Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности
консультация по теме
Одним из методов развития и оздоровления детей, основанном на искусстве и творческой деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: игровую терапию, песочную терапию, сказкотерапию, изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством), цветотерапию, музыкотерапию(воздействие через восприятие музыки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация методов игровой терапии в проектной деятельности»
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для развития ребёнка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребёнку раскрепостить своё воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки. Именно поэтому всё большее значение в развитии и оздоровлении дошкольника приобретает игровая терапия.Этометоды стимуляции эмоциональных, умственных и психомоторных способностей ребенка, применяемые в целях овладения ребенком собственным поведением и эмоциями.
Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» на протяжении нескольких лет углубленно занимается оздоровительной работой с детьми. Педагоги изучили и освоили ряд оздоровительных технологий и методик, создаются и совершенствуются необходимые условия укрепления здоровья воспитанников.
Одним из методов развития и оздоровления детей, основанном на искусстве и творческой деятельности, являетсяарт-терапия.Внастоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: игровую терапию, песочную терапию, сказкотерапию, изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством), цветотерапию, музыкотерапию(воздействие через восприятие музыки).
«Игра» и «терапия» - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это: развлечения, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Кроме того, взрослый в игре с ребенком может открыть для себя совершенно незнакомый мир малыша, установить с ним более доверительные отношения и понять, в какой помощи он больше всего нуждается. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства. При помощи ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния, о которых не может рассказать.
Использованием приемов игровой терапии в работе с дошкольниками я занимаюсь несколько лет. Мой опыт работы обобщен в пособии «Игротерапия в работе с детьми», в котором подобраны игры для сохранения и укрепления здоровья детей, создания благоприятного микроклимата в детском коллективе.
В своей работе с детьми я использую проектный метод. Мною разработан и реализован проект«Игровая терапия в оздоровлении детей».
Актуальность:
С помощью игротерапии снять внутренние напряжение, повышенную тревожность, смягчить чувство недоверия к миру, враждебности к окружающим.
Продолжительность проекта: в течение учебного года.
Проблема проекта: «Помочь подрастающему ребенку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь».
Цель проекта:помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении жизненных ситуаций, отыгрываемых или моделируемых в игровом процессе.
Задачи проекта:
- Моделирование эмоционального состояния ребенка.
- Восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизацияотношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок -другие дети».
- Разрешение внутренних конфликтов.
Формирование:
- умения заботиться о своем эмоциональном состоянии;
- умения отстаивать свою точку зрения.
Обогащение:
- игрового опыта детей.
Развитие:
- познавательной активности;
- игрового творчества детей;
- желания совершенствовать свои игровые возможности для укрепления своего здоровья.
Воспитание:
- привычки к здоровому образу жизни.
Участники проекта:
Педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
В работе над проектом была использована научно-методическая литература:
- М.В. Киселева «Арт - терапия в работе с детьми».- Санкт-
Петербург, 2006 г. - А.С. Галанов «Игры, которые лечат». - Москва , 2004 г.
- «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»,
(пособие для руководителей и практических работников ДОУ).- Москва, 2003 г. - «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ». СоставительН.И. Крылова. Волгоград 2009 г.
- Журнал «Дошкольная педагогика». № 4 2008 у.г. «Игротера-
пия с песком». - Журнал «Дошкольное воспитание». № 5 2009 г. «Игровая те
рапия». - Журнал «Дошкольная педагогика». № 2 2009 г. «Игры в сухом
бассейне для развития дыхания».
Этапы работы:
1 этап: | Выявление проблемы. Формирование цели, задач. |
2 этап: | Выполнение проекта. Практическая деятельность. |
3 этап: | Итоги работы. Презентация работы. |
Для успешной реализации проекта создана материально – техническая база.
- Художественные материалы:карандаши, краски, фломастеры, клей,прозрачный скотч.
- Бумага разных размеров.
- Куклы, солдатики и т.п.
- Мягкие игрушки.
- Кукольные дома с набором мебели и наборами фигурок, изображающих членов семьи (детей разных возрастных групп, папу, маму, бабушку, дедушку), звериную семью (например, медведей или зайцев).
- Игрушечные предметы быта (телефоны, посуда, кухонная плита, утюг холодильник.
- Настольные игры.
- Конструктор различных видов.
- Тематические игровые наборы (доктор, парикмахер).
- Машинки, кораблики, паровозики.
- Музыкальные инструменты.
- Губка, полотенце, веревка, лоскутки.
- Разнообразные природные материалы (глина, песок, камушки, палочки, мох, кора и плоды деревьев).
Организация работы с детьми:
- Игры с песком: «Угадай, что спрятано в песке», «Во саду ли, во огороде»,«Детские секретики» и др.
- Игры с куклами: «Дочки-матери», «Моя семья», игры – драматизации и др.
- Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения: «Снеговик», «Буратино», «Преврати бумагу в снег» и др.
- Игры, направленные на тренировку памяти, внимания, торможения: «Быстрые ответы».
- Игры, направленные на коррекцию детских страхов: «Жмурки», «Прятки», «Пятнашки» и др.
- Игры, направленные на коррекцию агрессии: «Каратист», «Минута шалости», «Боксер», «Добрые и злые кошки» и др.
Играя с детьми, необходимо помнить, что все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребенку успокоиться, перейти от возбужденного состояния к спокойному. Например,детям очень нравиться игра «Превратим бумагу в снег»,направленная на расслабление и снятие напряжения.
Воспитатель: - Возьмите бумагу, разорвите ее на кусочки, сложите в центр круга. (Дети рвут бумагу).
Воспитатель: - Вот сколько раздражения и злости вышло из вас! Давайте произнесем волшебные слова и превратим бумагу в снег.
Дети: -Крибле, крабле, бум! (Дети рвут бумагу, прыгают на ней, бросают горстями в воздух).
Воспитатель: - Приехала снегоуборочная машина.(Дети убирают бумагу в корзину).
Воспитатель: - Как вы себя чувствуете?
Дети передают свое эмоциональное состояние:
-Мы стали добрые; злость ушла, улучшилось настроение.
В своей работе я использую методы песочной терапии, которые помогают развивать творческие способности, улучшают эмоциональное стояние детей. В песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно. Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (пробуждает, в первую очередь, фантазию, развивает мелкую моторику рук).С детьми находим зарытые сокровища и просто сочиняем сказки и рисуем на мокром песке, находим выход из любой проблемы, что способствует развитию речи детей.
Очень плодотворно и интереснопроходитвзаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии. Задачей педагога в этих условиях становится максимальная разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, повышение уровня осознанности событий.
Основные приемы работы со сказкой, которые я используя в работе с детьми: анализ сказок; рассказывание сказок; переписывание сказок; постановку сказок; постановку сказок с помощью кукол; сочинение сказок; рисование по мотивам сказок.С детьми сочиняем новые сказки, рассказываем их друг другу, рисуем по мотивам сказок, ведь в рисунке проявляются свободные ассоциации.
В рамках сказкотерапии я использую куклотерапию, которая помогает реально воплощать выражаемые образы. Задействованы различные варианты кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневой театр и др. Детям очень нравится создавать кукол своими руками (совместно с родителями или воспитателями).
Изотерапия-терапия изобразительным творчеством. Рисование выступает как способ достижения своих творческих возможностей. Ребенок, рисуя, дает выход своим чувствам, переживаем.
Элементы цветотерапиияиспользую как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми. Для развития зрительного восприятия, формирования фиксации взора, концентрации внимания в группе используется «Аквалампа».
В группе мы играем в игры: «Волшебный цветок», «Цветные пятнышки», «Разноцветные стеклышки», «Радуга из ленточек», «Радужный зонт», «Разноцветные очки». Эти игры направлены на развитие мелкой моторики рук, на закрепление и знание цветов спектра. Дети, играя, учатся различать теплые и холодные цвета, развивают фантазию, мышление, воображение, память Игры снимают эмоциональное напряжение, помогают детям открыто выражать свои мысли и чувства. Например, игра «Разноцветные очки»
Цель: закреплять у детей знания о теплых и холодных цветах, развивать фантазию, снятие эмоционального напряжения.
Материал: разноцветные очки (с желтыми, зелеными, синими, красными стеклышками).
Описание игры:(звучит спокойная музыка).
Педагог: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь изакройте глаза. Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение. Откройте глаза. Оденьте очки. Теперь вы видите каждый свою радугу:
- Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы сановитесь сильнее, вам тепло и приятно.
- Желтый цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь.
- Зеленый цвет — это цвет травы, листьев. Вам хорошо и спокойно.
- Голубой и синий— цвета неба и воды. Голубой — мягкий и успокаивающий,
освежающий, как вода в жару. Запоминайте ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги, — пусть настроение у вас сегодня будет таким, же разноцветным, как радуга».
Сеансы игровой терапии сопровождает специально подобранная музыка. С помощью музыкотерапии дети успокаиваются, расслабляются, развиваются творческие и коммуникативные способности, формируются музыкальные навыки. В группе у нас есть музыкальный центр и уголок музыкальной терапии. В него входит картотека: звуки природы, детские песни, ритмичные и спокойные, сказки и т.д. Музыкотерапия используется в течение всего дня при проведении режимных моментов.
Организация работы с родителями
В дошкольном учреждении проводится работа с родителями по арт-терапии, ведь ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Родителям интересно узнать об арт-терапии, о ее влиянии на развитие и здоровье детей.
С целью повышения роли родителей в профилактической работе, привлечения к активному участию в оздоровлении своих детей проводится цикл консультаций: «Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста», «Знакомьтесь — игротерапия», «Что такое арт-терапия?», «Игры с песком», «Игра в системе оздоровления и воспитательной работы с детьми», «Игры которые нас лечат» и др.
Родители вместе с детьми собирают коллекции игрушек для песочной терапии, изготавливают кукол, декорации, костюмы. Дети показывают спектакли для родителей: «Колобок» (русская народная сказка), «Как собака друга искала» (мордовская сказка), «Теремок» (русская народная сказка) и др., организуют выставки детских рисунков, коллажей.
Наша работа по внедрению методов игровой терапии на этом не заканчивается. В перспективе мы планируем изготовить новые игры по арт-терапии, пополнить коллекции игрушек, изготовить новых кукол, пополнить фонотеку для проведения сеансов музыкотерапии.
Опыт работы показывает, что использование приемов игровой терапии в совместной деятельности с детьми очень эффективен. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, поэтому этот процесс для него так терапевтичен. Сеансы игровой терапии дают возможность развивать у детей эстетические чувства, мышление, речь, творческие способности, формируют музыкальные навыки, улучшают эмоциональное состояние детей. Дети получают хороший заряд бодрости и уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.
Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...
«Внедрение методов игровой терапии
В дошкольном возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окр...
Краткий обзор метода игровой терапии Тераплэй
В статье описываются основные принципы работы метода игровой терапии Тераплэй....
Метод игровой терапии как средство вовлечения детей с РАС в совместные события, социальные контакты и взаимодействие со средой
опыт работы...
Коррекция уровня тревожности дошкольника методом игровой терапии
В современном обществе наблюдается большой процент детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в тревожности. Работу, с тревожным состоянием, дошкольника, нужно начинать как можно раньше....