozhnost-u-deteysovety-psihologa.



Предварительный просмотр:

Упражнение «Клубочек».

Цель: настроить детей на занятие, повышение уверенности в себе.

Добрый день, уважаемые взрослые, я рада вас всех видеть! Давайте познакомимся друг с другом поближе. А поможет нам в этом волшебный клубочек и зеркало. Мы будем передавать его по кругу, смотреть на себя в зеркало и говорить свое имя, а еще положительную черту своего характера (когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко, всегда веселее, когда есть друзья).

Упражнение «Карусель общения»

Перед началом упражнения все участники тренинга рассаживаются по кругу и продолжают фразу, заданную ведущим: «Я люблю…»; «Меня радует…»; «Мне грустно, когда…»; «Я сержусь, когда…»; «Я горжусь собой, когда…».

Упражнение «Кинопроба»

Необходимо перечислить пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь. Выбрать из своего списка одно достижение, которым вы горди- тесь больше всего. Встать и произнести, обращаясь ко всем: «Я не хочу хва- статься, но...», и дополнить фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, делясь своими достижениями? Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение «Ассоциации»

Какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа» и др.

Упражнение «Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного и эмоционального напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить взрослых попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом меняются ролями. По мере избавления от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Упражнение «Повышаем доверие»

Цель: сплочение коллектива, развитие доверия друг к другу.

Команда делиться на несколько группа по 5- 6 человек. Каждый игрок по очереди отворачивается от совей команды и падает назад, чтобы они его поймали. Поймать игрока – обязательное условие. В результате упражнения коллеги будут больше доверять друг другу. По окончании игры можно сообща обсудить поведение всех участников.

Упражнение «Замок»

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2–3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение «Голосовая разрядка»

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов – издать резкий звук, например: «Ух!».

Техника «Отрезать, отбросить»

Этот прием пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, – немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Упражнение « Разрывание бумаги»

Цель: высвобождение негативных эмоций

Взрослым предлагается вспомнить свои личные ситуации из жизни, когда их что-то или кто-то обижал, огорчал, когда испытывали чувство тревоги, злости, раздражения и перенесите эти негативные эмоции на бумагу. Её можно смять или разорвать на мелкие кусочки.

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

Участники игры по кругу при помощи сравнения, говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру педагог-психолог: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твоё?» Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. п.

Разыгрывание сценки «Котята».

Цель: Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умение выразить своё.

Дети слушают песенку.

Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают сценку полностью.

Игра «Настроение и походка».

Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Педагог-психолог показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем коки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её».

Упражнение «Расскажи свои страхи».

Цель: Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.

Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то …» Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Педагог-психолог каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.) Предложить детям нарисовать свой страх. (см. Рисование «Нарисуй свой страх»).

Комплекс «Музыкальная мозаика».

Цель: Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальных фрагментам разных темпов.

Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную – резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую – тонкие, изящные, нежные; под спокойную тихую музыку – стоят без движения и «слушают» свое тело.

Рисование на тему «Нарисуй свой страх».

Цель: Снятие страхов, осознание своих страхов.

Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки на ночь в группе, а дома подумать и в следующий – раз рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справился.

Беседа о страхах.

Цель: Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.

Педагог-психолог просит ответить детей на вопросы : «Все ли страхи плохие? Бояться – это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя – это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится – дети или взрослые?»

Далее рассматривает с детьми рисунки, которые рисовали раньше, они предварительно развешаны на стене, и спрашивает: Кто, какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?

Далее желательно провести рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!»

Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!»

Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний.

После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, воспитатель предлагает нарисовать картинку на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор – на чем рисовать ( на старом рисунке или изобразить свой страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т. д., или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавится.

Этюд «Стойкий оловянный солдатик».

Цель: Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе.

Педагог-психолог читает сказку Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его.

Этюд «Смелые ребята».

Цель: Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребё нок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается, (ребенок спрыгивает со стула) превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.



Предварительный просмотр:

Коррекцию тревожности у детей дошкольного возраста можно считать эффективной при получении определенных показателей:

• уменьшение количества фобий;

• повышение самооценки;

• улучшение эмоционального фона;

• появление навыков социального взаимодействия без проявления тревожных реакций;

• нормализация уровня требований ребенком по отношению к себе;

• научение проживания ребенком тревожных ситуаций в самостоятельной игре

МБДОУ «Детский сад «Аленка»

Памятка для воспитателей

Коррекция уровня тревожности дошкольника

Педагог-психолог

Макарова Ю.А.

п.Тюльган, 2022

 

   Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Диагностики, помогающие определить наличие тревожности у детей дошкольного возраста :

 методика Р. Тэммла «Выбери нужное лицо» [9],

 тест А. И. Захарова «Страхи в домиках»,

проективные методики «Рисунок человека»,

«Несуществующее животное»,

 «Барашек в бутылке»,

«Нарисуй свой страх» 

и другие.

Работу с тревожным ребенком следует проводить  в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Рекомендации для родителей тревожных детей :

1. Избегайте противоречий в выборе дозволенного и запретов на желания ребенка.

2. Не требуйте от ребенка выполнения просьб, действий, которые невозможно выполнить в данном возрасте.

3. Будьте с ребенком искренни и честны, принимайте его положительные и отрицательные стороны.

4. Повышайте самооценку ребенка через телесный контакт и похвалу.

5. Учите ребенка отдыхать, адекватно выражать свои негативные эмоции

Игротерапия подразумевает выполнение определенных требований в работе с тревожными детьми :

1. Постепенное включение ребенка в незнакомую для него игру.

2. Рекомендуется подбирать игры без состязательных моментов.

3. Использовать плавный переход от одного вида игры к другому, учитывая игровой опыт ребенка.

4. Обсуждать с ребенком правила игры, для предотвращения усиления тревожности.

5. Пред началом терапии необходимо установить эмоциональный контакт между психологом и ребенком.

6. Игротерапию целесообразно начинать с выполнения релаксационных и дыхательных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...

Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...

Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ  посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....

Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности

Одним из методов развития и  оздоровления детей,  основанном на искусстве и творче­ской деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: иг...

Статья - "Психологическая коррекция уровня тревожности у дошкольников"

Поэтапная система работы по коррекции уровня тревожности у детей дошкольного возраста...

Игры на снижение уровня тревожности дошкольников

В картотеке (которую легко можно разрезать на карточки) представлены игры, направленные на снижение уровня тревожности и повышение самооценки детей дошкольного возраста...