Методические рекомендации по использованию методов игровой терапии
материал на тему
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию
методов игровой терапии
Подготовила воспитатель Иванова М.В.
Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром -игра.
Игра - является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого.
Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации.
Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии.
Игра - закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения.
Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка:
- позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье,определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни;
- помогает ребенку приобрести определённые навыки в той илииной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальныенормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает
эмоциональное и физическое состояние; - игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы,позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства воблегченной форме;
- помогает детям развивать способности, преодолевать конфликтыи достигать психологического равновесия;
На этом основана игротерапия - основной психотерапевтический метод работы с детьми от 2 до 7 лет. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.
- Игры, направленные на коррекцию страхов " Смелые мыши "
( с 2 лет )
Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.
"Привидение" (с 3 лет)
На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: "У-у -у...". Тот, кого он поймал, становится ведущим.
" Пчёлка в темноте" (с 3 лет)
Взрослый произносит текст, а ребенок выполняет действия: " Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселится, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.
" Сова и зайцы " (с 3 лет)
Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушить постепенно.
Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: " У - у - у ". Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.
2) Игры, направленные на коррекцию агрессии.
" Сражение " (с 2 лет)
Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
" Злые - добрые кошки " (с 2 лет)
По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.
" Каратист " (с 3 лет)
На пол кладется обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: " Сильнее, сильнее!" Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.
" Боксер " (с 3 лет)
Эта игра очень похожа на игру " КАРАТИСТ", только вместе движений ногами надо делать движения руками.
"Ругаемся овощами, фруктами, ягодами" (с 3 лет)
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: " Ты - капуста ". В ответ: "А ты - редиска " или "А ты - слива" и т.д. Игра останавливается, если слышны какие - нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: " Ты - колокольчик", "А ты - розочка ".
" Капризная лошадка " (с 3 лет)
Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии. Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребёнком они сопровождают сказку действиями: " В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: " Покушай свежей травки, доченька" " Не хочу, не буду", - говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: " Иго - го!"
3) Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения
" Снеговик " (с 3 лет)
Родители и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щёки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: " А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять". Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.
"Буратино" (с 4 лет)
Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребёнком:
Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино.
Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.
Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.
Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.
А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем "
В заключении хотим вам напомнить, что самое главное - это не то, во что играть, а то, как играть.
Упражнение: "Превратим бумагу в снег".
Воспитатель: -Возьмите бумагу, разорвите её на кусочки, сложите в центр круга. (Дети рвут бумагу).
- Вот сколько раздражения и злости вылило из вас! Давайте произнесём волшебные слова и превратим бумагу в... снег.
- "Крибле, крабле, буме!"
(Дети кидают бумагу, прыгают, на ней, бросают горстями в воздух.)
Вос-ль: -Приехала снегоуборочная машина.
(Дети убирают бумагу в корзину. )
Вос-ль: -Как вы себя чувствуете?
(Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
Для воспитателей...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)
Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности в группе для детей с 5 до 6 лет в условиях детского сада.
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется гото...

Методическая рекомендация по занятию песочной терапии для детей раннего возраста.
Во время работы с детьми мы определяем на ощупь свойства песка, активизируем в речи слова «шершавый, твердый, мягкий.» Развивем у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию....

Методическая рекомендация по занятию песочной терапии для детей раннего возраста.
Во время работы с детьми мы определяем на ощупь свойства песка, активизируем в речи слова «шершавый, твердый, мягкий.» Развивем у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию....

Методические рекомендации по использованию игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста
Одной из форм сохранения здоровья дошкольника является игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Предлагаем вашему вниманию комплексы игровой оздоровительной гимнастики для детей вс...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор...